Коэффициент полезного действия компрессорных машин
Для анализа необратимых потерь в процессе сжатия используют понятие относительного КПД.
Относительный КПД – отношение работы в обратимом процессе сжатия к работе затраченной в действительном процессе сжатия компрессорной машины без учета механически потерь.
Для поршневых и роторных компрессоров с интенсивным охлаждением используют понятие изотермического относительного КПД:
Для компрессоров с неинтенсивным охлаждением используют понятие адиабатного относительного КПД:
Наиболее универсальным является внутренний относительный КПД, учитывающий все внутренние потери компрессорной машины, кроме механических потерь, связанных с утечками газа через уплотнения и представляет собой отношение работы в обратимом процессе сжатия к действительной эффективной работе во внешнеадиабатном процессе , т.е. таком при котором теплообмен через корпус компрессора отсутствует:
- коэффициент необратимых превращений работы в теплоту.
Действительная эффективная работа во внешнеадиабатного процессе определится путем замены показателя политропы показателем внешнеадиабатного процесса :
Если пренебречь изменением скорости газа в процессе сжатия и потерями теплоты через корпус компрессора то получим политропный КПД:
Политропный КПД позволяет оценить совершенство компрессорных машин без определения объемной доли или массовой подачи газа, используя только значения термодинамических параметров, которые изменяются в процессе сжатия и значения показателя адиабаты в диапазоне изменений указанных параметров.
На Рис. 6.5 приведен обратимый адиабатный и действительный процессы сжатия в Т-S координатах.
Рис. 6.5. Обратимый адиабатный и действительный процессы сжатия в Т-S координатах
Как видно расчетное значение температуры действительного процесса сжатия выше, чем в конце адиабатного сжатия. Вводя для реальных газов фактор сжимаемости работа затраченная в компрессоре на сжатие определится:
Мощность, затрачиваемая на привод компрессора, определяется удельной работой и секундным расходом газа с учетом механических потерь (потери на трение рабочих элементов об газ, трение в подшипниках и редукторе привода компрессора) выраженных через механическое КПД :
.
7. Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания и газотурбинных установок. Основные допущения и принципы расчёта; изображение циклов в рабочей и тепловой диаграммах. Анализ и сравнение различных групп циклов по основным параметрам.
Тепловые двигатели, в которых подвод теплоты к рабочему телу осуществляется в результате сгорания топлива внутри данного двигателя, называются двигателями внутреннего сгорания.
В таких двигателях топливо сгорает в цилиндре или в камере сгорания, а рабочим телом являются неконденсирующиеся газы – воздух, продукты сгорания. Причем на первом этапе рабочее тело – воздух или смесь воздуха с парами топлива, а на втором этапе – газообразные продукты сгорания топлива. Так как на всех стадиях цикла рабочее тело находится в газообразном состоянии, то циклы принято называть тепловыми газовыми циклами.
Двигатели с газообразным рабочим телом разделяют на три группы:
ДВС - поршневые двигатели внутреннего сгорания;
ГТУ – газотурбинные установки;
РД – реактивные двигатели.