Лекция № 2. Управление маркетингом (воздействие на спрос).
Потребность – нужда, принявшая конкретную форму в соответствии с уровнем развития и окружающей средой человека.
Запрос - потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Потребности безграничны, ресурсы ограничены. (Цель социализма: планомерное удовлетворение все возрастающих потребностей общества.) Поскольку ресурсы ограничены, то запросы делаются на те товары, которые в наибольшей степени удовлетворяют потребности, при минимуме затрат.
Спрос – количество товара, проданного в единицу времени.
Товар - это все то, что может удовлетворить нужду и потребность и предлагается на рынок для обмена.
Цена - сумма денег, которую покупатель готов заплатить за товар, а продавец готов получить.
Товарный ассортимент- все товары удовлетворяющие одну потребность.
Идея маркетинга: необходимо выявить потребность и создать товар, в наибольшей степени удовлетворяющую эту потребность.
Обмен - акт получения нужного товара с предоставлением чего-либо взамен.
Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Обмен – основное понятие маркетинга как дисциплины. Основная единица измерения процесса обмена – сделка.
Сделки бываю денежные и бартерные. Следует отличать сделку от подарков, пожертвований.
Рынок - совокупность покупателей и продавцов товара.
Почему рынок более эффективен, чем непосредственный обмен товарами между производителями? В рыночной экономике более высокая торгово-операционная эффективность.
Ведущие ученые в области маркетинга:
Котлер Филипп - преподает в Kellogg Skool Menagement, США автор популярных учебников по маркетингу
«Маркетинг – это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлечь, сохранить и нарастить количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании.
Понятие маркетинг включает четыре английских «Р»:
Product – товар
Praic - цена
Place - место (продажи)
Promotion – продвижение (реклама и стимулирование)
Мицуаки Симагути – профессор Школы бизнеса Университета Кэйо, Япония
Маркетинг – это устройство роста, главная задача маркетологов – разработать способы роста компании с помощью всех ее продуктов. Он должен смотреть вперед, следить за изменениями рынка. Маркетололг должен сформулировать мечту о будущем. Следовательно, маркетинг перемешается в сферу стратегического менеджмента.
Рассматриваемые вопросы:
1. Состояние спроса.
2. Концепции управления маркетингом.
3. Принципы маркетинга
4. Элементы системы управления маркетингом.
Состояние спроса.
Спрос – количество товара, которое может быть продано (или продается, или уже продано) в единицу времени. В переводе на русский язык управление маркетингом – воздействие на спрос, или воздействие на скорость реализации товара. Цель этого воздействия – достичь равновесия (равенства) спроса и предложения.
Управление маркетингом – набор (система) мер воздействия на технологию продажи и покупателя, обеспечивающие увеличение скорости обмена товара на деньги.
1.Отрицательный спрос (рыбий жир, прививки, места на кладбищах, медицинские энциклопедии).Задачи маркетинга? Выявить причины отрицательной реакции покупателя и устранить их.
2. Отсутствие спроса (товары и услуги низкого качества или слишком высокой цены). Задачи маркетинга? Усовершенствовать товар.
3. Скрытый спрос – потенциальная возможность продать экзотический товар (киви, фейхуа), или товар о котором покупатель ничего не знает, но он может удовлетворить его потребность (мобильный телефон, часы с калькулятором, телефон с определителем номера, компьютер без проводов соединения, цифровой фотоаппарат и т. п.)
Задачи маркетинга? Выявить не удовлетворенные потребности и удовлетворить их совершенно новым товаром.
4.Полноценный спрос, когда он равен предложению (идеальный товар или идеальный комплекс маркетинга, например водка, автомат Калашникова).
5. Нерегулярный спрос – колебания уровня спроса во времени (пиво, зимняя одежда, летняя одежда, лыжи, санки, и др.)
Задачи маркетинга? Сгладить колебания спроса.
6. Падающий спрос – уменьшение уровня спроса во времени (пленочные фотоаппараты, компьютеры с небольшим объемом памяти, импортные продукты питания, компакт кассеты)
Задачи маркетинга? Приостановить падение спроса – снизить цену, увеличить объем рекламы, модифицировать товар и т. п.
7. Чрезмерный спрос – превышение спроса над предложением (Шампанское перед новым годом, билеты на премьеру хорошего спектакля, билеты на поезд в августе в сторону моря) Задачи маркетинга? Снизить спрос – повысить цену, или увеличить предложение.
8. Нерациональный спрос – на товары вредные для здоровья (сигареты, анаболики, спиртное низкого качества, автомобили - загрязняют окружающую среду, услуги казино, залов игровых автоматов). Задачи маркетинга? Сделать товар менее опасным, предупреждать покупателя о возможной опасности.
КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОВАРА
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА
ИНТЕНСИФИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ УСИЛИЙ
МАРКЕТИНГА
СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧНОГО МАРКЕТИНГА
НЕФОРМАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СОЗДАНИЯ УНИКАЛЬНОГО ТОВАРА
Основные принципы маркетинга
- Производить только то, что нужно потребителю;
- Решать проблемы потребителя, предлагая товары и услуги;
- Организовывать производство после исследования потребностей и определения спроса;
- Использовать комплексный подход (весь комплекс маркетинга) для удовлетворения запросов потребителей;
- Постоянно следить за изменениям рынка и менять комплекс маркетинга, одновременно активно воздействовать на рынок, меняя комплекс маркетинга;
- Строить бизнес, исходя из приоритета долгосрочной перспективы, эффективных коммуникаций на основе стратегического планирования и прогнозирования изменяй на рынке, в экономике, природе и обществе
- Учитывать социальные и экономические факторы при производстве и распределении
- Координировать деятельность в рамках отрасли и взаимодействовать в ее рамках;
- Стремительно и наступательно формировать конкурентные преимущества;
Процесс управления маркетингом включает:
1. Анализ рыночных возможностей:
– сбор информации о рынке,
– анализ состояния рынка и спроса,
– анализ собственных возможностей.
– Формулирование цели, проблемы и основной идеи – замысла маркетинга
2. Отбор целевых рынков:
- сегментирование рынка,
- выбор целевых сегментов,
- позиционирование товара на рынке или в рамках целевого сегмента;
- замеры объемов спроса.
3. Разработка комплекса маркетинга:
- разработка товара,
- установление цен на товары,
- определение способа эффективного распространения товара,
- разработка рекламы и других методов стимулирования сбыта.
4. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий:
- Определение стратегии деятельности фирмы,
- Планирование работы,
- Контроль реализации плана.