Характеристика векселя: понятие, типы и виды, операции с векселями

Правила и порядок осуществления безналичных расчетов; бесспорное списание

Все расчеты между юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает 100 тыс. руб., осуществля­ются путем перечисления средств со счета плательщика на счет получа­теля только в безналичном порядке.

Гражданским кодексом РФ установлены следующие основания и очеред­ность списания денежных средств со счета:

• списание денежных средств со счета осуществляется банком на основа­нии распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денеж-­
ных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а
также в случаях, установленных законом или предусмотренных догово­-
ром между банком и клиентом;

•при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом;

• при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех
предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществ­-
ляется в следующей очередности:

в первую очередь осуществляется списание по исполнительным доку­ментам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинен­ного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным доку­ментам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контрак­ту, выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для рас­четов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производится списание по платежным докумен­там, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

в пятую очередь производится списание по исполнительным докумен­там, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в шестую очередь производится списание по другим платежным до­кументам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

При осуществлении безналичных расчетов допускаются следующие фор­мы расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, рас­четы по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных за­коном, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (бартер, факторинг, форфейтинг, клиринг, вексель и др.).

Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных выше.

Порядок осуществления основных форм безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации, форматы и порядок заполнения и оформления расчетных документов, а также правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций регулирует Положение ЦБ РФ от 03.10.2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Порядок осуществления других форм безналичных расчетов (бартер, факторинг, форфейтинг, клиринг, вексель и др.) регулируется другими нормативно-0правовыми актами.

Законодательство предоставляет некоторым органам право давать непос­редственно банку распоряжения о бесспорном списании средств со сче­тов предприятий и организаций без предварительного обращения в суд, арбитражный суд или другие органы, санкционирующие списание средств, а также независимо от согласия должника.

Бесспорный порядок списания по распоряжениям взыскателейоснован на презумпции обоснованности претензий, не требующих по своему ха­рактеру предварительной санкции суда или арбитражного суда и в боль­шинстве случаев не вызывающих возражений со стороны должника. Однако списание в бесспорном порядке не лишает должника права ос­порить его правильность.

Законодательство предусматривает возможность бесспорного списания средств со счетов в нижеуказанных случаях.

1. По распоряжениям налоговых органоввзыскание с предприятий, учреж­дений и организацией недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также сумм штрафов и иных санкций произво­дится с расчетного (текущего) счета предприятия, а в случае отсут­ствия средств на этих счетах - с валютного счета.

При отсутствии у налогоплательщиков средствна расчетном (текущем) или валютных счетах и при наличии у них рублевых или валютных средств на депозитном счете налоговые органы выставляют предприятиям и организа­циям требование об обязательном переводе средств с депозитного счета на расчетный (текущий) или валютный счет этого предприятия (организации) по истечении срока действия депозитного договора, а также невозможности его пролонгации. В случае несоблюдения этого условия налоговый орган вправе обратиться с иском в арбитражный суд о расторжении депозитного догово­ра и перечислении средств на расчетный или валютный счет.

Недоимка по платежам в бюджет может взыскиваться в бесспорном по­рядке с дебитора недоимщика. Это вызвано тем, что во многих случаях образование у предприятия недоимки по платежам в бюджет вызвано задержкой платежей его контрагентов по расчетам за отгруженную про­дукцию, выполненные работы и услуги (дебиторской задолженностью).

Списание средств со счета дебитора недоимщика производится банком на основании инкассового поручения (распоряжения) налогового органа на бесспорное взыскание сумм, причитающихся недоимщику по плате­жам в бюджет, в размере суммы недоимки, начисленных штрафов и пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет.

2.Таможенные органы РФимеют право осуществлять бесспорное списа­ние задолженности плательщиков экспортной и импортной пошлины как в рублях, так и в иностранной валюте.

Списание задолженности в иностранной валюте производится посред­ством инкассового поручения в иностранной валюте в уполномочен­ный банк, ведущий валютный счет плательщика.

3.Без акцепта плательщиков на основании показателей измерительных при­боров и тарифовосуществляются расчеты с предприятиями-потребителями: за электрическую и тепловую энергию и газ; за услуги связи; за услуги водоснабжения и водоотведения.

4. Предприятия и организации, виновные в загрязнении окружающей при­родной среды,обязаны вносить плату за вредное воздействие на эту среду. В случае неперечисления этих средств в устанавливаемые сроки суммы пла­тежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке.

5. По инкассовым поручениям органов федерального казначейства взыс­киваются с предприятий, организаций, учреждений средства, выде­ленные из республиканского бюджета, или внебюджетные средства, используемые не по целевому назначению.

6. Управлениями, отделениями и расчетными товарными конторами железных дорогв бесспорном порядке взыскиваются налагаемые ими штрафы за простой вагонов и задержку возврата контейнеров, недогруз вагонов до технической нормы или полной грузоподъемности; органи­зациями водного транспорта- за простой судов и задержку возврата контейнеров; автотранспортными организациями - за простой авто­мобилей (автопоездов), отказ в оформлении или неправильное оформ­ление товарно-транспортных документов или путевых листов.

 

В соответствии с Федеральным закономот 11.03.1997 г. № 48-ФЗ векселем признается ценная бумага, удостоверяющая ничем не обуслов­ленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного ука­занного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по на­ступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю).

Взависимости от функций, выполняемых векселем, в настоящее время применяются два типавекселей: товарный и финансовый.

Товарный вексель может быть выдан любым юридическим лицом и ис-подьзован при расчетах за товары, выполненные работы и оказанные услуги. Бланки товарных векселей единого образца выпускаются Мини­стерством финансов РФ и реализуются через банки.

Финансовый вексель выдается под полученные на возвратных началах денежные суммы. Выпуск финансовых векселей разрешается только орга­низациям, имеющим соответствующую лицензию, выдаваемую Цент­ральным банком РФ.

Векселя выпускаются двух видов:простой и переводной.

Простой вексель должен содержать следующие реквизиты:

наименование «вексель» на том языке, на котором составлен документ;

простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму;

указание срока платежа;

указание места, в котором должен совершиться платеж;

наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;

указание даты и места составления векселя;

подпись того, кто выдает документ (векселедателя).

Переводной вексель должен содержать помимо указанных реквизитов наименование того, кто должен платить (плательщика).

В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; первый приобре­татель (векселедержатель), получающий в силу векселя право тре­бовать платеж по нему, и плательщик {трассат), которому векселедер­жатель предлагает произвести платеж (в векселе это обозначается словами «заплатите», «платите»).

Вексель может быть передаваем из рук в руки по передаточной надписи(индоссаменту). Суть индоссаментазаключается в том, что проставлением на оборотной стороне векселя или добавочном листе передаточной надпи­си вместе с векселем другому лицу передается право на получение платежа.

Платеж по векселю может быть обеспечен полностью или в определенной части посредством поручительства (аваля).Такое обеспечение дается треть­им лицом (обычно банком) как за векселедателя, так и за каждого обязан­ного по векселю лица. Авалист и лицо, за которое он поручился, несут соли­дарную ответственность. Оплатив вексель, авалист приобретает все права, вытекающие из векселя, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, которые в силу переводного векселя обязаны перед этим последним.

В случае неоплаты векселя в указанный в нем срок или отказа трассата от акцепта вексель предъявляется к протесту.Протест векселя в непла­теже, неакцепте и недатировании акцепта производится нотариусом.

Последствия протеста выражаютсяв следующем:

• органы суда вправе выдавать судебные решения по искам, основанным на опротестованных векселях (применяется ;

• наступает ответственность перед векселедержателем всех обязанных по век­селю лиц, которые отвечают солидарно. Векселедержатель вправе предъя­вить иск ко всем обязанным по векселю лицам или к одному из них;

• векселедержатель, неся определенные издержки, вызванные соверше­нием протеста векселя и неполучением платежа по нему, вправе требо­вать с обязанных лиц большую сумму, чем указано в векселе (неупла­ченная вексельная сумма с процентами, если они были предусмотрены).

В связи с введением в хозяйственный оборот векселей банки совершают с ними следующие операции:

а) учет векселей, состоящий в том, что векселедержатель передает (прода­ет) векселя банку по индоссаменту до наступления срока платежа и получает за это вексельную сумму за вычетом за досрочное получение определенного процента от этой суммы, который называется учетным процентом или дисконтом:

б) выдачу ссуд под залог векселей: кредитование под обеспечение векселями осуществляется в общеустановленном порядке на основе кредитного договора;

в) принятие векселей на инкассо для получения платежей и оплаты вексе­лей в срок.

53. Валютное регулирование: понятие и значение, элементы, типы валютных режимов; ответственность за нарушение валютного законодательства

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства, которая направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержания на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступление валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку вывоза капитала за границу, привлечению иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

К основным элементам валютного регулирования относятся:

* установление порядка совершения валютных операций;

* определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов;

* валютный контроль.

Для проведения государством валютной политики устанавливаются три типа валютных режимов:

1) режим свободно-конвертируемой валюты;

2) режим государственной валютной монополии;

3) режим валютного государственного регулирования.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (в редакции от 30.10.2007 г. № 242-ФЗ), регулирующим валютные отношения, его целью является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Валютное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов, а также нормативно-правовых актов по вопросам валютного регулирования, изданных органами валютного регулирования (далее - акты валютного законодательства Российской Федерации). Международные договоры Российской Федерации применяются к валютным отношениям, если ими установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство Российской Федерации, которые издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Центральный банк РФ устанавливает единые правила поведения всех участников валютных отношений, формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования

 

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 118-ФЗ)

 

 

КонсультантПлюс: примечание.

Пункт 10 части 1 статьи 1 и статья 8 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" об использовании специальных счетов не действуют с 1 января 2007 года.

Статья 16 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", устанавливавшая требование о резервировании, не действует с 1 января 2007 года.

 

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, -

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

 

 

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

 

Согласно части 4 статьи 5 ФЗ от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.

В настоящее время в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления Банком России не установлены (письмо ЦБ РФ от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, письмо ВАС РФ от 20.08.2007 N ВАС-С05/С4-1183).

 

6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок -

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Примечания. 1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 3, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.