Как эффективно выступить?
1. Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и неизвестную информацию, а также емкие формулировки с «оживляющим эффектом».
2. «Провокация». На некоторое время вызовите у слушателей несогласие с изложенной информацией, используйте этот период, чтобы подготовить их к конструктивным выводам для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.
3. Гипербола. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории; это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей. Не забудьте, однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
4. Сопоставление всех «за» и «против». В качестве обзора ознакомьте слушателей со всеми аргументами и историей вопроса. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используя: «Однако на самом деле...»
5. Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет «опыта» (работы, науки и т. д.).
6. Сопереживание. Увлеченно описывайте события, связывающие вас со слушателями. Не упускайте подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей сопереживать.
7. Юмор. Не «засушивайте» свою речь. Приводите смешные, парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих вас людей.
8. Экспрессия. Не отказывайтесь от средств усиления выразительности. Сознательно выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля, особенно если вы выступаете без заранее подготовленного текста.
Ответы к разделу «подготовка к практическому ЗАНЯТИЮ»
№1.2. Остальные определения или неверны, или неполны, или некорректны.
№ 2. в.
№ 3. 1, 4, 6. Остальные признаки относятся к понятиям «форма воспитания», «принцип воспитания».
№5.1,2,3,5,6,9,10.
№ 6. Слова... и поведения.
№ 8.1) Способ, цели; 2) составная часть; 3) совокупность.
Литература
1. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М, 1985.
2. Глассер У. Школа без неудачников. — М. 1991.
3. ГолубИ. Б., Розенталъ Ф. Е. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
4. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1986.
5. Коротав В. М. Принципы и методы гуманистического воспитания // Школа и производство. — 1998. — № 3.
6. Лупашонок О. Я., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учителя. — М., 1998.
7. Макаренко А. С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т. - М., 1976. - Т. 5.
8. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.
9. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого — М., 1998.
10. Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993.
11. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. стат. — М.: Молодая гвардия, 1986.