Международная (глобальная и региональная) безопасность.
Неизбежное пересечение интересов государств в различных сферах (областях) международных отношений, являющееся источником кризисов и конфликтов, лежит в основе блокирования государств, имеющих совпадающие либо сходные интересы. Высшие интересы международного сообщества, а именно интересы выживания человеческой цивилизации, диктуют необходимость формирования систем международной безопасности (глобальной и региональных), отвечающих чаяниям всех субъектов международных и военно-политических отношений.
Под международной безопасностью подразумевается такое состояние международных и военно-политических отношений, при котором гарантируется внешняя составляющая национальной безопасности каждой страны, а также практически исключается угроза войн и военных конфликтов в процессе разрешения международных и региональных противоречий.
Направленность внешней и внутриполитической деятельности каждого государства связана с объективно существующими национальными интересами страны, угрозами этим интересам и необходимостью противодействия этим угрозам.
национальная безопасность - состояние защищенности национальных интересов страны в условиях реальных и потенциальных угроз.
Формы систем поддержания международной безопасности могут быть самыми различными, что обусловливается различной широтой их геополитического охвата, уровнем развития стран участниц, ориентацией (политической, экономической, военной и т.д.) и пр.
Роль международных региональных систем безопасности, их влияние на решение международных проблем может быть также самой разнообразной и зависеть от «удельного веса» стран-участниц, их внутренней структуры и наличия механизмов контроля за соблюдением выработанного участниками курса.
В настоящее время системой глобальной международной безопасности является ООН -всемирная организация суверенных государств, учрежденная на основе их добровольного объединения с целью поддержания мира и безопасности практически во всех аспектах. ООН относится к организациям, обладающим внутренней жесткой, утвержденной в международно-правовом плане структурой, требующей исполнения и контролирующей выполнение любой своей резолюции (даже путем применения военных и прочих силовых санкций).
Все остальные системы международной безопасности с некоторыми оговорками можно отнести к региональным. Здесь основное место в военном и политическом планах принадлежит блокам (союзам) государств, объединяемых относительной общностью интересов и угроз, предусматривающих жесткую координацию политической, экономической и военной деятельности.
К региональным системам безопасности можно отнести различного рода организации государств, основанные на этнокультурной близости, общности экономических и экологических интересов и т.д. Эти системы поддержания международной безопасности весьма мозаичны в плане своей внутренней структуры и международно-правового оформления.
Наиболее весомую роль в обеспечении международной безопасности играют межгосударственные системы с внутренней жесткой структурой, органами координации и контроля, явно выраженной политикой в военно-политическом и экономическом планах. Большую роль здесь также играет «удельный политический, экономический и военный вес» ее участников. В настоящее время к этим организациям в Европе можно отнести НАТО (с 1949 г.) и Западно-Европейский Союз (с 1955 г.) включенный с некоторыми оговорками в ЕС (Европейский Союз).
Как правило, любая система коллективной (международной) безопасности имеет лидера (их может быть несколько), который обеспечивает свое первенство в определении коллективной политики органа безопасности, главным образом за счет своей военно-политической или экономической мощи.
А так как страна - участница международной организации стремится через это участие к достижению прежде всего собственной национальной безопасности, то направленность политики международного союза во всех областях международной и национальной безопасности отвечает прежде всего национальным интересам своего лидера.
Если рассмотреть под этим углом зрения национальные интересы США, являющиеся после распада СССР единственной военной сверхдержавой и основным «центром силы» (наряду с интегрирующимися государствами Западной Европы и Японией) в экономической сфере, то становится очевидным, какое значение придают в Вашингтоне доминирующему участию страны в международных системах безопасности для удовлетворения своих национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.
Как следует из американской «Директивы в области обороны на 1994-1998 гг.», США стремятся «не допустить появления на территории бывшего Советского Союза... нового соперника, представляющего угрозу, аналогичную той, что исходила из СССР», т.е. недопущения возрождения в России военной мощи бывшего СССР. При этом основная роль здесь отводится участию США в различных региональных военно-политических союзах, которые обеспечивают им (США) глобальный геостратегический контроль.
С этой целью США включают в сферу своих жизненно важных интересов многие регионы бывшего СССР, Прибалтику, Закавказье, государства Средней Азии, стремятся всеми силами приблизить границы НАТО к России путем принятия в НАТО бывших социалистических стран Восточной Европы. Осторожное отношение США к России проявляется также в нежелании делиться современными технологиями, уклонении от выполнения обещанной широкой экономической и финансовой помощи, резко возросшей активности разведывательной деятельности и т.д.
Включение стран Центральной и Восточной Европы, в том числе и республик бывшего СССР, в европейские структуры при одновременном «вытеснении» России из Европы может создать для нее серьезную угрозу как экономического, так и стратегического плана. Это, прежде всего, ограничение доступа страны к западноевропейскому рынку, оттеснение России от общеевропейских процессов и перспектива остаться один на один с динамичным исламским миром на Востоке.
В связи с этим для России целесообразно гибкое участие в региональных системах безопасности и только тех, которые имеют непосредственный контакт с российским геостратегическим пространством, с дальнейшим увеличением своего «удельного веса» в них.
Национальная безопасность государства Основные определения, понятия и содержание. Принципы обеспечения национальной безопасности
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения понятие «национальная безопасность». Оно достаточно прочно вошло в лексикон и жизнь современного общества и государства во многих странах мира.
Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других).
Национальная безопасность - это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа.
Национальная безопасность тесно связана с национальными интересами страны, в том числе и за пределами ее территории. В каждом конкретном случае для ее обеспечения требуются особые методы деятельности, применение соответствующих специальных органов, сил и средства государства.
Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности было употреблено в 1 904 г. в послании президента США Теодора Рузвельта конгрессу США, где он обосновывал военную акцию присоединения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности, национальными интересами.
Так, например, в соответствии со «Стратегией национальной безопасности США», определенной в послании президента США конгрессу в июле 1994 года, сказано, что «Защита национальной безопасности народа, территории и образа жизни является главной задачей и конституционной обязанностью моей (т.е. президента) администрации.
Её главными целями являются:
- надежное поддержание безопасности, опираясь на боеготовые вооруженные силы;
- способствование оживлению американской экономики;
- содействие укреплению демократии за рубежом.
Стратегия национальной безопасности формулируется исходя из американских интересов и ценностей, распространяется на политическую, военную и экономическую сферы и направлена на достижение приоритетных целей:
- укрепление безопасности;
- обеспечение процветания страны;
- развитие демократии.
Рассмотрим саму категорию «национальной безопасности (силы) государства». Наиболее обобщенным среди всех исследований, пожалуй, являются разработки японских ученых, которые по заказу Национального управления экономического планирования подготовили концепцию «комплексной национальной силы». Она является, по мнению специалистов, синтезом традиционных и новых подходов.
Как следует из таблицы 1., индекс (показатель) «комплексной национальной силы» состоит из трех крупных составных частей, включающих разнообразные компоненты. Центральное место в показателе «комплексной национальной силы» занимает категория «способность вносить вклад в международное сообщество». Здесь имеются в виду финансово-экономические, научно-технические и политико-дипломатические возможности государств инициировать создание и развитие международных социальных и экономических проектов, систем, организаций, корпораций.
Вторая категория раскрывает «способность к выживанию» в кризисных и экстремальных международных условиях.
Третья категория оценивает потенциал «возможного силового давления», т.е. способность государства навязывать свою волю другим странам. При этом имеется в виду, что каждое государство руководствуется своими собственными интересами и в то же время стремится подчинить себе другие страны.
Средняя взвешенная всех трех составных показателя «комплексной национальной силы» для каждой страны является индексом этой «силы».
Все международные сравнения в таблице представлены в форме индексов, в которых показатели лидирующей страны принимались за 100 (данные за 1985-1986 гг.)
Таблица 1. Компоненты показателя и индекс «национальной силы государств» | ||||||
Япония | США | Англия | ФРГ | Франция | СССР | |
1. Способность вносить вклад в международное сообщество | ||||||
1. Базовый потенциал | ||||||
1.1. Экономическая сила | ||||||
1.2. Финансовая мощь | ||||||
1.3. Наука и технология | ||||||
2. Возможности реализации базового потенциала в мировом масштабе | ||||||
2.1. Валютно-финансовые ресурсы | ||||||
2.2. Консенсус по вопросам международной политики | ||||||
2.3. Способность эффективно действовать на международной арене | ||||||
Итоговая оценка | ||||||
II.Способность к выживанию | ||||||
1. Географические условия | ||||||
2. Численность населения | ||||||
3. Природные ресурсы | ||||||
4. Экономическая сила | ||||||
5. Оборонительные силы | ||||||
6. Национальная мораль | ||||||
7. Дипломатия и сотрудничество в области обороны | ||||||
Итоговая оценка | ||||||
Ш.Возможность силового давления | ||||||
1. Военная сила | ||||||
2. Стратегические материалы и технология | ||||||
3. Экономическая власть | ||||||
4. Дипломатические возможности | ||||||
Итоговая оценка | ||||||
Индекс «комплексной национальной силы» (средняя взвешенная всех трех итоговых оценок) |
Нация (страна, государство) находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы, чтобы избежать худшего, и когда она в состоянии, руководствуясь национальными целями, защитить эти интересы посредством политических, экономических, социально-психологических, военных и других действий.
Так как жизнь народа развертывается в различных сферах и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, национальная безопасность предстает как многоплановая и многосторонняя характеристика. В содержательном плане она включает в себя следующие виды:
- Экономическую, - Социальную, - политическую; - Военную, - экологическую, - правовую; - технологическую; - культурную; - интеллектуальную; - информационную; - демографическую; - генетическую, - психологическую и др.
Однако рассмотрение национальной безопасности (силы) любой страны следует начать с выяснения ее национальных интересов.
Понятие, сущность и содержание «национальных интересов»
Национальные интересы для любой страны - это объективный фактор, обусловленный всей совокупностью ее жизненных потребностей. Их содержание, свое у каждой страны и обусловливает, какой должна быть политика государства, чтобы
- его целостность и благополучие были надежно обеспечены и защищены,
- ее граждане жили в уважаемом во всем мире государстве,
- а руководство и внешнеполитические деятели выполняли свое призвание представлять и отстаивать интересы во всех уголках планеты.
В национальных интересах аккумулируется отношение нации ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.
К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность страны, государственное самоопределение и политическое самоуправление народа, достойное место в мировом сообществе среди других подобных образований, процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп.
В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается пределами национальной территории. Процессы, развертывающиеся в различных регионах традиционного и нового зарубежья, могут самым непосредственным и существенным образом влиять на состояние нации, возможности и перспективы ее развития и, следовательно, на понимание и определение национальных целей. Соответственно этому говорят о внутренней безопасности и внешней безопасности. Для понимания и обеспечения последней исключительно важное значение имеют географические и геостратегические представления о месте и роли нации (страны) в мире.
В процессе формулирования национальных интересов безусловно должен использоваться и зарубежный опыт. 26 июля 1947 года конгрессом США был принят закон № 257 «О национальной безопасности».
Национальные интересы США, официально отраженные в стратегии национальной безопасности, предполагают:
- создание новой международной системы в соответствии с собственными ценностями и идеалами;
- сохранение лидерства в политической, экономической, технологической и военной сферах;
- сдерживание любой агрессии, которая может угрожать безопасности США и их союзников;
- занятие твердой позиции в отношении стремления других государств достичь военного превосходства;
- эффективное противостояние угрозам (помимо вооруженного конфликта) безопасности США, ее граждан и их интересам;
- стремление к политическому решению региональных конфликтов;
- поддержание военного баланса сил в регионах для сдерживания попыток какого-либо государства добиться доминирующего положения;
- обеспечение надежного получения информации и осуществления глобальной разведки по всем возможным источникам угроз национальной безопасности США, включая развитие технологий, торговлю, международные финансы, распространение оружия, наркотиков, соблюдениё соглашений, противодействие иностранным разведкам.
Значительное место в системе национальной безопасности, по словам политических лидеров США, отводится содействию развития сильной, процветающей и конкурентоспособной экономики; обеспечению доступа к иностранным рынкам, источникам энергии, природным ископаемым, океанам и космическому пространству.