Объекты и предмет экономической безопасности. Методы ее обеспечения

Основные положения стратегии экономической безопасности России

 

Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект экономическую си­стему страны, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с другими возможными сферами деятельности: военной, социальной, политической, экономической, ин­формационной и т.д.

Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами. К ним относятся: военно-экономическая сфера; сфера защиты науч но-технического и интеллектуального потенциала страны; сфера обеспечения обществен­ной безопасности (проблемы теневой экономики, организованной преступности и коррупции в экономике, экономических афер, осуществляемых в рамках закона, и т.д.); сфера взаимодей­ствия экономики и природы и т.д. непосредственно в смежных внеэкономичских сферах (военной и др.).

К объектамэкономической безопасности России относятся не только государство, ее эконо­мическая система и все её природные богатства, но и общество с его институтами, учреждени­ями, фирмами и личность.

Субъектами экономической безопасности являются:

- министёрства и ведомства, - налоговые и таможенные службы, - банки, биржи, фонды и страховые кампании, - соответствующие комитеты Федерального Собрания, а также - производители и продавцы продукции, работ и услуг и - общества потребителей.

Предметом государственной деятельности в области экономической безопасности явля­ются:

-определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономичес­кой системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

- формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняю­щих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы эконо­мической реформы.

Стратегияэкономической безопасности включает в себя:

- характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам лич­ности, общества и государства;

- определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям эко­номической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны;

- механизм обеспечения экономической безопасности страны, защиты ее жизненно важных интересов на основе применения всеми институтами государственной власти правовых, эконо­мических и административных мер воздействия.

Стратегии экономической безопасности долж­на осуществляться через систему конкретных мер, механизмов, реализуемых на основе каче­ственных индикаторов и количественных показателей макроэкономических, демографичес­ких, внешнеэкономических, экологических и др. Такая система составляет основу и содержа­ние экономической политики государства.

Экономическая безопасность обеспечивается как чисто экономическими методами, так и средствами неэкономического характера: политическими, военными и иными, включая защиту секретов. В свою очередь, следует подчеркнуть, что безопасность в смежных внеэкономичес­ких сферах обеспечивается не только специфичными для них методами, но в значительной мере и экономическими средствами, в том числе всегда с привлечением денежных и иных ресурсов экономического характера. Кроме того, экономическая оценка последствий угроз бе­зопасности в любых сферах, как правило, обеспечивает универсальный подход, давая воз­можность количественно оценить ущерб и на этой основе определить систему приоритетов.