Что записать в ваш педагогический словарь
Система— совокупность отдельных компонентов, при взаимодействии которых появляется новое, интегративное качество, не присущее компонентам.
Воспитательная система школы (ВСШ)— такая форма интеграции деятельности школы, которая позволяет сделать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективным.
Компоненты ВСШ— учебно-воспитательный процесс, внеклассная и внеучебная деятельность.
Объект ВСШ— детский ученический коллектив.
Субъект ВСШ— педагогический и детский ученический коллективы, образующие единый общешкольный воспитательный коллектив.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
• сущность понятия «воспитательная система школы», структуру ВСШ;
• признаки и особенности различных типов воспитательных систем;
• педагогическую характеристику конкретных воспитательных систем в России и за рубежом.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
• анализировать возможности конкретных воспитательных систем в русле индивидуализации и гуманизации обучения и воспитания учащихся;
• выделять ведущие педагогические идеи, виды и структуру ВСШ;
• выявлять общее, особенное и индивидуальное в работе различных воспитательных систем.
Подготовка к самостоятельной
Работе
1. Воспитательная система школы —это:
1) учебно-воспитательная, внеклассная и внеурочная деятельность школы;
2) учителя и ученики школы, объединенные общими воспитательными целями;
3) совокупная деятельность школы на основе объединяющей педагогической идеи, направленная на наиболее оптимальное достижение поставленных воспитательных целей и задач;
4) ____________________________________
(Ваш вариант ответа)
1. В чем заключается различие между понятиями «воспитательная система школы» и «воспитательная работа»? Заполните таблицу.
Воспитательная система школы и воспитательная работа | |
Общее | Различия |
3. Какие из перечисленных признаков являются критериями оценки воспитательной системы школы? Отметьте правильный вариант.
1) Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема, характера воспитательной работы возможностям и условиям школы;
2) способ достижения конкретной дидактической цели;
3) скоординированность и целесообразность всех школьных воспитательных мероприятий;
4) способ контроля учебной деятельности;
5) согласованность планов и действий всех участников воспитательного процесса;
6) внешнее выражение процесса воспитания;
7) четкий ритм и дисциплина, строгая организация школьной жизни;
8) сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозрастные связи;
9) общий психологический климат школы, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
10) уровень воспитанности выпускников школы.
4. Расположите этапы развития воспитательной системы школы в логической последовательности:
№ Характеристика этапа
№ | Характеристика этапа |
Отработка структуры системы и содержания деятельности коллектива, утверждение приоритетных направлений функционирования системы, отработка эффективных форм и методов. Бурное развитие межвозрастного общения и самоуправления в ученическом коллективе. Коллектив педагогов статичен и консервативен, коллектив школьников — динамичен и революционен | |
Система формируется: крепнут связи, усиливаются интеграционные процессы, они охватывают учебную и внеучебную деятельность, идут поиски гибких форм познания, школьный воспитательный коллектив переходит в новое качественное состояние — содружество детей и взрослых, объединенных единой целью, общей деятельностью и общей ответственностью. Формируется новый тип учителя — исследователя. Расширяются связи школы со средой | |
Сложный процесс выявления целей, проектировки коллективных ценностей. Взаимодействие школы с окружающей средой имеет стихийный характер. Вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса |
5. Раскройте суть функций воспитательной системы школы.
Функция ВСШ | Характеристика функции |
Интегрирующая | |
ВСШ защищает от негативного воздействия семьи и окружающей среды | |
Компенсаторная | |
ВСШ обеспечивает динамику системы и ее поступательное развитие | |
Корректирующая |
6. Перед вами основные характеристики воспитательной системы по А. А. Захаренко: проанализируйте достоинства и недостатки данной системы, заполните таблицу.
В основе системы А. А. Захаренко лежит ряд идей. Прежде всего — идея воспитательных центров, в рамках которых организуется жизнетворчество школьников разных возрастов. Таких центров несколько. Это само здание школы, школьный двор, краеведческий музей, школьная обсерватория, школьная теплица, центр здоровья.
Идея «средового подхода» — важнейшая в воспитательной системе А. А. Захаренко. Смысл ее в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенностей и потребностей среды.
Системообразующей деятельностью в школе А. А. Захаренко является труд — труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много, вместе с родителями и учителями — в теплице, на пришкольном участке, на участке земли, выделенной для школы и т. д. Школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятельностью. Но стержень воспитательной системы Захаренко — совместный созидательный труд, в котором воспитывают и замысел, и процесс, и его результаты, влияющие уже не только на данное, но и на последующее поколение школьников. Очень важна в воспитательной системе А. А. Захаренко также организация эмоциональной жизни детей.