Опорная схема лекции
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Рабочие материалы семинарских
и практических занятий по курсу
для студентов факультета
информатики
Автор-составитель: Антонов В.Н.,
к.п.н., доцент.
Челябинск 2014
Модуль 1
Сущность, движущие силы процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания
Цели изучения:
сформировать у студентов понятие о сущности процесса воспитания, его движущих силах и структуре, о роли и месте воспитания в системе факторов, детерминирующих развитие человека; познакомить с закономерностями и принципами воспитания.
Форма изучения:
семинарское занятие, самостоятельная работа студента.
Основные понятия:
воспитание; движущие силы процесса воспитания; закономерности воспитания; цели воспитания; критерии эффективности процесса воспитания; перевоспитание; самовоспитание.
Опорная схема лекции
Воспитание как социокультурный процесс
Воспитание как педагогический процесс (в широком понимании)
Воспитание | целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности | |
Закономерности воспитания | Принципы воспитания | |
1 . Цели и содержание воспитания определяются потребностями общества 2. Результаты воспитания обусловлены влиянием объективных и субъективных факторов 3. Эффективность воспитания зависит от учета индивидуальных и половозрастных особенностей и пр. | 1 . Общественная направленность воспитания 2. Единство и целостность воспитательных воздействий 3. Учет индивидуальных и половозрастных особенностей 4. Сочетание прямых и параллельных педагогических воздействий и пр. | |
Проблема целей воспитания в истории
Первобытно-общинный строй | • передача жизненного опыта, включение в жизнь общества |
Рабовладельческий строй | для свободнорожденных: • достойный гражданин Отечества (Платон) • самосовершенствование (Аристотель) • для рабов: покорность хозяину и послушание |
Феодальный строй | • для господ: служение Богу и сюзерену • для слуг: покорность Богу и хозяину |
Капиталистическое общество | • создавать условия для развития личности на основе коллективизма |
Социалистическое общество | • формировать гармонически развитую личность на основе индивидуализма |
Современный этап | • способствовать развитию личности • формировать гуманистическую основу взаимодействия личности и общества • обеспечить условия для расцвета индивидуальности личности |