Расходы бюджета, связанные с обороной, управлением и другими функциями государства: состав и структура, динамика изменений, особенности планирования

Расходы бюджета, связанные с регулированием экономики, обороной, управлением и другими функциями государства

 

Ни одно современное общество не может обойтись без государственного управления и соответственно расходов на его содержание. Исходной расчетной единицей в управленческих расходах является чиновник — должностное лицо в системе управления. Именно от количества и соответствующего ему качества (рангов) чиновников зависит объем управленческих ассигнований больше чиновников, а следовательно, сложнее управленческая иерархия, тем больше средств необходимо для их содержания.

Согласно известному закону Паркинсона каждый чиновник множит себе двух подчиненных, из-за чего происходит неуклонный рост их численности. К сожалению, Россия не представляет исключения из общего правила.

Общая численность работников органов государственной власти за последние пять лет увеличилась на 2,9%. Приведенный показатель следует дополнить огромным количеством обслуживающего чиновников персонала (транспорт, охрана, техническое обслуживание и т.д.).

Отсюда объективная необходимость и настоятельная потребность тщательного исследования механизма финансирования управления, создания оптимального эффективно функционирующего аппарата правления. Выполнение этой задачи — актуальнейшая проблема любого государства. Снятие ее с повестки дня неминуемо оборачивается, как свидетельствует многолетняя практика, неудержимым разрастанием управленческого аппарата и ростом расходов. Для ее решения необходимо изучить состав и структуру управленческих расходов.

Наибольшими темпами росли затраты на главу государства (в 4,6 раза) и прочие расходы (в 3,6 раза) и наименьшими — расходы на содержание представительных органов власти. Все это отразилось на динамике структуры затрат Аналогичная ситуация наблюдается в бюджетах субъектов РФ и местных образований. За последние два года доля затрат на гон дарственное и муниципальное управление увеличилась в 2—3 разя

Расходы на управление в целом можно подразделить следующим образом:

- расходы непосредственно управленческого аппарата;

- расходы на управление государственными предприятиями, которые обеспечиваются в основном за счет собственной предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, не бюджетной поддержки в той или иной форме.

В состав управленческих расходов входят:

1) оплата труда (зарплата, добавки, прочие денежные пособия);

2) начисления на фонд оплаты труда;

3) расходы на текущее содержание аппарата (командировочные расходы и т.д.);

4) эксплуатация и ремонт зданий и сооружений;

5) техническое оснащение (офисная техника, транспорт и т.д.);

6) капитальное строительство;

7) информационное обеспечение (почтово-телеграфные, телефонные, телефаксные и другие подобные расходы);

8) печатно-издательская деятельность;

9) представительские расходы;

10) содержание служб безопасности органов государственной власти;

11) ведомственные расходы на дошкольное, школьное, высшее образование, науку, повышение квалификации и переподготовку кадров;

12) ведомственные расходы на здравоохранение;

13) ведомственные расходы в области искусства, спорта, средств кассовой информации и т.д.;

14) прочие расходы.

Все управленческие органы имеют утвержденные штатные расписания административно-управленческого персонала, т.е. перечень структурных подразделений и должностных наименований с указанием количества штатных единиц и окладов по каждому наименованию. Для типичных учреждений устанавливаются типовые структуры и штаты. Их утверждают соответствующие органы власти и должностные лица.

Различаются основные должностные оклады и дополнительная заработная плата по определенным показателям (классность, секретность, выслуга, лечебные и т.д.). Отдельным работникам могут быть установлены персональные оклады.

Федеральным государственным служащим установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада и надбавок к постному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы. Федеральным служащим устанавливаются:

- ежемесячная надбавка за квалификационный разряд в твердой сумме;

- ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы в размерах:

по высшим государственным должностям от 150 до 200% оклада;

по главным государственным должностям от 120 до 150% оклада;

по ведущим государственным должностям от 90 до 120% оклада;

по старшим государственным должностям от 60 до 90% оклада;

по младшим государственным должностям до 60% оклада;

- ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу в размерах: при стаже государственной службы от 1 до 5 лет — 10%, свыше 5 лет до 10 лет — 15%, свыше 10 лет до 15 лет — 20%, свыше 15 лет — 30%;

- премии по результатам работы (максимальный размер премий не ограничивается).

Федеральным государственным служащим производятся и иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, а также выплачивается материальная помощь.

При утверждении фондов оплаты труда для федеральных государственных органов сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов федеральным служащим, предусматриваются следующие средства на выплату (в расчете на год):

- ежемесячной надбавки за квалификационный разряд — в размере четырех окладов;

- ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы — в размере 14 окладов;

- ежемесячной надбавки за выслугу лет — в размере трех окладов;

- премий по результатам работы — в размере трех окладов;

- материальной помощи — в размере двух окладов.

Денежное вознаграждение, оклады и надбавки за квалификационный разряд федеральных государственных служащих индексируются в размерах и сроки, предусмотренные для работников бюджетной сферы.

Согласно федеральному бюджету на 2003 г. оплата труда без премий Президента РФ составила 96 817 руб. в месяц, премьер-министра — 93 133, спикера Госдумы — 77 407, Председателя Совета Федерации — 76 708 руб. и т.д.

Расходы на содержание управленческих структур определяются и путем составления смет. На предприятиях составляются заявки расходов на содержание управленческого аппарата, утверждаемые главным распорядителем. Особое внимание уделяют планированию затрат по статьям: заработная плата, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и др.

Сметы на содержание органов управления составляются согласно статьям бюджетной классификации, как правило, по укрупненным показателям. При этом затраты подразделяются на нормированные — на текущее содержание (заработная плата, начисления и др.) и ненормируемые — расходы на сессии, капитальный ремонт, и инвентарь и т.д. Расходы на содержание органов государственного управления лимитируются вышестоящими органами и не должны превышать утвержденных сумм по проекту бюджета.

Расходы на управление имеют ряд отличительных специфических черт: составляются заинтересованными людьми; имеют тенденцию к росту; непосредственно затрагивают материальные и другие интересы людей. Поэтому за порядком расходования средств устанавливается особый контроль, проводимый специальными финансовыми органами (Счетной палатой, Минфином РФ и т.д.), а также контрольными финансовыми аппаратами вышестоящих организаций. Тщательно должны проверяться все статьи затрат от штатного расписания и заработной платы до прочих расходов. В настоящее время особое внимание следует обращать на эффективность затрат (техническое оснащение, подготовка кадров и др.): нет ли расточительства, излишеств, незаконных расходов, в частности, на приобретение иномарок, по приему иностранных делегаций и т.д. Важный объект проверки — цель заграничных командировок, их целесообразность, формы расходов.

Пути снижения управленческих расходов:

- сокращение численности основного и вспомогательного управленческого персонала;

- сокращение управленческих структур;

- устранение дублирования управленческих функций;

- удешевление управленческой инфраструктуры.

Их практическая реализация не представляет особой сложности, все зависит от наличия заинтересованного субъекта. К сожалению, именного его нет в системе реального государственного управления. Единственный кто заинтересован в снижении управленческих расходов, - это налогоплательщики (физические и юридические лица), которые имеют право лишь косвенно влиять на государственную деятельность, в основном в процессе выборных компаний.

Наибольшими темпами росли затраты на содержание органов безопасности (в 2,3 раза), прокуратуры и уголовно-исполнительной системы и меньшими - расходы на органы внутренних дел (+14%) и внутренние войска (+4). В результате произошли существенные изменения в структуре расходов на обеспечение правопорядка.

 

Таблица 14 – Расходы федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность

 

 

    2006 г., млрд. руб.   2007 г. (проект), млрд. руб. Изменение
Млрд. руб. %
Органы прокуратуры 27,3 32,1 4,8 17,6
Органы внутренних дел 156,7 178,9 22,2 14,2
Внутренние войска 31,9 40,0 8,1 25,4
Органы юстиции 28,2 39,6 11,4 40,4
Система исполнения наказаний 77,6 91,3 13,7 17,7
Органы безопасности 3,5 3,0 –0,5 –14,3
Органы пограничной службы 0,5 1,3 0,8 160,0
ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)» 4,1 5,7 1,6 39,0
Органы по контролю за оборотом наркотичес­ких средств и психотропных веществ 11,2 12,9 1,6 14,3
Миграционная политика 6,7 15,5 8,8 131,3
Субвенции субъектам РФ на цели равного с МВД повышения денежного довольствия и зарплаты работникам территориальных под­разделений милиции общественной безопас­ности - 8,2 8,2 -

 

К затратам на обеспечение правопорядка, на наш взгляд, так же следует отнести расходы по разделу «Судебная власть», так как по своему социально-экономическому смыслу и назначению судебная деятельность представляет собой основу обеспечения правопорядка. С точки зрения формирования сметы затрат общие расходы на правопорядок и безопасность можно подразделить на управленческие и военные.

Управленческие расходы складываются из денежного содержания аппарата, эксплуатации и ремонта зданий и сооружений, технического оснащения, информационного обеспечения, государственных инвестиций, ведомственных расходов на общее образование, подготовку кадров, здравоохранение и прочих расходов.

Составление и финансирование расходов по управленческой деятельности органов правопорядка в основном идентичны данным процессам в сугубо управленческой сфере. Имеющиеся различия касаются использования различной нормативной базы.

Военные расходы непосредственно не относятся к управлению их задача — финансовое обеспечение силовых структур системы правопорядка и безопасности. Военные расходы направляются на:

- содержание и оснащение внутренних войск (денежное довольствие военнослужащих, денежное содержание гражданского персонала, обеспечение личного состава, боевая подготовка и обучение войск, материально-техническое обеспечение войск, закупки вооружения и военной техники, строительство военных объектов, научно-исследовательские работы военного характера и др.);

- содержание и оснащение Государственной противопожарной службы (денежное содержание, обеспечение летного состава, закупки вооружений и военной техники, строительство военных объектов и т.д.);

- выплаты пенсий и пособий;

- финансирование учреждений уголовно-исправительной системы;

- финансирование Государственного фонда по борьбе с преступностью;

- финансирование лесоохранных и лесозаготовительных мероприятий.

Расходы на судебную власть и обеспечение правопорядка — наиболее растущие в федеральном бюджете. В последние два года численность работников сферы правопорядка резко возросла в связи с внедрением окружного уровня управления и реформированием судебной системы. Страна будет вынуждена ежегодно увеличивать количество судей всех видов, аппаратных работников и адвокатов, поскольку граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица все чаще начинают обращаться к правовой системе.

Ассигнования на оборону ежегодно рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием, и прежде всего Госдумой РФ. Средства на оборону выделяются по смете Министерства обороны РФ и направляются на содержание Вооруженных Сил РФ и необходимой инфраструктуры.

В смету Министерства обороны РФ включаются следующие

расходы:

1) содержание Вооруженных Сил РФ — денежное довольствие военнослужащих и денежное содержание гражданского персонала; продовольственное обеспечение; оплата вещевого имущества; оплата топлива, горючего, энергии; транспортные расходы; квартирно-эксплуатационные расходы; поддержание состояния боевой готовности и управления; оперативные, хозяйственные и другие расходы;

2) ремонт, изготовление и закупка вооружения, военной техники и имущества;

3) государственные инвестиции (погашение кредиторской задолженности, федеральные целевые программы, непрограммные инвестиции);

4) НИОКР;

5) участие в миротворческой деятельности;

6) выплаты государственных пособий на детей военнослужащих

7) утилизация и ликвидация вооружений;

8) сборы, подготовка кадров, содержание военных учебных заведений;

9) военное сотрудничество в рамках СНГ;

10) ведомственные расходы на дошкольное и школьное образование, среднее профессиональное, здравоохранение, искусство и спорт.

Затраты на военную программу Министерства РФ по атомной энергии выросли в 4 раза, а на мобилизационную и вневойсковую подготовку — в 18 раз.

Отличительной особенностью финансирования Министерства обороны РФ является оплата большей части поставок в централизованном порядке и частично - военными округами. Войсковые части занимаются лишь выплатой денежного довольствия и содержания, а также оплатой некоторых хозяйственных расходов.

Средства по смете расходуются строго по целевому назначению. Правильность расходования контролируют финансовые службы во главе с финансовым управлением Министерства обороны РФ.

Министерство обороны имеет свои хозрасчетные производственные предприятия; занимающиеся производством, строительством и коммерческой деятельностью. Они функционируют аналогично другим экономическим юридическим субъектам.

С 1990 г. был взят курс на сокращение Вооруженных Сил РФ и соответственно расходов на оборону. В 2002 г. этот процесс был приостановлен и доля затрат на оборону повышена.