Методы расчета цен на информационные продукты

 

В экономике исходным принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг, получение прибыли в размере, дос­таточном для расширения воспроизводства и выплаты соот­ветствующих налогов государственным и муниципальным органам, и образования фонда потребления в объеме, обеспе­чивающем определенный уровень жизни работникам пред­приятия.

Особый интерес представляет установление цен на информационные продукты и услуги. Ценовую стратегию и методы ценообразования на информационные продукты и ус­луги следует рассматривать через призму особенностей этого вида товара и как особую форму рыночной экономики.

Система ценообразования в информационной сфере деятельности характеризуется комплексом ценообразующих факторов и экономических признаков формирования цен в любой отрасли этой сферы. Можно выделить следующие це­ны:

• оптовые цены рынка на информационные продукты и услуги;

• розничные цены на информационные продукты и ус­луги;

• договорные цены на различные виды и группы ин­формационных продуктов и услуг;

• лимитные цены на информационные продукты и ус­луги;

• платежи за информационные услуги;

• цена лицензии, которая устанавливается в контрактах или договорах.

По территориальному признаку цены делятся на ре­гиональные и муниципальные.

На новое программное обеспечение, а также на продук­цию или услуги на заказ вводятся договорные цены. Они ус­танавливаются по согласованию производителя и потребителя и определяются с учетом потребительской стоимости продук­ции, ее эффективности, качества, конкурентоспособности.

Договорная цена определяется:

 

Цд = ЦБ+Пt,

где Цб - цена товара - аналога (цена базовая),

Пt , - дополнительная прибыль, отчисляемая разработчику ежегодно в течение срока эффективной эксплуатации.

Для оценки экономической и социальной целесообраз­ности новой разработки рассчитываются лимитные цены, которые выражают предельно-допустимый уровень цены но­вой продукции. Они определяются по основной стоимостной оценке улучшения ее потребительских свойств.

 

Цл = ЦБ + Эп*Кэ,

где Эп - полезный эффект от применения информационного продукта,

Кэ - коэффициент учета полезного эффекта в цене новой продукции.

Полезный эффект от применения информационного продукта может включать следующие виды:

1) эффект от изменения качества работы, производимой с помощью нового информационного продукта;

2) социальный эффект;

3) экономический эффект. Последние два обусловлены при­менением нового информационного продукта у потребителя за весь срок эксплуатации с учетом морального износа.

 

Структура оптовой рыночной цены организации на продукты или услуги содержит:

• интеллектуальные издержки и себестоимость произ­водства этих продуктов (услуг);

• прибыль;

• надбавки и скидки к оптовым ценам;

• налоги, установленные федеральными органами. Розничная цена на товары и услуги этой сферы состоит из:

• оптовой или отпускной цены;

• торговых надбавок и скидок, которые включают из­держки обращения и торговую прибыль (рис. 21).

Для пользователя может быть рассчитана цена потреблении, связанная с затратами на приобретение и исполь­зование информационного продукта на протяжении всего пе­риода эксплуатации.

 

Цn = Ц +Ринс + Ро + И * Тн,

где Цn - цена приобретения информационного продукта р.;

Р инс - расход на инсталляцию программного обеспечения в систему потребителя и приведение его в работоспособное состояние, р.;

Р о - расходы на обучение персонала покупателя, р.;

И - годовые эксплуатационные издержки потребителя, р.;

Т н - нормативный срок эксплуатации, год.

 

 

Рис. 1. Структура цен на информационные продукты и услуги.

 

Стоимость программной продукции формируется не сразу, поскольку она имеет высокую степень неопределенно­сти. В формировании стоимости важную роль играют затраты на создание продукта. Затраты труда учитываются при созда­нии всего проекта, но это не является поводом их компенса­ции при продаже одной версии. Не исключается возможность многократного использования программного продукта поль­зователями. Соответственно снижается цена на единицу про­дукта. При этом должны соблюдаться авторские права на продукт как на интеллектуальную собственность.

При этом следует учитывать внутренние и внешние факторы, определяющие функционирование предприятий от­расли информационной деятельности: • срок выполнения работы;

• эффективность и качество работы;

• научно-технический уровень работы;

• конкурентоспособность;

• период эффективного использования;

• жизненный цикл продукта и др.

Касаясь конкретного программного продукта, право­мерно при рассмотрении структуры цены учитывать его ста­дии жизненного цикла и конъюнктурные прогнозы. Конъ­юнктурные прогнозы основываются на прогнозном объеме поставок (в соответствии с прогнозируемым спросом) и поли­тике завоевания ниши рынка. С целью завоевания ниши рын­ка пропагандируется своя идеология по отдельным видам на­учной продукции (информационные продукты или услуги), которая может поставляться по цене ниже издержек на их производство иди изготовление. Некоторые фирмы по приме­ру фирмы Microsoft в целях распространения и рекламирова­ния своей идеологии учебным заведениям продают свою про­граммную продукцию по заниженным ценам. Но это пред­ставляет собой проявление монополизма, что при соответст­вующих обстоятельствах может привести к нарушению анти­монопольного законодательства.

В зависимости от стадии жизненного цикла программ­ного продукта, когда он считается товаром, в состав затрат могут включаться издержки всех или отдельных стадий его изготовления: разработка, синтез, внедрение и обучение.

В условиях рынка на ценообразование на информаци­онные продукты влияют следующие факторы:

1. Принцип свободного определения цены посредством акта купли-продажи (соотношение спроса и предложения).

2. Принцип использования договорных контрактных цеп, когда между покупателем и производителем принимают­ся определенные обязательства, зафиксированные в договоре-контракте, и устанавливаются свободные цены.

3. Принцип монопольного рынка, когда принимаются определенные обязательства при условии частичной или пол­ной монополизации рынка.

На основе этих принципов сформулированы следующие методы ценообразования на информационную продукцию,

1. Затратный метод (использовался на протяжении ряда лет, когда цена формировалась без учета спроса и предложе­ния, на основе себестоимости и нормы прибыли, зависящей от вида товара, от особенностей текущего спроса, от конкурен­ции, от объема продаж).

Формула этого расчета может быть представлена н виде: Цена = Себестоимость + Прибыль.

2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Основой расчета является ус­тановление цены, обеспечивающей желаемый объем прибыли организации на базе построения графика безубыточности.

Точка безубыточности- это объем тиражирования информационного продукта, при котором выручка от реали­зации равна издержкам на создание товара или оказание ус­луг.

Точка безубыточности в натуральном выражении:

NБ = Ис/ (Иi - Иni),

где Ис - постоянные издержки организации,

Иi - издержки на создание единицы продукции,

Иni - переменные издержки па единицу продукции.

Точка безубыточности в денежном выражении:

QБ = NБ* Цi,

где Цi- цена информационного продукта.

3. Расчет цены на основе уникальности выпускаемого товара. Основой расчета является определение средней цены и установление надбавки из соображений ценности товара для покупателя с учетом экономических и психологических фак­торов, а также учет регулирующей роли государства в облас­ти налогообложения уникальных и престижных товаров.

В условиях рыночной экономики организации, которые занимаются изготовлением подобной продукции, имеют воз­можность определять не только цену, но изучать конъюнктуру рынка, что дает возможность выбора для разработки вида про­граммного продукта и объема поставок. Цена программного продукта зависит от научно-технического ее обоснования и должна удовлетворять производителя и потребителя.