Санкции
Технология введения и адаптация.
Этапы введения в коллектив:
1) представление руководителя коллективу о новичке, подготовка персонала. Руководитель должен дать характеристику, + какие надежды связаны с принятием на работу.
2) подготовка рабочего места
3) публичное представление вновь прибывшего человека - коллективу
4) провести инструктаж (знакомство с документацией, уставом, правила внутреннего распорядка, с документами, с которыми будет работать)
5) закрепление наставничества (найти состоявшегося специалиста как наставника)
6) преступление к самостоятельной работе под контролем (контроль несет консультативный характер)
Адаптация- процесс приспособления вновь принятого на работу с целью наиболее эффективной реализации творческих способностей новичка. Введение в должность предполагает представление новичка коллективу и ознакомление с положением организации.
Адаптация – 1 месяц. Целью адаптации является наиболее быстрое достижение новичком приемлемых показателей, вхождение в трудовой коллектив в формальной и неформальной обстановке.
Аспекты адаптации:
1) организационный (предполагает усвоение роли - рабочее место в общей организационной структуре.)
2) психофизиологий (предполагает приспособление к психическим, физическим, нагрузкам и к условиям труда)
3) профессиональный (постепенное доведение показателей до определенного уровня)
4) социально-психологический (приспособление новичка относится к новому социуму)
Показатели успешной адаптации:
1) высокий социальный статус
2) удовлетворение новичка этой средой
3) удовлетворение условиями работы
4) удовлетворение организацией труда
5) приемлемость вознаграждения за труд.
Показатели низкой адаптации:
1) отклоняющее поведение
2) текучесть кадров
3) психологическая угнетенность.
В работе могут допускаться упущения, а то и нарушения. У руководителя могут возникать претензии к работникам, и он должен принимать по отношению к подчиненным определенные меры воздействия — санкции.
В случае первого нарушения имеет смысл ограничиться собеседованием «с глазу на глаз» с работником, допустившим нарушение (дать ему шанс самому сделать все необходимые выводы, пощадить его самолюбие). Такое собеседование лучше проводить спокойно. Сначала, не поддаваясь эмоциям, разъяснить работнику причины своего недовольства, последствия, к которым привело его упущение, убедиться в том, что он понял сказанное. Затем можно выслушать его объяснения происшедшего, обсудить с ним, что именно им было сделано неверно. После этого следует оговорить конкретные сроки исправления допущенной ошибки (переделки материалов, исправления, возмещения и т. д.).
При повторном нарушении уже не следует ограничиваться собеседованиями. Повтор одного и того же нарушения свидетельствует о том, что работник либо не понял требований к нему, либо и не хочет их понимать. Поэтому щадить, его чувства особых оснований уже нет. Руководителем уже был дан ему шанс сделать выводы. Повторение собеседований. Вполне приемлемо публичное замечание. Если и это не помогает, следует еще более дистанцироваться от нарушителя и придать замечанию более формальный характер: например, дополнить публичное замечание (высказанное уже в более категоричной форме) требованием представления нарушителем письменного объяснения происшедшего.
Следующим шагом уже может быть дальнейшая формализация санкций: издание приказа с выговором, наложение штрафов и т. п. Недейственность всех предыдущих санкций означает неадекватность работника и бессмысленность продолжения трудовых отношений, поэтому вполне можно с ним расстаться. Правовая форма увольнения может быть различна (по собственному желанию работника, по статье, с передачей материалов в прокуратуру и прочее) — в зависимости от степени нарушений и причиненного ущерба.
Прохождение всех отмеченных этапов оправдано, если руководитель исходит из собственной заинтересованности в работнике и тот демонстрирует встречную заинтересованность.