Расчет цены с помощью метода целевой прибыли с учетом безубыточности
Другой способ расчета цены - метод целевой прибыли с учетом безубыточности— предусматривает следующие этапы:
1. Определение желаемой нормы чистой прибыли на капитал.
2. Определение абсолютной величины целевой прибыли.
3. Установление диапазона цен на конкурирующие товары
(альтернативные варианты).
4. Определение объема безубыточного выпуска (точки безубыточности) при каждом варианте цен.
5. Определение величины выпуска (продаж) товара, обеспечивающего желаемую чистую прибыль.
6. Оценка вероятности реализации того количества товара, которое обеспечивает целевую прибыль.
7. Выбор уровня применения цены и объема выпуска (продаж).
Методика расчета, ориентированного на получение целевой прибыли, предусматривает построение графика безубыточности, где представлены общие издержки (ТС) и ожидаемые общие поступления (TR) при разных объемах продаж (рис. 6.10). Независимо от объема продаж постоянные издержки (FC) считаются неизменными. Валовые издержки (ТС) как сумма постоянных (FC) ипеременных издержек (VC) растут одновременно с ростом реализации. Кривая валовых поступлений (TR) начинается с нулевой отметки и поднимается вверх по мере роста продаж товара при постоянной (выбранной) цене. Угол наклона кривой валовых поступлений зависит от значения цены, а наклон кривой валовых издержек (ТС) - от значения средних переменных (AVC) затрат.
Валовые поступления (TR), прибыль (П), издержки (С), руб.
Валовые издержки (ТС) |
q1 Объем продаж, шт. |
Qб/у |
Рис.6.10. График безубыточности (для определения целевой цены на товар)
Для обеспечения безубыточности, т.е. компенсации валовых издержек, фирма должна продать Q б/у (объем безубыточности) товарных единиц, который определяется по формуле:
. (6.11)
Если фирма стремится к получению целевой прибыли (ПЦЕЛ)
при цене Р1 , ей нужно продать Q1:
, (6.12)
учитывая, что ПЦЕЛ = Р1Q1-(AVC*Q1+FC).
Если фирма готова устанавливать на свой товар более высокую цену (выше Р1)и рынок позволяет ей это, то для получения целевой прибыли ей не обязательно продавать Q1единиц товара. При этом рост Рбудет влиять на угол наклона TR. Однако при более высокой цене (т.е. большем угле наклона TR) рынок, возможно, не захочет закупать даже меньшее количество товара (однако многое зависит от эластичности спроса по ценам). Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем продаж, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения этих показателей при каждой возможной цене товара.