Что записать в ваш педагогический словарь

Индивид— отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, психологических, социальных и др.

Личность— социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в дости­жении необходимого уровня активности и самосознания.

Группа— совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.

Коллектив— высокоорганизованная группа, объединенная обще­ственно значимыми целями, совместной деятельностью по их до­стижению, общими ценностями и нормами.

Сверхаддитивный эффект— более высокий в количественном и ка­чественном отношениях по сравнению с индивидуальной работой результат групповой деятельности. Возникает в малой группе при ее приближении по уровню развития к коллективу вследствие бо­лее четких распределений обязанностей, координации действий и установления хороших взаимоотношений между людьми и т. д.

Конформизм— некритическое восприятие человеком чужого мне­ния, сопровождаемое отказом от собственного, в правильности ко­торого человек внутренне не сомневается.

Нонконформизм— критическое восприятие чужого мнения на фоне готовности отстаивать свое.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

• сущность понятий «группа» и «коллектив»;

• соотношение содержания понятий «коллективизм» и «индивидуализм», «конформизм» и «нонконформизм»;

• сущность и содержание параметров группы и этапов становле­ния коллектива;

• основные современные тенденции индивидуализма и коллек­тивизма в воспитании.

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

• выделять параметры группы, следить за их развитием;

• устанавливать этапы развития коллектива, причины конфликт­ных ситуаций между личностью и группой, коллективом;

• совершенствовать собственную педагогическую деятельность по участию в развитии группы и коллектива.