Виды потребностей.

Потребности и товары

Основы экономики

Раздел I. Общая экономическая теория

 

 

У каждого человека есть потребности, которыми называются все физические и духовные человеческие чувства нужды (нехватки).

Потребности изменяются как количественно, так и качественно. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, моды и рекламы. В результате скрытые потребности становятся осознанными, открытыми. Это превращение является движущей силой экономического процесса и причиной структурных изменений всей экономики.

По срочности удовлетворения различают потребность в средствах существования (жизненно важные потребности) и потребность выбора (культурные потребности и потребности в роскоши).

По виду удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные (потребности, которые человек может удовлетворять сам) и коллективные (потребности, которые можно удовлетворять только в группе, общности или всем народом).

Потребность удовлетворяется в ходе покупки на рынке определенного товара. Потребность, обеспеченная деньгами, называется спросом. О спросе говорят в том случае, если потребитель решает приобрести необходимый товар на рынке.

Средством удовлетворения потребностей являются товары. Свободных товаров очень мало (свет солнца, ветер, дождь и др.). Они находятся по отношению к потребностям в избытке и не являются предметом экономической деятельности. Экономическое значение имеют только экономические товары. Они приносят пользу и их немного. Их производство требует издержек, на рынке они имеют цену.

Товары, т.е. любые средства, способные удовлетворить какую – либо потребность и предназначенные для продажи, различаются по видам.

Виды товаров.

По своей природе они могут быть вещественными, т.е. имеющими материальную природу, или услугами, т.е. не имеющими материальной природы. Услуги отличаются от вещественных товаров тем, что их производство и потребление происходят одновременно. Удовлетворение потребностей в данном случае происходит благодаря непосредственной деятельности людей.

По цели применения товары делят на потребительские, служащие непосредственному удовлетворению потребностей, и производственные (инвестиционные), используемые для производства других товаров.

По сроку применения различают товары длительного пользования и товары краткосрочного пользования.

Товары подразделяются также на взаимозаменяемые и взаимодополняющие. Товары, которые заменяют друг друга и поэтому могут быть использованы на альтернативной основе, называются взаимозаменяемыми. Взаимодополняющие товары дополняют друг друга, так что их следует использовать одновременно, чтобы достичь необходимого результата.

Товары производятся на предприятиях посредством использования рабочей силы и средств производства. Количество товаров, которые предприятие хочет сбыть на рынке по данной цене, называется предложением.

Потребности людей проявляются в виде спроса на рынке. Владельцы товаров обменивают их на деньги, а покупатели обменивают свои деньги на товары. Таким образом возникают цены, приводящие к равенству спроса и предложения. Чем выше цена товара, тем ниже при прочих равных условиях спрос, тем выше предложение. Наоборот, чем ниже цена товара, тем выше при прочих равных условиях спрос, тем ниже его предложение. Благодаря механизму цен имеющиеся в ограниченном количестве товары оказываются там, где в них больше всего нуждаются.