Опорная схема лекции

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра педагогики

 

 

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Рабочие материалы семинарских

и практических занятий по курсу

для студентов факультета

информатики

 

Автор-составитель: Антонов В.Н.,

к.п.н., доцент.

 

 

Челябинск 2014

 

Модуль 1

Сущность, движущие силы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания

Цели изучения:

сформировать у студентов понятие о сущности процесса воспи­тания, его движущих силах и структуре, о роли и месте воспита­ния в системе факторов, детерминирующих развитие человека; познакомить с закономерностями и принципами воспитания.

Форма изучения:

семинарское занятие, самостоятельная работа студента.

Основные понятия:

воспитание; движущие силы процесса воспитания; закономер­ности воспитания; цели воспитания; критерии эффективности процесса воспитания; перевоспитание; самовоспитание.

Опорная схема лекции

Воспитание как социокультурный процесс

Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании)

Воспитание целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности
Закономерности воспитания   Принципы воспитания  
1 . Цели и содержание воспитания опре­деляются потребностями общества 2. Результаты воспитания обусловлены влиянием объективных и субъективных факторов 3. Эффективность воспитания зависит от учета индивидуальных и половозрастных особенностей и пр.   1 . Общественная направленность воспитания 2. Единство и целостность воспитательных воздействий 3. Учет индивидуальных и половозрастных особенностей 4. Сочетание прямых и параллельных педагогических воздействий и пр.  
     

Проблема целей воспитания в истории

Первобытно-общинный строй   • передача жизненного опыта, включение в жизнь общества  
Рабовладельческий строй   для свободнорожденных: • достойный гражданин Отечества (Платон) • самосовершенствование (Аристотель) • для рабов: покорность хозяину и послушание  
Феодальный строй   • для господ: служение Богу и сюзерену • для слуг: покорность Богу и хозяину  
Капиталистическое общество   • создавать условия для развития личности на основе коллективизма  
Социалистическое общество   • формировать гармонически развитую личность на основе индивидуализма  
Современный этап   • способствовать развитию личности • формировать гуманистическую основу взаимодействия личности и общества • обеспечить условия для расцвета индивидуальности личности