ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВЭД)
Понятие, принципы и виды внешнеэкономической
деятельности (ВЭД)
Лекция №1. План.
1. Характеристика причин и условий развития
внешнеэкономической деятельности.
2. Понятие (определение) внешнеэкономической деятельности, её
соотношение с хозяйственной деятельностью.
3. Признаки ВЭД (территориальный признак, наличие
иностранного элемента).
4. Предмет и методы правового регулирования ВЭД (императивный
и диспозитивный методы правового регулирования).
5. Принципы ВЭД.
6. Общая характеристика разновидностей ВЭД.
Ключевые слова и понятия: внешнеэкономические связи, внешнеэкономическая политика, внешнеторговая политика, валютная политика, протекционизм, внешнеэкономическая деятельность, принципы внешнеэкономической деятельности, виды внешнеэкономической деятельности.
Характеристика причин и условий развития внешнеэкономической
деятельности.
Отличительной особенностью нескольких последних десятилетий является возрастающая роль и значение внешнеэкономической политики среди многих направлений общей экономической деятельности государства. Конечно, государство и раньше активно вмешивалось в сферу международных экономических отношений, используя торгово-таможенную, протекционистскую политику, стимулируя экспорт, осуществляя выравнивание торговых и платежных балансов. Но в настоящее время, когда в результате стремительной интернационализации хозяйственной жизни многие важные характеристики экономического развития стран складываются под воздействием внешних факторов, внимания к вопросам внешнеэкономической политики заметно усилилось.
Международный менеджмент и менеджмент ВЭД возникли приблизительно в 60-х годах ХХ века под воздействием бурного развития международной и коммерческой деятельности транснациональных корпораций, углубления международного распределения труда, развития международной экономической интеграции. Для понимания становления менеджмента ВЭД, разработки подходов и принципов к его формированию и использование на современном этапе развития страны необходимо кратко рассмотреть основные этапы развития ВЭД в Украине. Современные исследователи выделяют три этапа развития этого процесса.
Первый этап (1918-1987 гг.) – внешнеэкономические связи бывшего Советского Союза в этот период развивались по-разному: в годы «холодной» войны менее интенсивно, а позже – более интенсивно. В целом, объем внешнего торгового оборота постоянно увеличивался. Так, в 1960г. он составил 10 млрд. рублей, в 1970г. – 22 млрд. рублей, в 1980г. – 91 млрд. рублей, в 1985г. – 145 млрд. рублей.
Однако в середине 80-х годов, темпы роста внешнеэкономического оборота Советского Союза начали резко снижаться. К этому времени, в развитии внешнеэкономических связей бывшего СССР проявились следующие негативные факторы:
· отсталая стратегия и структура внешнеторгового оборота, его в основном сырьевая направленность;
· неудовлетворительное использование экспортного потенциала перерабатывающей промышленности, особенно, машиностроения;
· нерациональный характер импорта: в страну ввозился очень широкий ассортимент продукции, которую можно было бы вырабатывать и на отечественных предприятиях;
· недостаточное использование новых форм внешнеэкономических связей. Основной формой международного экономического сотрудничества была внешняя торговля, а такие новые формы как международная специализация и кооперация производства, прямые связи, компенсационные договоры, лицензионная торговля и др. имели незначительное развитие;
· наблюдалось недооценение роли внешнеэкономических связей как фактора экономического роста;
· отчуждение непосредственных производителей от внешних рынков.
Многие из названных негативных факторов были обусловлены в основном экстенсивным характером экономического роста, а также спецификой соответствующих механизмов управления экономикой. В условиях экстенсивного роста, главным было достижение количественных результатов, а расходы производства, качество продукции, ее конкурентоспособность, технический прогресс, социальные проблемы отходили на второй план, что негативно влияло на социально-экономическое развитие страны.
Второй этап (1987-1991). Этот этап характеризуется ликвидацией государственной монополии на внешнюю торговлю и изменением принципов организации управления ВЭД. В этот период решаются два основных вопроса:
1. Расширение прав министерств и ведомств, объединений и предприятий для выхода на внешнеэкономический рынок, установления прямых связей, развития производственной и научно-технической кооперации.
2. дальнейшее усовершенствование государственного регулирования ВЕД.
На данном этапе был принят ряд важных правительственных постановлений, направленных на решение данных вопросов. Особенно следует отметить постановление «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных кооперативных и других общественных объединений и организаций» от 12.12.88 г., в соответствии с которым все предприятия получили право выхода на внешний рынок.
Большое внимание на данном этапе уделяется перестройке внешнеэкономического аппарата на уровне предприятий, регионов и страны в целом. Создается новая система регулирования ВЭД. Однако не всегда ее формирование имело наступательное движение. Предприятия, которые получили право выхода на внешнеэкономический рынок, не владели должным опытом осуществления экспортно-импортных операций, достаточными знаниями в сфере деловых отношений и этики международного бизнеса.
Третий этап (с 1991 года по нынешнее время) – это период реформирования и развития ВЭД и управления ею в Украине, как суверенном государстве.
Суть принятой на начальном этапе концепции состояла в развитии активного сотрудничества со странами дальнего зарубежья, вхождении в мировой интеграционный процесс, в усовершенствовании и дальнейшем развитии экономических связей со странами ближнего зарубежья, переведении их на рыночные отношения. В этот период был принят ряд важных законодательных актов, а именно:
· Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности»,
· Закон Украины «О едином таможенном тарифе»,
· Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования»,
· Декрет КМУ «О режиме иностранного инвестирования»,
· Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля»
За этот период значительно увеличилось количество субъектов, осуществляющих ВЭД, возрос объем внешнеторгового оборота, расширилась география внешнеэкономических связей. Однако в организации и управлении ВЭД в Украине остается еще много нерешенных проблем. А именно:
· структура внешнеторгового оборота, как и раньше, имеет в основном сырьевой характер,
· все еще нерациональным является импорт,
· недостаточно эффективно функционируют СП с иностранным капиталом.
Большого внимания требуют и такие вопросы, как создание стабильной правовой базы, благоприятного инвестиционного климата, эффективной системы управления ВЭД на уровне предприятия, повышение качества экспортной продукции и много других. Особого внимания требует подготовка специалистов для сферы ВЭД.
Процесс интернационализации хозяйственной жизни состоит в том, что национальные экономические системы могут эффективно развиваться только при условии их взаимодействия и переплетения. Поэтому сейчас тяжело найти государство, которое не было бы субъектом международных экономических отношений и не подвергалось влиянию внешней (международной) среды.
Если рассматривать экономику государства с точки зрения функциональной ориентации, она состоит из двух секторов: внутренней и внешней экономики. Назначение внутренней экономики - удовлетворение потребностей потребителей за счет внутреннего производства, внешней-выход на международные рынки товаров, услуг и факторов производства с целью повышения общеэкономического благосостояния государства. Таким образом основной критерий выделения этих двух секторов - наличие экономических связей между хозяйствующими единицами, которые взаимопредставляют разные государства.
Исходя из этого можно дать определение внешнеэкономических связей как комплексной системы разносторонних форм международного сотрудничества государств и их субъектов в разных отраслях экономики.
Среди основных причин, которые стимулируют развитие внешнеэкономических связей, следует выделить такие: неравномерность экономического развития разных государств мира, отличия в сырьевых ресурсах, отличия в человеческих ресурсах, неравномерность размещения финансовых ресурсов, характер политических отношений, разный уровень научно-технического развития, специфика географического положения, природных и климатических условий.
Таким образом большинство государств мира, имея ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок не в состоянии производить достаточное количество эффективных товаров, которые необходимы для внутренних потребностей. Для таких государств внешнеэкономические связи есть способом получения необходимых товаров. Государство с большим сырьевым потенциалом базирует свои экономические системы на основании реализации экспортного потенциала. То есть, необходимость существования внешнеэкономических связей обуславливается тем, что разные государства имеют разные производственные условия.
Зачем Украине нужны внешнеэкономические связи? Украина как молодое суверенное независимое государство, существующее как таковое всего лишь 20лет на сегодняшний день отличается низким жизненным уровнем населения, нестабильностью экономики, отсутствием развитой системы стимулирования экспорта, финансирования экспортных поставок, страхования. Как и любое государство, Украина стремиться к выходу на эффективный общий рынок, к свободному передвижению товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, к устранению любых межгосударственных барьеров и ограничений, обеспечению равных возможностей для свободной экономической деятельности, а это невозможно без внешнеэкономических связей.
Эффективность связей во многом предопределена внешнеэкономической политикой самого государства, которое является одной из основных составных экономической политики Украины.
Внешнеэкономическая политики - совокупность целенаправленных государственных методов относительно реализации экономического потенциала государства на внешнем рынке и удовлетворение собственных потребностей за счет товаров и услуг иностранного производителя.
Основные элементы внешнеэкономической политики государства:
1. Внешнеторговая политика.
2. Валютная политика.
3. Политика в сфере привлечения иностранных инвестиций.
4. Таможенно-тарифная политика.
Внешнеторговая политика- это государственная политика, которая влияет на внешнюю торговлю через налоги, субсидии, прямые ограничения экспортных и импортных операций.
Существует 2 системы внешнеторговой политики – протекционизм и свободная торговля (либерализация). Протекционизм направлен на обеспечение благоприятных условий для реализации на внутреннем рынке товаров национальных производителей, защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Политика свободной торговли выражается в более открытом доступе на национальный рынок иностранных товаров.
Валютная политика- это совокупность действий государства с целью поддержания экономической стабильности и образования основных принципов развития международных экономических отношений за счет влияния на валютный курс и на валютные отношения.
Политика в сфере стимулирования иностранных инвестиций- это комплекс мер государства для привлечения и использования иностранных инвестиций и территорий государства, а также регулирования вывоза инвестиций за границу.
Таможенно-тарифная политика— комплексная система мер, направленных на обеспечение экономического суверенитета государства, охраны государственных границ, реализация внешнеэкономической стратегии через сферу таможенных отношений.
Необходимо отметить, что конкретное направление
внешнеэкономической политики, характер её воздействия на внутреннюю
экономическую политику государства меняется в зависимости от
внутренних и внешних условий развития национальной экономики. При
этом, для достижения желаемых результатов используется достаточно
большой арсенал форм, методов и инструментов государственного
регулирования внешнеэкономической деятельности. И в зависимости от того,
каких приоритетов придерживается страна в области мирохозяйственных
связей, т.е. какому типу внешнеэкономической политики отдается
предпочтение на данном этапе, используется тот или иной набор средств. В
Украине используется такой тип внешнеэкономической политики, как протекционизм. Протекционизмпредставляет собой
внешнеэкономическую политику, опирающуюся на набор инструментов,
способных обеспечить защиту национального рынка от иностранной конкуренции.Среди таких можно выделить следующие: протекционистские пошлины, импортные квоты, нетарифные барьеры – лицензирование, неоправданные стандарты качества, добровольные экспортные ограничения и др.
Обретение независимости Украиной породило процессы рыночных реформ и ее интеграцию в мировое экономическое пространство. Постепенно расширяется сфера внешнеэкономических отношений, как в сфере импорта товаров и услуг иностранного происхождения на территорию Украины, так и в сфере экспорта отечественной продукции на иностранные рынки. Это обстоятельство повлекло за собой интенсивное развитие законодательства, регулирующего ВЭД.
Внешнеэкономическая деятельность охватывает очень широкий спектр отношений, поэтому для регулирования отношений в сфере внешнеэкономической деятельности государство устанавливает специальные нормы, совокупность которых создает внешнеэкономическое право.
Нормы внешнеэкономического права можно поделить на общие и особенные.
Общие нормы – составляют общую часть права, в которую входят основные понятия внешнеэкономической деятельности, ее субъекты и объекты, виды и порядок ее осуществления, положения о предмете и методе внешнеэкономического права, ее источники, принципы, формы и методырегулирования внешнеэкономической деятельности.
К особенной части внешнеэкономического права можно отнести положения об особенностях осуществления ВЭД в разных отраслях экономики, в производственной и непроизводственной сферах, экспортный контроль, сертификация продукции и услуг, валютное регулирование, ответственность субъектов ВЭД, страхование ВЭД, валютные операции и др.
Наряду с этим, в системе норм права Украины, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, есть нормы разных областей права, которые относятся к разной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, гражданского, хозяйственного, финансового, уголовного и других областей. Это объясняется тем, что процесс внешнеэкономической деятельности является довольно сложным по своему правовому характеру, его субъекты вступают в разного рода общественные отношения. Так, например, нормы конституционного права определяют правовой статус и общие принципы деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Украины. Одной из областей права, которая также используется как средство государственного управления внешнеэкономической деятельностью, является административное право. В административном законодательстве выделяются нормы, которые определяют основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, компетенцию государственных органов в этой сфере и т.п.
Значительную роль в регулировании ВЭД играет гражданское право, нормы которого содержатся в Гражданском кодексе Украины, а также в ряде гражданско-правовых актов. Гражданское право принадлежит к фундаментальным областям права, основную сферу его регулирования составляют имущественные отношения. Вместе с тем, особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования относятся к области хозяйственного права. В частности, в ст. 1 ХК Украины отмечается, что Хозяйственный кодекс определяет основные основы хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственные отношения, которые возникали в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.
Ряд важных аспектов ВЭД регулируется нормами финансового права - в частности, бухгалтерский учет и отчетность субъектов внешнеэкономической деятельности, таможенное, налоговое и валютное регулирования ВЭД.
Важное значение в регулировании ВЭД приобретают нормы уголовного права, поскольку оно выполняет охранительную функцию относительно определенных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности. Уголовным правом наказываются наиболее опасные правовые нарушения, которые наносят наибольший ущерб экономическим отношениям, представляют угрозу экономической безопасности страны.
Определение ВЭД дано в ст. 377 ХК Украины, согласно которой «внешнеэкономической деятельностью субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом, указанным в части первой статьи 139 настоящего Кодекса, и/или рабочей силой».
Напомним, что ч. 1 ст. 139 ХК Украины определяет термин «имущество» как «совокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное выражение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества этих субъектов».
Основные характеристики определения ВЭД могут быть воспроизведены также на основании Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 (далее - Закон "О ВЭД"). В ст. 1 этого закона внешнеэкономическая деятельность признается деятельностью субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйственной деятельности, построенная на взаимоотношениях между ними, которая имеет место как на территории Украины, так и за ее пределами.
В литературе отмечаются определенные различия в регулировании ВЭД между ХК Украины и Законом «О ВЭД», в частности относительно того, что согласно Закону такая ВЭД не связана обязательно с пересечением имуществом или рабочей силой таможенной границы Украины. Однако такое противоречие следует истолковать на основании общеправового принципа "последующий закон отменяет действие предыдущего" (lex posteriori derogat prioti): законодатель отказался от возможности осуществления ВЭД без пересечения ее результатов таможенной границы Украины.