Эластичность спроса и предложения

 

Термин эластичность используется для обозначения меры реагирования одной переменной величины на изменение другой. Эластичностью называют отношение относительного изменения функции у к относительному изменению переменной х:

(коэффициент эластичности)

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется у при изменении х на 1%.

В экономическом анализе важную роль играют два вида эластичности:

1) относительное изменение спроса на продукт по отношению к относительному изменению дохода (национального или индивидуального);

2) по отношению к относительному изменению цены.

Эластичность положительная, когда и изменяются в том же самом направлении, и негативная, когда они изменяются в противоположных направлениях.

Изменение эластичности спроса по цене.

Спрос эластичен, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. (Е>1) Спрос нейтрален, когда процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара (Е=1). Спрос абсолютно неэластичен, когда вне зависимости от цены величина спроса не изменяется. Абсолютно эластичный спрос означает, что при падении цены ниже определенного уровня нет предела процессу реализации товара.

К факторам неценовой эластичности спроса относятся:

1) наличие заменителей данного товара;

2) значимость товара для потребителя;

3) удельный вес товара в доходе потребителя;

4) временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке.

Изменение эластичности спроса по доходу. Для нормальных товаров рост дохода вызывает повышение спроса (эластичность положительна), для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса (эластичность отрицательна). Товары первой необходимости не чувствительны к доходам: их потребление, как правило, не меняется в зависимости от роста или падения дохода.

Перекрестная эластичность спроса показывает степень изменения в количестве покупаемого товара в ответ на изменение в цене на другой товар. Она может быть положительной (свойственна взаимозаменяемым товарам), отрицательной (свойственна взаимодополняемым товарам) и нулевой (свойственна товарам, нейтральным по отношению друг к другу).

Эластичность предложения по цене показывает связь между изменениями в ценах на товар и объемах его предложения. Абсолютно эластичное предложение будет выглядеть на графике горизонтальной прямой, а абсолютно неэластичное – вертикальной.

 

 

Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара.

Анализ эластичности позволяет определять размеры производства товаров и услуг, изучать поведение потребителей, планировать ценовую политику фирмы, формировать стратегию фирмы для максимизации прибыли и минимизации убытков, прогнозировать изменения в расходах потребителей и в доходах производителей в связи с изменением цен на товары и услуги. Перекрестная эластичность используется в антимонопольной политике.