Что записать в ваш педагогический словарь

Система— совокупность отдельных компонентов, при вза­имодействии которых появляется новое, интегративное качество, не присущее компонентам.

Воспитательная система школы (ВСШ)— такая форма ин­теграции деятельности школы, которая позволяет сделать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективным.

Компоненты ВСШ— учебно-воспитательный процесс, вне­классная и внеучебная деятельность.

Объект ВСШ— детский ученический коллектив.

Субъект ВСШ— педагогический и детский ученический коллективы, образующие единый общешкольный воспитательный коллектив.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

• сущность понятия «воспитательная система школы», структуру ВСШ;

• признаки и особенности различных типов воспитательных систем;

• педагогическую характеристику конкретных воспитательных систем в России и за рубежом.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

• анализировать возможности конкретных воспитательных систем в русле индивидуализации и гуманизации обучения и воспита­ния учащихся;

• выделять ведущие педагогические идеи, виды и структуру ВСШ;

• выявлять общее, особенное и индивидуальное в работе различ­ных воспитательных систем.

Подготовка к самостоятельной

Работе

1. Воспитательная система школы —это:

1) учебно-воспитательная, внеклассная и внеурочная деятельность школы;

2) учителя и ученики школы, объединенные общими воспитатель­ными целями;

3) совокупная деятельность школы на основе объединяющей пе­дагогической идеи, направленная на наиболее оптимальное до­стижение поставленных воспитательных целей и задач;

4) ____________________________________

(Ваш вариант ответа)

1. В чем заключается различие между понятиями «воспитательная система школы» и «воспитательная работа»? Заполните таблицу.

Воспитательная система школы и воспитательная работа  
Общее   Различия  
       
       
       
       
       
       
       

3. Какие из перечисленных признаков являются критериями оценки воспитательной системы школы? Отметьте правильный вариант.

1) Упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие со­держания, объема, характера воспитательной работы возможно­стям и условиям школы;

2) способ достижения конкретной дидактической цели;

3) скоординированность и целесообразность всех школьных вос­питательных мероприятий;

4) способ контроля учебной деятельности;

5) согласованность планов и действий всех участников воспита­тельного процесса;

6) внешнее выражение процесса воспитания;

7) четкий ритм и дисциплина, строгая организация школьной жизни;

8) сплоченность школы «по вертикали», устойчивые межвозраст­ные связи;

9) общий психологический климат школы, самочувствие ребенка, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

10) уровень воспитанности выпускников школы.

4. Расположите этапы развития воспитательной системы школы в логической последовательности:

№ Характеристика этапа

Характеристика этапа
Отработка структуры системы и содержания деятельности коллектива, утверждение приоритетных направлений функционирования системы, отработка эффективных форм и методов. Бурное развитие межвозраст­ного общения и самоуправления в ученическом коллективе. Коллектив педагогов статичен и консервативен, коллектив школьников — динами­чен и революционен
Система формируется: крепнут связи, усиливаются интеграционные про­цессы, они охватывают учебную и внеучебную деятельность, идут поиски гибких форм познания, школьный воспитательный коллектив перехо­дит в новое качественное состояние — содружество детей и взрослых, объединенных единой целью, общей деятельностью и общей ответ­ственностью. Формируется новый тип учителя — исследователя. Рас­ширяются связи школы со средой
Сложный процесс выявления целей, проектировки коллективных цен­ностей. Взаимодействие школы с окружающей средой имеет стихийный характер. Вырабатываются главные ориентиры в организации воспита­тельного процесса

5. Раскройте суть функций воспитательной системы школы.

Функция ВСШ   Характеристика функции  
Интегрирующая  
    ВСШ защищает от негативного воздействия семьи и окружающей среды  
Компенсаторная      
    ВСШ обеспечивает динамику системы и ее поступатель­ное развитие  
Корректирующая      

6. Перед вами основные характеристики воспитательной системы по А. А. Захаренко: проанализируйте достоинства и недостатки дан­ной системы, заполните таблицу.

В основе системы А. А. Захаренко лежит ряд идей. Прежде всего — идея воспитательных центров, в рамках которых организуется жизнетворчество школьников разных возрастов. Таких центров несколько. Это само зда­ние школы, школьный двор, краеведческий музей, школьная обсервато­рия, школьная теплица, центр здоровья.

Идея «средового подхода» — важнейшая в воспитательной системе А. А. За­харенко. Смысл ее в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенностей и потребностей среды.

Системообразующей деятельностью в школе А. А. Захаренко является труд — труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много, вместе с родителями и учителями — в теплице, на пришколь­ном участке, на участке земли, выделенной для школы и т. д. Школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятельностью. Но стержень воспитательной системы Захаренко — совместный созида­тельный труд, в котором воспитывают и замысел, и процесс, и его резуль­таты, влияющие уже не только на данное, но и на последующее поколение школьников. Очень важна в воспитательной системе А. А. Захаренко так­же организация эмоциональной жизни детей.