Виды стилей руководства
Руководитель, как субъект системы управления.
При отборе кадров ориентируются на сильные стороны человека и соответствующие требования, которые предъявляются в содержании работы.
- Руководитель, как лидер своего коллектива выполняет по отношению к персоналу целый комплекс функций социально- психологического характера:
- административная функция координации индивидуальных действий по выполнению заданий.
- дисциплинарная функция контроля, поощрения и наказания.
- стратегическая функция выбора целей, перспектив, путей и методов работы.
- экспертная функция (в роли компетентного специалиста).
-представительная функция- пребывание в должности (в вышестоящих инстанциях и обществе, в своем коллективе)
- воспитательная функция: формирование и развитие личности его подчиненных.
- психоаналитическая функция- разрешение конфликтов, помощь в стрессовых ситуациях.
Таким образом, руководство, как деятельность направлена по двум направлениям:
1. ориентация на конкретные задачи (побуждение, организация, инструктаж, обеспечение принятия «правильных» решений, обеспечение ресурсами и т.д)
2. ориентация на сохранение и развитие коллектива, на конкретные лица, внимание, доверие, поощрение (обеспечение достижения сотрудниками их личных целей, их удовлетворенности трудом, самореализации, уверенности и т.д)
Руководитель обязан не только обеспечивать достижение намеченных целей, проверять результаты работы, но и улучшать условия труда, способствовать реализации талантов и способностей сотрудников, дальнейшему росту их квалификации.
Под воздействием многих факторов в каждой организации СКД складывается определенный стиль руководства – свой специфический способ, манера отношений руководства и подчиненных.
Авторитарный стильруководства- основывается на отдаче руководителем в приказной форме распоряжений без всяких объяснений их связи с общими целями и задачами организации, официальном характере отношений, дистанцировании от исполнителей, широком применении наказаний.
Демократический стиль руководства - основывается на формировании руководителем благоприятного морально- психологического климата, оказании подчиненным помощи, привлечении их к принятию решений, широком применении поощрений.
Либеральный стиль руководства - руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает необходимые организационные условия для их самостоятельной работы, определяет ее правила и задает границы решения.
Бюрократический (попустительский) стиль руководства – руководитель устраняется от фактического управления подчиненными, передавая его «доверенным» лицам.
Кроме этого, в современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их отношением к руководителю, готовностью к сотрудничеству, характером проблемы.
3.Основные требования к работникам сферы культуры:
- общие (универсальные) требования:
*психосоматическое здоровье - физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность, что особенно важно при обилии контактов в сфере культуры;
*профессиональная компетентность — достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности;
*личностно-нравственные качества — добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).
-ряд специфических требований, вытекающих из особенностей сферы:
* это особая ориентация на творческую деятельность на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д.
*работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работник культуры должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.
*ориентация в вопросах гражданского права, общая правовая и экономическая компетентность.
Более конкретные требования определяются уставными функциями, отдельными проектами и программами, должностными инструкциями, состоянием дел на конкретных участках.
Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в гуманитарных высших учебных заведениях (Академии и институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества: театральные, изобразительного искусства, музыки, кинематографии) и средних специальных учебных заведениях (колледжи, училища).
Расстановка, введение в должность и адаптация персонала.
1. Понятие «расстановка» и основные требования по расстановке кадров.
Результатом подбора является и расстановка - распределение конкретных работников по конкретным должностям.
Основные требования,с которыми должны приниматься решенияпо расстановке:
1) соответствие работника модели должностной инструкции
2) соответствие работника состоянию участка работы Участок работы, должность могут находиться в различном состоянии: они могут только создаваться, могут быть уже налаженными, могут быть в состоянии развал и т.д. И во всех случаях требования к работникам могут довольно существенно различаться.
3) соответствие работника ансамблю коллектива, их совместимость и дополнительность: а) по деловым качествам (новатор – исполнитель)
б) по опыту (стаж работы)
в) по возрасту (зрелые - молодые - юные)
г) по полу
д) по психологической совместимости
( формирование оптимального нравственно-психологического климата, от межличностных отношений персонала и руководителей с подчиненными).
Поэтому в расстановке кадров приходится учитывать различные факторы и аспекты совместимости. Все чаще для этого используются нетрадиционные методики: психогеометрия, методики с учетом астрологического опыта (с опорой на знаки Зодиака или восточный календарь). Так, согласно Маккоби, существуют четыре основных типа работников: специалисты, интеграторы, игроки и «бойцы в джунглях».
* Специалистывсегда отдают приоритет конкретным делам. Для них содержание работы, решаемые проблемы более значимы, чем деньги или другое возможное поощрение. На первом плане у них качество, совершенство, мастерство в решении конкретных проблем. Во всем любят четкость, порядок. В основе отношений с коллегами - профессионализм, компетентность, изобретательность, аккуратность, уважение к другим людям. Соревновательность, понимают как соревнование не личностей, а защищаемых идей и концепций. Не любят риск, предпочитая тщательный расчет, в связи с чем расход времени и затрат не существенен. Самое страшное для них — профессиональная ошибка.
*Интеграторы выше всего ценят межличностную гармонию, хороший нравственно-психологический климат. Поэтому они склонны к избеганию и сглаживанию противоречий, уклоняются от соревновательности. Предпочитают делать то, что от них ждут другие. Высоко ценят интересы фирмы, являются основными носителями общей этики, корпоративной культуры фирмы. Для них характерно развитое чувство вины за общую неудачу.
*Игроки не боятся конкуренции, наоборот — во всем и всегда ищут соревновательность, делая одновременно несколько ставок (профессиональных, деловых, жизненных). Ориентируются на нововведения и, хотя поражения для них не существенны, очень мнительны к оценкам окружения.
* «Бойцы в джунглях» ведут постоянную борьбу «на уничтожение», особенно не различая своих и чужих. Это вечные бойцы — при отсутствии противников и вражеского окружения они их создают.