Оценка общественной эффективности инвестиционного проекта. Расчет денежных потоков и показателей общественной эффективности
ТЕМА 7. Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом
Оценка проекта в целом означает оценку с точки зрения единственного участника, реализующего проект как бы за счет собственных средств. По этой причине показатели эффективности определяются на основании денежных потоков только от инвестиционной и операционной деятельности. При наличии нескольких вариантов проекта каждый из них оценивается самостоятельно. Этот блок состоит из двух разделов 1. оценка общественной эффективности и 2. оценка коммерческой эффективности.
Расчет производится в текущих и дефлированных ценах.
Оценка общественной эффективности позволяет проверить обоснованность выделения ресурсов на его реализацию с точки зрения общества. Необходимость такой оценки вытекает из макроэкономической концепции ограничения ресурсов, согласно которой потребности в ресурсах безграничны, а доступные в каждый момент времени ресурсы ограничены. Поэтому из альтернативных вариантов использования ресурсов необходимо выбирать наилучший. Оценка ОЭ особенно важна для общественно значимых, крупномасштабных проектов, требующих больших затрат ресурсов и оказывающих существенное воздействие на экономику страны. Она также крайне полезна и для других проектов, использующих государственные ресурсы.
При расчете показателей общественной эффективности:
- в денежных потоках отражается (при наличии информации) стоимостная оценка последствий осуществления данного проекта в других отраслях народного хозяйства, в социальной и экологической сферах;
- в составе оборотного капитала учитываются только запасы (материалы, незавершенная готовая продукция) и резервы денежных средств;
- исключаются из притоков и оттоков денег по операционной и финансовой деятельности их составляющие, связанные с получением кредитов, выплатой процентов по ним и их погашением, предоставленными субсидиями, дотациями, налоговыми и другими трансфертными платежами, при которых финансовые ресурсы передаются от одного участника проекта (включая государство) другому, поскольку они отражают перемещение ресурсов в рамках народного хозяйства, не изменяя национальный доход страны. В тех случаях, когда связанный с проектом платеж трансфертного характера осуществляется за пределы системы ИП (например, для российского проекта имеет место выплата процентов по зарубежному кредиту), соответствующие оттоки денег должны учитываться;
- производимая продукция (работы, услуги) и затрачиваемые ресурсы должны оцениваться в специальных экономических ценах.
Экономические цены (теневые цены) – цены, в которых измеряется общественная значимость продукции, услуг, ресурсов и иностранной валюты. Определение экономических цен предполагает исключение из состава рыночных цен всех искажений свободного рынка (в частности, влияния монополистов, трансфертных платежей – налогов, субсидий, пошлин и т.д.) и добавления неучтенных в рыночных ценах внешних эффектов и общественных благ. Эти процедуры преобразования (исключения и добавления) обычно называют конверсией рыночных цен в экономические.
Внешние эффекты (экстерналии) – экономические и внеэкономические последствия возникающие во внешней среде при производстве товаров и услуг, но не отраженные в рыночных ценах последних. Примерами внешних эффектов являются:
- ухудшение условий ловли рыбы на реке в результате расположенного выше по течению металлургического завода;
- изменение рыночной стоимости жилых домов или квартир в них в результате строительства в непосредственной близости от них крупного промышленного предприятия, торгового центра или станции метрополитена;
- уменьшение оборотных средств отправителей и/или получателей грузов в результате реализации транспортными организациями проектов, повышающих среднюю скорость движения транспортных средств;
- увеличение доходов сельскохозяйственных предприятий при осуществлении строительства новых автомобильных дорог в сельской местности (такое увеличение достигается, например, за счет снижения потерь завозимых удобрений и вывозимой сельскохозяйственной продукции, за счет более быстрого вывоза на элеваторы собранного урожая).
Общественные блага – работы, услуги, некоторые продукты, потребление которых одним субъектом не препятствует их потреблению другими. Поэтому общественные блага являются бесплатными и не участвуют в рыночном обороте. Примерами общественных благ является свет маяка, защита безопасности границ государства, научные знания и т.п.
Временно, до введения нормативными документами экономических цен или методов их установления (конверсии), стоимостную оценку производимой продукции и потребляемых ресурсов (а точнее приближение к экономическим ценам) в условиях российской экономики рекомендуется производить путем модификации рыночных цен на основе следующих положений:
а) Стоимостная оценка товаров производится по-разному в зависимости от их роли во внешнеторговом обороте страны:
• продукция, предназначенная для экспорта, оценивается по реальной цене продажи на границе, т.е. цене ФОБ, за вычетом таможенных пошлин и сборов. Акцизов и расходов на доставку до границы;
• импортозамещающий выпуск и импортируемые оборудование и материалы оцениваются по цене замещаемой продукции плюс затраты на страховку и доставку;
• товары, предназначенные к реализации на внутреннем рынке, а также инфраструктурные услуги (расходы на электроэнергию, газ, воду, транспорт) оцениваются на основе рыночных цен с НДС, налогом на реализацию ГСМ, но без акцизов. В принципе НДС и налог на ГСМ также должны быть исключены из рыночных цен, если рыночный механизм работает эффективно (не происходит задержек с возвратом выплаченного НДС и пр.).
• новые (улучшенные) товары, реализуемые или приобретаемые на внутреннем рынке, но могущие экспортироваться, оцениваются по максимальной из двух величин: цене внутреннего рынка (с НДС, но без акцизов) и цене “на границе”;
• цена отсутствующей или недоступной на внутреннем и внешнем рынке (в частности, новой, не имеющей аналогов) продукции устанавливается проектом с учетом результатов маркетинговых исследований или по согласованию с основными потребителями.
б) Затраты труда оцениваются величиной заработной платы персонала (с установленными начислениями) исходя из средней годовой заработной платы одного работника для РФ, для региона в котором осуществляются затраты труда, или усредненной для данной отрасли производства. Рекомендуется при наличии информации учитывать среднюю зарплату (с начислениями) работников соответствующих профессионально-квалификационных групп.
В) используемые природные ресурсы (земельные участки, недра, лесные, водные ресурсы и др.) оцениваются в соответствии со ставками платежей, установленными законодательством РФ.
В качестве выходной формы расчета рекомендуется таблица денежных потоков и обобщающих показателей эффективности:
№ | показатель | Номер шага расчета | |||||
Инвестиционная деятельность | |||||||
1. | - притоки | ||||||
2. | - оттоки | ||||||
3. | - сальдо (ДПи) | ||||||
4. | Операционная деятельность | ||||||
5. | - притоки | ||||||
6. | - оттоки | ||||||
7. | - сальдо (ДПо) | ||||||
8. | Сальдо суммарного потока стр.3+стр.7 (ДП) | ||||||
9. | Сальдо накопленного потока (ЧД) | ||||||
10. | Срок окупаемости без учета дисконтирования | ||||||
11. | Коэффициент дисконтирования | ||||||
12. | Дисконтированное сальдо суммарного потока (стр.8*стр.11) | ||||||
13. | Интегральный эффект по шагам расчета, ЧДДi (NPVi) | ||||||
14. | Срок окупаемости с учетом дисконтирования | ||||||
15. | Дисконтированные инвестиции (стр.3*стр.11) | ||||||
16. | Внутренняя норма эффективности (ВНД, IRR) | ||||||
17. | Индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД, рентабельность инвестиций, PI) | ||||||
18. | Индекс доходности дисконтированных затрат |
* ЧД и ЧДД проекта находится в последнем столбце.