Значение трещиностойкости
Содержание арматуры
Общие сведения
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖЕЛЕЗОБЕТОНА
ЛЕКЦИЯ 4
1. Общие сведения
2. Содержание арматуры
3. Значение трещиностойкости
4. Сцепление арматуры с бетоном
5. Анкеровка арматуры в бетоне
6. Усадка бетона при наличии арматуры
7. Ползучесть бетона при наличии арматуры
8. Коррозия железобетона и меры защиты от неё
9. Защитный слой бетона и минимальные расстояния между стержнями
Введение в бетон стальной арматуры заметно меняет его физико-механические свойства. Эти материалы в железобетоне оказывают положительное влияние друг на друга. Так, например, вследствие сцепления арматуры с бетоном усадка и ползучесть в железобетоне протекают несколько иначе, чем в неармированном бетоне.
Напряженное состояние железобетонных конструкций обусловливается, во-первых, действием внешней нагрузки и, во-вторых, процессом перераспределения внутренних усилий, вызванным тем, что при совместной работе двух материалов арматура становится внутренней связью, препятствующей свободному проявлению усадки и ползучести бетона.
Механические свойства железобетона зависят от соответствующих свойств бетона и арматуры, но не всегда совпадают с ними.
Например, появление трещин в растянутой зоне бетонной балки приводит её к разрушению, в то время как для железобетонной балки это, как правило, не опасно. Сжатый стальной элемент при достижении предела текучести теряет несущую способность, а в сжатой железобетонной колонне вследствие ползучести бетона при эксплуатационных нагрузках арматура может быть напряжена на сжатие до предела текучести, а конструкция работает нормально. Из этих примеров видно, что механические свойства железобетона требуют самостоятельного рассмотрения.
Нормами установлены минимальные проценты армирования μs,тiп для сечений железобетонных элементов. Их величины назначаются в зависимости от характера работы элементов и их гибкости и колеблются в пределах от 0,05 до 0,25%. Если μs < μs,тiп, то конструкцию при расчёте следует рассматривать как чисто бетонную. Из экономических соображений процент армирования железобетонных конструкций обычно не превышает 2...3%. С изменением μs меняется не только несущая способность элемента, но и его характер разрушения.
Существенным недостатком железобетона является появление трещин в растянутых зонах бетона при нагрузках даже ниже эксплуатационных. Это объясняется малой растяжимостью бетона.
Между долговечностью и трещиностойкостью железобетонных конструкций существует тесная связь. Поэтому существенно важным является вопрос о том, при каком напряжении в арматуре появляются первые трещины в растянутом бетоне. Для ответа на него воспользуемся опытными данными о предельной растяжимости, которая составляет в среднем еиbt = 0,00015 = 15-10-5 относительных единиц.
При достаточно хорошем и непрерывном по длине арматуры сцеплении считают, что до появления трещин деформации бетона и арматуры в любой точке по поверхности их контакта равны, т.е.
Следовательно, в момент, предшествующий появлению трещины, арматура и бетон работают совместно и
При таких деформациях арматура любого класса работает ещё упруго и напряжения в ней определяются по закону Гука
|
Если σ s > 30 МПа, то считаем, что в растянутом бетоне появляются трещины. Следовательно, для получения трещиностойкой конструкции требуется значительно ограничить использование прочности арматуры при растяжении (имеется ввиду обычный железобетон, а не предварительно напряжённый). Например, в арматуре из стали класса A240 для обеспечения трещиностойкости конструкции приходится допускать растягивающие напряжения, составляющие лишь примерно 13% от предела текучести.
Поэтому в обычных железобетонных конструкциях в большинстве случаев приходится мириться с появлением трещин для того, чтобы повысить степень использования арматуры и иметь возможность применять арматуру более высоких классов. Однако и при этом все равно исключается возможность эффективного использования арматуры из высокопрочных сталей, начиная с класса A600 и выше, так как высокие напряжения, которые в ней можно допускать, сопровождаются значительными деформациями, т. е. образованием недопустимых по ширине раскрытия трещин. Это очень неприятное обстоятельство, поскольку прочность этих сталей растёт гораздо быстрее, чем стоимость, и их использование с экономической точки зрения является целесообразным.
Видимые волосяные трещины шириной примерно 0,05 мм появляются в бетоне при нагрузках, меньших эксплуатационных, в зонах возникновения наибольших растягивающих напряжений. При возрастании нагрузки эти трещины раскрываются. Приближенно можно считать, что при напряжениях в арматуре порядка σ s = 200...250 МПа ширина раскрытия трещин находится в пределах = 0, 2...0,3 мм. Наличие трещин открывает доступ к арматуре атмосферной влаге и агрессивным газам, что при определённой ширине раскрытия может вызвать коррозию. Поэтому ширина раскрытия трещин в период эксплуатации железобетонных конструкций должна быть ограничена. Предельно допустимая ширина раскрытия трещин, при которой еще обеспечивается сохранность арматуры, устанавливается в зависимости от условий работы конструкции, вида применяемой арматуры, продолжительности действия нагрузки и не должна превышать 0,3 мм (считая по оси арматурных стержней) при длительном их раскрытии и 0,4 мм — при непродолжительном. При такой ширине раскрытия трещин напряжения в арматуре достигают примерно σ s = 250...300 МПа.