Методы расчета цен на информационные продукты
В экономике исходным принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг, получение прибыли в размере, достаточном для расширения воспроизводства и выплаты соответствующих налогов государственным и муниципальным органам, и образования фонда потребления в объеме, обеспечивающем определенный уровень жизни работникам предприятия.
Особый интерес представляет установление цен на информационные продукты и услуги. Ценовую стратегию и методы ценообразования на информационные продукты и услуги следует рассматривать через призму особенностей этого вида товара и как особую форму рыночной экономики.
Система ценообразования в информационной сфере деятельности характеризуется комплексом ценообразующих факторов и экономических признаков формирования цен в любой отрасли этой сферы. Можно выделить следующие цены:
• оптовые цены рынка на информационные продукты и услуги;
• розничные цены на информационные продукты и услуги;
• договорные цены на различные виды и группы информационных продуктов и услуг;
• лимитные цены на информационные продукты и услуги;
• платежи за информационные услуги;
• цена лицензии, которая устанавливается в контрактах или договорах.
По территориальному признаку цены делятся на региональные и муниципальные.
На новое программное обеспечение, а также на продукцию или услуги на заказ вводятся договорные цены. Они устанавливаются по согласованию производителя и потребителя и определяются с учетом потребительской стоимости продукции, ее эффективности, качества, конкурентоспособности.
Договорная цена определяется:
Цд = ЦБ+Пt,
где Цб - цена товара - аналога (цена базовая),
Пt , - дополнительная прибыль, отчисляемая разработчику ежегодно в течение срока эффективной эксплуатации.
Для оценки экономической и социальной целесообразности новой разработки рассчитываются лимитные цены, которые выражают предельно-допустимый уровень цены новой продукции. Они определяются по основной стоимостной оценке улучшения ее потребительских свойств.
Цл = ЦБ + Эп*Кэ,
где Эп - полезный эффект от применения информационного продукта,
Кэ - коэффициент учета полезного эффекта в цене новой продукции.
Полезный эффект от применения информационного продукта может включать следующие виды:
1) эффект от изменения качества работы, производимой с помощью нового информационного продукта;
2) социальный эффект;
3) экономический эффект. Последние два обусловлены применением нового информационного продукта у потребителя за весь срок эксплуатации с учетом морального износа.
Структура оптовой рыночной цены организации на продукты или услуги содержит:
• интеллектуальные издержки и себестоимость производства этих продуктов (услуг);
• прибыль;
• надбавки и скидки к оптовым ценам;
• налоги, установленные федеральными органами. Розничная цена на товары и услуги этой сферы состоит из:
• оптовой или отпускной цены;
• торговых надбавок и скидок, которые включают издержки обращения и торговую прибыль (рис. 21).
Для пользователя может быть рассчитана цена потреблении, связанная с затратами на приобретение и использование информационного продукта на протяжении всего периода эксплуатации.
Цn = Ц +Ринс + Ро + И * Тн,
где Цn - цена приобретения информационного продукта р.;
Р инс - расход на инсталляцию программного обеспечения в систему потребителя и приведение его в работоспособное состояние, р.;
Р о - расходы на обучение персонала покупателя, р.;
И - годовые эксплуатационные издержки потребителя, р.;
Т н - нормативный срок эксплуатации, год.
Рис. 1. Структура цен на информационные продукты и услуги.
Стоимость программной продукции формируется не сразу, поскольку она имеет высокую степень неопределенности. В формировании стоимости важную роль играют затраты на создание продукта. Затраты труда учитываются при создании всего проекта, но это не является поводом их компенсации при продаже одной версии. Не исключается возможность многократного использования программного продукта пользователями. Соответственно снижается цена на единицу продукта. При этом должны соблюдаться авторские права на продукт как на интеллектуальную собственность.
При этом следует учитывать внутренние и внешние факторы, определяющие функционирование предприятий отрасли информационной деятельности: • срок выполнения работы;
• эффективность и качество работы;
• научно-технический уровень работы;
• конкурентоспособность;
• период эффективного использования;
• жизненный цикл продукта и др.
Касаясь конкретного программного продукта, правомерно при рассмотрении структуры цены учитывать его стадии жизненного цикла и конъюнктурные прогнозы. Конъюнктурные прогнозы основываются на прогнозном объеме поставок (в соответствии с прогнозируемым спросом) и политике завоевания ниши рынка. С целью завоевания ниши рынка пропагандируется своя идеология по отдельным видам научной продукции (информационные продукты или услуги), которая может поставляться по цене ниже издержек на их производство иди изготовление. Некоторые фирмы по примеру фирмы Microsoft в целях распространения и рекламирования своей идеологии учебным заведениям продают свою программную продукцию по заниженным ценам. Но это представляет собой проявление монополизма, что при соответствующих обстоятельствах может привести к нарушению антимонопольного законодательства.
В зависимости от стадии жизненного цикла программного продукта, когда он считается товаром, в состав затрат могут включаться издержки всех или отдельных стадий его изготовления: разработка, синтез, внедрение и обучение.
В условиях рынка на ценообразование на информационные продукты влияют следующие факторы:
1. Принцип свободного определения цены посредством акта купли-продажи (соотношение спроса и предложения).
2. Принцип использования договорных контрактных цеп, когда между покупателем и производителем принимаются определенные обязательства, зафиксированные в договоре-контракте, и устанавливаются свободные цены.
3. Принцип монопольного рынка, когда принимаются определенные обязательства при условии частичной или полной монополизации рынка.
На основе этих принципов сформулированы следующие методы ценообразования на информационную продукцию,
1. Затратный метод (использовался на протяжении ряда лет, когда цена формировалась без учета спроса и предложения, на основе себестоимости и нормы прибыли, зависящей от вида товара, от особенностей текущего спроса, от конкуренции, от объема продаж).
Формула этого расчета может быть представлена н виде: Цена = Себестоимость + Прибыль.
2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Основой расчета является установление цены, обеспечивающей желаемый объем прибыли организации на базе построения графика безубыточности.
Точка безубыточности- это объем тиражирования информационного продукта, при котором выручка от реализации равна издержкам на создание товара или оказание услуг.
Точка безубыточности в натуральном выражении:
NБ = Ис/ (Иi - Иni),
где Ис - постоянные издержки организации,
Иi - издержки на создание единицы продукции,
Иni - переменные издержки па единицу продукции.
Точка безубыточности в денежном выражении:
QБ = NБ* Цi,
где Цi- цена информационного продукта.
3. Расчет цены на основе уникальности выпускаемого товара. Основой расчета является определение средней цены и установление надбавки из соображений ценности товара для покупателя с учетом экономических и психологических факторов, а также учет регулирующей роли государства в области налогообложения уникальных и престижных товаров.
В условиях рыночной экономики организации, которые занимаются изготовлением подобной продукции, имеют возможность определять не только цену, но изучать конъюнктуру рынка, что дает возможность выбора для разработки вида программного продукта и объема поставок. Цена программного продукта зависит от научно-технического ее обоснования и должна удовлетворять производителя и потребителя.