Как эффективно выступить?

1. Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и неизвест­ную информацию, а также емкие формулировки с «оживляющим эф­фектом».

2. «Провокация». На некоторое время вызовите у слушателей несогласие с изложенной информацией, используйте этот период, что­бы подготовить их к конструктивным выводам для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.

3. Гипербола. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заос­трить внимание аудитории; это поможет выявить причинно-след­ственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей. Не забудьте, однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой про­блеме.

4. Сопоставление всех «за» и «против». В качестве обзора озна­комьте слушателей со всеми аргументами и историей вопроса. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение пробле­мы, используя: «Однако на самом деле...»

5. Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности соб­ственных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет «опыта» (работы, науки и т. д.).

6. Сопереживание. Увлеченно описывайте события, связывающие вас со слушателями. Не упускайте подробностей, важных для аудито­рии и темы, заставляя слушателей сопереживать.

7. Юмор. Не «засушивайте» свою речь. Приводите смешные, пара­доксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих вас людей.

8. Экспрессия. Не отказывайтесь от средств усиления выразитель­ности. Сознательно выбирайте такие формулировки, которые замет­но отличаются от привычного стиля, особенно если вы выступаете без заранее подготовленного текста.

Ответы к разделу «подготовка к практическому ЗАНЯТИЮ»

№1.2. Остальные определения или неверны, или непол­ны, или некорректны.

№ 2. в.

№ 3. 1, 4, 6. Остальные признаки относятся к понятиям «форма воспитания», «принцип воспитания».

№5.1,2,3,5,6,9,10.

№ 6. Слова... и поведения.

№ 8.1) Способ, цели; 2) составная часть; 3) совокупность.

Литература

1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М, 1985.

2. Глассер У. Школа без неудачников. — М. 1991.

3. ГолубИ. Б., Розенталъ Ф. Е. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

4. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1986.

5. Коротав В. М. Принципы и методы гуманистического воспитания // Школа и производство. — 1998. — № 3.

6. Лупашонок О. Я., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. — М., 1998.

7. Макаренко А. С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т. - М., 1976. - Т. 5.

8. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.

9. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого — М., 1998.

10. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.

11. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. стат. — М.: Молодая гвардия, 1986.