Возникновение и развитие целей и приемов аудита

Содержание

Содержание........................................................................................................................... 2

Возникновение и развитие целей и приемов аудита............................. 4

Понятие, цели и организация аудиторской деятельности.............. 8

Понятие аудиторской деятельности.................................................................................. 8

Цели и задачи аудита............................................................................................................ 10

Права и обязанности, ответственность аудитора........................................................ 12

Этика аудитора...................................................................................................................... 14

Виды аудита........................................................................................................................ 16

Внутренний и внешний аудит............................................................................................ 16

Аудит на соответствие требованиям............................................................................... 18

Аудит финансовой отчетности.......................................................................................... 19

Обязательный и инициативный аудит............................................................................. 19

Первоначальный и согласованный аудит...................................................................... 19

Классификация с точки зрения аудитора........................................................................ 20

Классификация с точки зрения направления................................................................. 20

Виды аудиторских услуг.......................................................................................... 21

Аудит проверки финансово-хозяйственной деятельности........................................ 21

Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности. Оценка платежеспособности и финансового состояния......................................................... 23

Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования. 24

Консультирование по правовым вопросам.................................................................... 25

Консультирование правовой ответственности обработки данных......................... 26

Технологические основы аудита..................................................................... 27

Начальная стадия аудиторской проверки....................................................................... 27

Планирование аудита.......................................................................................................... 27

Аудиторские доказательства............................................................................................ 31

Понятие мошенничества и ошибки.................................................................................. 32

Порядок подготовки и составления части аудиторского заключения. Виды аудиторского заключения............................................................................................................................. 33

Проверка операций с денежными средствами........................................ 35

Цели проверки и источники информации......................................................................... 35

Методы проверки кассовых операций по счетам в банках......................................... 36

Основные этапы проверки кассовых операций............................................................. 37

Основные этапы проверки банковских операций......................................................... 37

Проверка законности операций с наличными денежными средствами.................. 38

Проверка учета расчетных и кредитных операций............................. 40

Цели проверки и источники информации......................................................................... 40

Методы проверки расчетных взаимоотношений экономического субъекта, эффективности его работы с дебиторской и кредиторской задолженностью............................................. 41

Проверка долгосрочных и краткосрочных займов........................................................ 43

Методы проверки кредитных взаимоотношений экономического субъекта........ 44

Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами....................................................................................................................................................... 46

Цели проверки и источники информации......................................................................... 46

Проверка операций по движению ОС................................................................................ 47

Проверка правильности документального оформления оприходованности ОС и их списания 47

Проверка правильности оценки и переоценки ОС, начисления амортизационных отчислений, проведения капитального и текущего ремонта ОС...................................................... 48

Проверка операций по приобретению и движению НМА.............................................. 49

Проверка учета затрат и калькулирование себестоимости продукции 51

Цели и источники информации.......................................................................................... 51

Проверка правильности отнесения затрат на основное и вспомогательное производство, незавершенное производство............................................................................................ 51

Аудит реализации и готовой продукции....................................................... 55

Цели проверки и источники информации......................................................................... 55

Проверка правильности отражения реализации готовой продукции........................ 55

Аудит формирования финансовых результатов.................................... 58

 

Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.

Аудит имеет древнюю историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля.

В Римской империи (1 – 26 гг. н. э.) контрольные функции осуществлялись специальными служащими (кураторы, прокураторы, квесторы). После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов, которые везли огромные богатства на свой континент. В это время аудит имел строго целевое направление – предотвращение ошибок.

Родина современного аудита – Англия. Еще в 9 в. был дан толчок к «счету и мере» в Британской хозяйственной жизни. Когда сохранившихся в стране древних культах и в Нормандии бухгалтерские приемы римлян получили вновь житейское приложение к учету экономических явлений.

Уже в те времена из общего понятия «бухгалтер» выделяется смежное понятие «аудитор». За первым в его повседневной деятельности сохраняются функции лица, организующего и ведущего счета, а на второго возлагаются самостоятельные независимые функции контролера, проверяющего счета.

Письменные памятники, указывающие на существование аудиторства в Англии, восходят к 13-14 вв. Приемы аудита в то время составляли преимущественно в детальной проверке каждой операции.

Тестирование или выборочная проверка, как аудиторские процедуры, были неизвестны.

В истории развития аудита можно выделить несколько периодов:

1. до 1500 г.;

2. 1500 – 1830 (1860) г.;

3. 1830 (1860) – 1905 г.;

4. 1905 – 1933 г.;

5. 1933 – 1940 г.;

6. с 1940 г. по настоящее время.

Первый период заканчивался в 1500 г. Эта дата отмечена произвольно, но она наиболее точно отражает состояние «перелома» в общей экономической ситуации. Одной из причин этого явилось открытие Америки, и как следствие увеличения объема товаров, капитала, рабочей силы в общемировом масштабе. Другая причина – 1494 г. по праву считается датой основания учения о двойной записи (Лука Пачолли).

1500 – 1830 (1860) гг. Цели и приемы аудита не были изменены и состояли в обнаружении ошибок и проверке честности лиц, ответственных за налоговые платежи. В это время существенно повысилось значение аудита, т.к. произошло разделение между собственниками предприятия: управляющими и инвесторами. Акционерам не только требовалась гарантия сохранности капитала, но и получение дивидендов. Только аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной финансовой отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия в ближайшее время. Пришло понимание необходимости и важности существования системы внутреннего контроля. Причиной, по которой датой окончания данного периода был выбран 1860 г., явилось то, что Крымская война вызвала определенные изменения в экономике всех стран, а это привело к изменению целей и приемов аудита.

1860 – 1905 гг. Период отличается бурным экономическим ростом. Огромные по своим масштабам сделки привели к созданию корпораций. Этот период отмечен появлением консолидированного баланса (1904 г.).

Все это повышало роль и значение института аудиторства. Была признана необходимость внутреннего контроля. Но ему отводилась роль органа, участвовавшего не в проверке и обнаружении ошибки, а в создании единой стандартной системы учета. Основной акцент был направлен на систему контроля денежных потоков. Поскольку и учетная система, и организационная структура претерпели значительные изменения в сторону усиления, то и аудиторы могли уже применять приемы выборки. Тестирование стало использоваться только в последние десятилетия 19 века. В условиях быстрорастущего производства аудитор больше не мог проверять каждую операцию огромной корпорации. Вплоть до 1905 г. ограничивающим фактором объема тестирования являлись изменения и нововведения в системе учета и внутреннего контроля. Цели аудита в это время состоят в обнаружении разного рода ошибок намеренного характера. Исторически основным центром развития аудита явились Великобритания и США. В 1 десятке ХХ в. американский аудит стал развиваться независимо, поскольку предпринимателями США была признана невозможность применения целей и подходов английского аудита к особенностям их бизнеса.

Первые работы по американскому аудиту характеризуют изменение целей следующим образом: обнаружение и предотвращение ненамеренных ошибок. Позже целями аудита стали:

· установление финансового состояния и доходности предприятия;

· предотвращение намеренных и ненамеренных ошибок – второстепенная цель.

В соответствии с изменением целей произошли и значительные изменения в приемах. Наблюдается переход от детальной проверки к тестированию. Стало ясно, что для того, чтобы получить фактические суммы, проверяемые в процессе аудита, нет необходимости проводить детальную проверку каждой проводки за изучаемый период. Получает признание важность внутреннего контроля. В опубликованных в 1909 г. «Программах аудита» отмечено, что в качестве первой ступени аудита должно выступать «установление системы внутренней проверки».

1933 – 1940 гг.

· на аудит оказывает влияние Нью-Йоркская фондовая биржа и правительственные организации;

· не было единого мнения относительно целей аудита.

В начале этого периода большинство авторов сходились во мнении, что задача аудита состоит в обнаружении ошибки. Позже взгляды были существенно изменены, и было установлено, что аудитору не следует концентрировать свое внимание только на обнаружении ошибки.

Вплоть до 1940 г. не существовало каких-либо документов, определяющих ответственность аудиторов за обнаружение ошибок. Было отмечено только, что это достаточно важный вопрос, но большинство авторов сходились во мнении, что его нельзя относить к главной задаче аудиторской проверки.

С 1940 года до настоящего времени цели аудита претерпели незначительные изменения. Акцент делался на подтверждение верности финансовой отчетности. Официально это положение было провозглашено в документах «Американского Института Присяжных Бухучета»: «первая цель проверки отчетности независимым аудитором состоит в выражении мнения о представленной финансовой отчетности».

Часть вновь разработанных приемов аудита имела строгую ориентацию на обнаруженные ошибки. В 1961 г. в «Положении об аудиторских процедурах №30» было установлено, что аудитор определяет ошибку, и в случае, если она материальна, может оказать отрицательное влияние на его мнение о верности представленной финансовой отчетности и проведении проверки в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, он должен оценить степень ее вероятности.

Другая точка зрения на цели аудита состоит в том, что задача независимого рассмотрения состоит в выражении мнения об информации, включаемой в финансовые отчеты. Что касается ответственности аудитора, то она состоит лишь в проведении тестов, в соответствии с общепринятыми аудиторскими стандартами, разработанными таким образом, чтобы обнаружить саму возможность определения рода несоответствий, т.е. аудитор не отвечает за необнаруженные ошибки, но с него не должна сниматься ответственность за проверку «узкого места» в процессе аудита.

До конца 40-х годов аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждение записи денежной операции и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был подтверждающий аудит.

После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно проверками. Это системно-ориентированный аудит.

В начале 70-х гг. началась разработка международных аудиторских стандартов. В истории аудита можно проследить определенные тенденции:

· основной целью аудита всегда признавалось установление достоверности представленной отчетности;

· отмечается возрастание надежности внутреннего контроля и снижение детализации целей.