Коллектив и неформальные группы

<...> В любом школьном коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отноше­ниями.

В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер. Как правило, эти группы возникают на основе при­ятельских отношений, личных симпатий. В старшем возрасте в нефор­мальной структуре коллектива большое место занимают дружеские груп­пы с более узким и более устойчивым составом партнеров. Образование таких групп связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к са­мопознанию. Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение школьников в системе неформальных отношений. Особенно велика роль лидирующей группы, авторитет которой среди сверстников высок. Нередко она становится эталонной. Таким образом, неофициаль­ная структура коллектива в значительной степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания. В тех случаях, когда неформальная группа становится носителем позитив­ных социальных ценностей и когда она авторитетна для ученика, ее влия­ние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углуб­ляя влияние коллектива. Однако влияние микрогруппы часто расходится с влиянием коллектива. В таких случаях процесс социального развития личности затрудняется (Подласый И. П. Педагогика. — М, 2000).

Тезисный конспект

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________