Что записать в ваш педагогический словарь
Индивид— отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, психологических, социальных и др.
Личность— социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.
Группа— совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
Коллектив— высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами.
Сверхаддитивный эффект— более высокий в количественном и качественном отношениях по сравнению с индивидуальной работой результат групповой деятельности. Возникает в малой группе при ее приближении по уровню развития к коллективу вследствие более четких распределений обязанностей, координации действий и установления хороших взаимоотношений между людьми и т. д.
Конформизм— некритическое восприятие человеком чужого мнения, сопровождаемое отказом от собственного, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Нонконформизм— критическое восприятие чужого мнения на фоне готовности отстаивать свое.
Блок самоконтроля
По итогам изучения данной темы вы должны знать:
• сущность понятий «группа» и «коллектив»;
• соотношение содержания понятий «коллективизм» и «индивидуализм», «конформизм» и «нонконформизм»;
• сущность и содержание параметров группы и этапов становления коллектива;
• основные современные тенденции индивидуализма и коллективизма в воспитании.
По итогам изучения данной темы вы должны уметь:
• выделять параметры группы, следить за их развитием;
• устанавливать этапы развития коллектива, причины конфликтных ситуаций между личностью и группой, коллективом;
• совершенствовать собственную педагогическую деятельность по участию в развитии группы и коллектива.