Нотация IDEF0
Такой подход является безусловно разумным. Ведь в противном случае невозможно отграничить деятельность внутри хозяйственного оборота Украины от ВЭД. И соответственно - невозможно адекватно применить положения действующего законодательства, в частности в сфере налогообложения. Ведь, к примеру, экспорт товаров за пределы Украины облагается по нулевой ставке НДС, а операции по купле-продаже таких товаров в Украине по общей ставке НДС.
Давайте для сравнения обратимся к федеральному закону от 18.07.1999 г. «Об экспортном контроле» Российской федерации, где под внешнеэкономической деятельностью понимается - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность).
Поэтому первым признаком ВЭД является территориальный признак, т.е. возможность реализации результатов хозяйственной деятельности за пределами Украины. Вторым существенным признаком ВЭД является наличие иностранного субъекта, вступающего в отношения с украинским субъектом ВЭД.
В то же время не всегда участие иностранного субъекта в хозяйственных отношениях на территории Украины относится к ВЭД. В частности, когда такая деятельность не связана с перемещением товаров или результатов работ (услуг) через таможенную территорию Украины. Например, не относится к ВЭД и подчиняется внутрихозяйственному законодательству деятельность иностранных субъектов по приобретению недвижимости в Украине. Иностранное инвестирование на территории Украины относится к ВЭД лишь в той части, которая предусматривает перемещение капитала и доходов от инвестиционной деятельности на территории Украины. Сама же деятельность предприятия с иностранными инвестициями на территории Украины подчиняется законодательству о хозяйственной деятельности в пределах Украины.
В то же время, участие украинских юридических и физических лиц в хозяйственных отношениях за рубежом всегда рассматривается как их внешнеэкономическая деятельность. Нередко другой стороной внешнеэкономических отношений таких субъектов является государственный орган другого государства. Транзит товара через территорию Украины относится к ВЭД того субъекта хозяйственной деятельности Украины, который оказывает данные услуги иностранному субъекту.
Иногда иностранный участник еще не вступил в правоотношения, но, учитывая направленность соответствующих действий украинского субъекта хозяйствования (например, размещение товара на складе таможенного органа для последующего экспорта согласно ст. 168 ТКУ) такую деятельность следует рассматривать как ВЭД и подчинять законодательству о ВЭД.
Предметом правового регулирования ВЭД являются общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое сотрудничество, специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, экономические связи в области строительства, транспорта, экспедиторских, страховых, расчетных, кредитных, и других банковских операций и предоставление разнообразных услуг.
Учитывая специфику внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), ей характерны такие методы правового регулирования как диспозитивный
(частноправовой) и императивный (публично-правовой) методы, а так же методы государственного регулирования, которые можно разделить на тарифные и нетарифные.
Диспозитивныйметод проявляется на «горизонтальном» уровне, где регулирование осуществляется посредством договоров, соглашений, контрактов, их равноправными сторонами с потенциальной возможностью обращения за защитой к государству (государствам) или к уполномоченным международным организациям. Императивныйметод проявляется на «вертикальном» и «диагональном» уровнях. На «диагональном» уровне осуществляются правоотношения между субъектом хозяйственной деятельности и государством. Предметом таких отношений являются установление (изменение) условий ВЭД и применение этих условий. Наконец, на «вертикальном» уровне осуществляются отношения между вышестоящими и подчиненными органами государственного управления ВЭД. Таким образом, в публично-правового характера отношениях в сфере ВЭД субъекты хозяйственной деятельности могут либо вообще не принимать участия, либо в них может принимать участие лишь один субъект хозяйственной деятельности. В таких отношениях может непосредственно и не присутствовать иностранный элемент, однако они должны быть, по крайней мере, связанными с таким элементом.
Под тарифным регулированиемвнешнеэкономической деятельности следует понимать стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственной границы. Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот; а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортно-импортных операций.
Нетарифное регулированиепредставляет собой установленные законодателем мер ограничительно-запретительного характера, которые препятствуют проникновению импортных товаров на внутренний рынок Украины с целью защиты интересов национального производителя и потребителя. То есть оно является эффективным способом ограничения и обороны.
При этом ВЭД подчиняется определенным принципам,среди которых на основании ст. 377 ХК Украины и ст. 2 Закона Украины «О ВЭД» можно выделить:
а) принцип суверенитета при осуществлении ВЭД, который заключается в праве народа Украины самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, руководствуясь украинскими законами.
б) принцип свободы ВЭД, который означает право субъектов ВЭД
добровольно вступать во внешнеэкономические отношения, осуществлять
эту деятельность в каких-либо формах, которые прямо не запрещены
действующими законами.
в) принцип юридического равенства и недискриминации, который
заключается в равенстве перед законом всех субъектов ВЭД независимо от
форм собственности, в обеспечении свободной экономической конкуренции
и ограничения монополизма в сфере ВЭД.
г) принцип верховенства закона, который состоит в регулировании ВЭД
исключительно законами Украины.
д) принцип равной защиты прав и интересов субъектов ВЭД, в том числе
прав и интересов субъектов ВЭД Украины и иностранных субъектов на
территории Украины, прав и интересов субъектов ВЭД Украины за
пределами Украины в соответствии с нормами международного права,
государственных интересов Украины как на ее территории, так и за ее
пределами.
е) принцип эквивалентности обмена и недопустимости демпинга при
ввозе и вывозе товаров. При этом под демпингом понимается «ввоз на
таможенную территорию страны импорта товара по цене, которая ниже
сравнительной цены на подобный товар в стране экспорта, который
причиняет вред национальному товаропроизводителю подобного товара» (ст.
1 Закона «О ВЭД»).
В свою очередь из общих принципов ВЭД, закрепленных в ст. 2 Закона, вытекают принципы государственного регулирования ВЭД, которые опираются на сформированную систему и структуру государственного регулирования ВЭД на территории Украины. Государственное регулирование ВЭД должно обеспечивать: защиту экономических интересов Украины и законных интересов субъектов ВЭД, создание равных возможностей для развития предпринимательской деятельности, поощрение конкуренции и ограничение монополизма в ВЭД на основе системы средств защиты внутреннего рынка, способных обеспечить защиту его от иностранной конкуренции.
Говоря о разновидностях ВЭД,следует сказать, что действующим законодательством установлен не исчерпывающий их перечень, поскольку допускаются иные виды, не запрещенные законами Украины.
Причем, запрещенные виды ВЭД носят единичный характер. Так, постановлением КМУ от 29.04.1999 г. № 756 установлен перечень товаров (работ, услуг), экспорт которых по бартерным (товарообменным) операциям запрещается (вина, ликеры, семена подсолнуха, спирт этиловый, водка, сигареты из табака, янтарь, кокс, руды, ювелирные изделия, монеты, услуги трубопроводного транспорта по транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов и др.)
Сюда можно также отнести запрет экспорта с территории Украины предметов составляющих национальное, историческое, археологическое достояние или культурное благосостояние украинского народа; экспорт природных ресурсов, которые исчерпываются, если ограничения также применяются для внутреннего использования или производства; экспорт с территории Украины товаров в рамках исполнения решений Совета Безопасности ООН о применении ограничений или эмбарго на поставку товаров в соответствующее государство.
Статья 4 Закона «О ВЭД» к видам ВЭД относит: экспорт и импорт
товаров, капиталов, рабочей силы; предоставление субъектами ВЭД Украины
различных услуг иностранным субъектам хозяйствования; международные
финансовые операции и операции с ценными бумагами, кредитные и
расчетные операции между субъектами ВЭД и иностранными субъектами
хозяйственной деятельности; осуществление совместной
предпринимательской деятельности между субъектами ВЭД и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, и другие.
При этом часть 2 указанного Закона предусматривает, что посреднические операции, при осуществлении которых право собственности на товар не переходит к посреднику (на основании комиссионных, агентских договоров, договоров поручения и иных), осуществляются без ограничений.
Остановимся вкратце на видах ВЭД, которые известны в нашей стране и считаются перспективными. Сюда можно отнести научно-техническое и научно-производственное сотрудничество с зарубежными партнёрами, которое предусматривает производственное кооперирование, проведение разнообразных исследований и разработок, создание совместных предприятий, торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.
В последнее время всё большую актуальность приобретает инвестиционное сотрудничество с иностранными партнёрами -привлечение иностранных инвестиций и инвестирование за рубежом, куда можно включить также создание совместных предприятий, международных объединений и других организаций. Практика мирового развития показала, что одним из самых перспективных способов активизации ВЭД и привлечения иностранных инвестиций является создание свободных экономических зон (далее — СЭЗ), работа которых способствует резкому повышению деловой активности, росту производства и в конечном итоге — улучшению экономической ситуации в данной стране.
В ст. 1 Закона "Об общих началах создания и функционирования СЭЗ" от 13.10.92 г. определяют СЭЗкак часть территории Украины, на которой устанавливаются и действуют специальный правовой режим экономической деятельности и порядок применения и действия законодательства Украины. На территории СЭЗ вводятся льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и прочие условия экономической деятельности национальных и иностранных юридических и физических лиц.
Актуальность приобретает лизинг. К этому виду ВЭД относятся, с одной стороны, сдача в аренду украинскими арендодателями (лизингодателями) различной машинотехнической продукции, транспортных средств и иных объектов иностранным арендаторам (лизингополучателям), а с другой стороны, аренда украинскими участниками ВЭД технических и иных изделий у иностранных лизингодателей. В том числе на условиях финансового лизинга.
Сотрудничество на компенсационной основе охватывает как простые, так и сложные компенсационные операции, переработку давальческого сырья {толлинг) и другие виды встречной торговли.
Довольно широк диапазон социально-культурных услуг, которыми обмениваются украинские участники ВЭД с иностранными партнерами. К таковым относятся: розничная торговля, гостиничное хозяйство, здравоохранение, образование, спорт и т.д.
2 Вишняков А.К. Регулирование внешнеэкономической деятельности в Украине: Учебное пособие. — X.: ООО «Одиссей», 2005. — С. 233.
внешнеэкономическая деятельность : учебник / Ю.М. Ростовский, В.Ю. Гречков. —2-е изд., с изм. — М.: Экономисту 2005. — С. 30 — (Homo faber).
ВЫВОДЫ:
На лекции мы с вами определили причины и условия развития ВЭД, выделили и дали характеристику основных исторических этапов этого процесса, раскрыли понятие внешнеэкономической политики и основных ее элементов.
Внешнеэкономическая деятельность охватывает очень широкий спектр отношений, поэтому для регулирования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности государство устанавливает специальные нормы, совокупность которых создает внешнеэкономическое право. Наряду с этим, в системе норм права Украины, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, есть нормы разных областей права, которые относятся к разной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, гражданского, хозяйственного, финансового, уголовного и других областей.
Мы дали легальное определение внешнеэкономической деятельности по закону «О ВЭД» и по ХК Украины, доказав необходимость корректировки позиций ХК, которые не отвечают потребностям практики, внешнеэкономических связей, доказали их эффективность и определили понятия внешнеэкономической политики как составляющей экономической политики государства согласно ст.10 ХК Украины. Рассмотрели общую характеристику разновидностей ВЭД, указали на специфику методов правового регулирования ВЭД, что и доказывает, что ВЭД в Украине является одной из сложнейших сфер общественных отношений.
Мы также выделили актуальность предмета указанного курса, т.е. предметом курса Правового регулирования ВЭД является изучение законов, закономерностей, тенденций и механизмов реализации ВЭД конкретного государства.
IDEF0 – нотация графического моделирования, используемая для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающих эти функции. Нотация IDEF0 является одной из самых популярных нотаций моделирования бизнес-процессов. К ее особенностям можно отнести:
Контекстная диаграмма. Самая верхняя диаграмма, на которой объект моделирования представлен единственным блоком с граничными стрелками. Эта диаграмма называется A-0 (А минус нуль). Стрелки на этой диаграмме отображают связи объекта моделирования с окружающей средой. Диаграмма A-0 устанавливает область моделирования и ее границу. Пример диаграммы A-0 (Рис.7):
Рис.7. Диаграмма A-0 нотации IDEF0
Поддержка декомпозиции.Нотация IDEF0 поддерживает последовательную декомпозицию процесса до требуемого уровня детализации. Дочерняя диаграмма, создаваемая при декомпозиции, охватывает ту же область, что и родительский процесса, но описывает ее более подробно. При декомпозиции стрелки родительского процесса переносятся на дочернюю диаграмму в виде граничных стрелок.
Выделение 4 видов стрелок.Выделяются следующие виды стрелок: Вход, Выход, Механизм, Управление. Входы преобразуются или расходуются процессом, чтобы создать то, что появится на его выходе. Управления определяют условия, необходимые процессу, чтобы произвести правильный выход. Выходы – данные или материальные объекты, произведенные процессом. Механизмы идентифицируют средства, поддерживающие выполнение процесса. Таким образом, блок IDEF0 показывает преобразование входа в выход с помощью механизмов с учетом управляющих воздействий.
Используемые графические символы
Название | Графический символ | Описание |
Процесс | Процесс обозначается прямоугольным блоком. Внутри каждого блока помещается его имя и номер. Имя должно быть активным глаголом, глагольным оборотом или отглагольным существительным. Номер блока размещается в правом нижнем углу. Номера блоков используются для идентификации на диаграмме и в соответствующем тексте. | |
Стрелка | Стрелки обозначают входящие и исходящие из процесса объекты (данные). Каждая сторона функционального блока имеет стандартное значение с точки зрения связи блок-стрелка. В свою очередь, сторона блока, к которой присоединена стрелка, однозначно определяет ее роль. Стрелки, входящие в левую сторону блока - входы. Стрелки, входящие в блок сверху - управления. Стрелки, покидающие процесс справа – выходы, т.е. данные или материальные объекты, произведенные процессом. Стрелки, подключенные к нижней стороне блока, представляют механизмы. | |
Туннелированная стрелка | Туннелированные стрелки означают, что данные, передаваемые с помощью этих стрелок, не рассматриваются на родительской диаграмме и/или на дочерней диаграмме. Стрелка, помещенная в туннель там, где она присоединяется к блоку, означает, что данные, выраженные этой стрелкой, не обязательны на следующем уровне декомпозиции. Стрелка, помещаемая в туннель на свободном конце, означает, что выраженные ею данные отсутствуют на родительской диаграмме. Туннелированные стрелки могут быть использованы на диаграммах процессов в нотациях IDEF0, Процесс, Процедура. | |
Внешняя ссылка | Элемент обозначает место, сущность или субъект, которые находятся за границами моделируемой системы. Внешние ссылки используются для обозначения источника или приемника стрелки вне модели. На диаграммах Внешняя ссылка изображается в виде квадрата, рядом с которым показано наименование Внешней ссылки. Внешние ссылки могут быть использованы на диаграммах процессов в нотациях IDEF0, Процесс, Процедура. | |
Междиаграммная ссылка | Элемент, обозначающий другую диаграмму. Междиаграммная ссылка служит для обозначения перехода стрелок на диаграмму другого бизнес-процесса без отображения стрелки на вышележащей диаграмме (при использовании иерархических моделей). В качестве междиаграммной ссылки не может выступать диаграмма EPC. Междиаграммные ссылки могут быть использованы на диаграммах процессов в нотациях IDEF0, Процесс, Процедура. | |
Процесс-ссылка | Элемент обозначает ссылку на процесс, описанный в другой модели. Наиболее часто повторяющиеся процессы в рамках модели бизнес-процессов могут быть выделены в качестве типовых в отдельную папку в Навигаторе. Диаграмма типового процесса формируется один раз в одном месте Навигатора. Далее на любой диаграмме может быть использован процесс-ссылка на типовой процесс. Параметры типового процесса заполняются непосредственно в свойствах типового процесса. Постоянный список субъектов, принимающих участие в выполнении типового процесса, формируется также в свойствах типового процесса. Список субъектов, принимающих участие при выполнении типового процесса в рамках вышележащего процесса, формируется в свойствах процесса-ссылки на типовой процесс. Процессы-ссылки могут быть использованы на диаграммах процессов в любых нотациях. | |
Сноска | Выносной элемент, предназначенный для нанесения комментариев. Элемент может быть использован на диаграммах процессов в любых нотациях. | |
Текст | Комментарий без сноски. Элемент может быть использован на диаграммах процессов в любых нотациях. |
Информация о способах добавления элементов на диаграмму содержится в Руководстве пользователя (глава 4 «Создание модели бизнес-процессов в Business Studio»).
Пример диаграммы процесса в нотации IDEF0 (Рис.8):
Рис.8. Диаграмма процесса нотации IDEF0
Подробнее с правилами создания диаграммы нотации IDEF0 можно познакомиться в источниках [1], [2].