Обязанности кредитных и иных организаций как субъектов налоговых правоотношений, ответственность их руководителей за нарушение налогового законодательства
Обязанности кредитных и иных организаций (нотариальные палаты и нотариусы, паспортные столы и жилищно-коммунальные службы, государственные транспортные инспекции и другие организации и предприятия, располагающие информацией, необходимой для исчисления налогов с конкретных налогоплательщиков) бесплатно, по определенным формам, в сроки, установленные налоговыми органами, представлять необходимую информацию о налогоплательщиках.
Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Банки и другие кредитные организации обязаны:
• открывать расчетные и другие счета налогоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговый орган;
• информировать налоговый орган по месту учета налогоплательщика об открытии ему любого счета в 5-дневный срок со дня открытия;
• своевременно выполнять поручения налогоплательщика о перечисле-нии налоговых сумм, принимать платежные поручения до наступления срока платежа и исполнять их в первоочередном порядке без взимания платы;
• не использовать суммы, подлежащие согласно платежному поручению налогоплательщика перечислению в бюджет или внебюджетные фонды, в качестве кредитных ресурсов;
• своевременно выполнять распоряжения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и о списании с их счетов сумм недоимок, пени и штрафов либо о зачислении на них в порядке возврата излишне уплаченных платежей;
• в 3-дневный срок информировать налоговый орган о поступлении на счет налогоплательщика выручки от реализации имущества, на которое была обращена недоимка, и своевременно направить средства на покрытие недоимки;
• представлять в налоговые органы сведения о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков за истекший год в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
Руководители банка и должностные лица при неисполнении банком перечисленных выше обязанностей привлекаются к ответственности.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ:
Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику -влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет - влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора) - влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента - влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.
Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога и сбора, а также пени - влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса в банке находится поручение налогового органа - влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.
Статья 135.1. Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган - влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
Статья 15.7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику
1. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
2. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Статья 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статья 15.9. Неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Статья 15.10. Неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
34. Государственный (муниципальный) кредит и государственный (муниципальный) долг: понятие, формы, классификация, управление
Государственными кредитами, предоставляемыми Российской Федерацией (субъектом РФ) иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают долговые обязательства перед Российской Федерацией (субъектом РФ) как кредитором.
Указанные государственные кредиты и государственные займы, путем выпуска государственных ценных бумаг, выраженные в иностранной валюте, формируют государственные внешние активы Российской Федерацией (субъекта РФ).
Долговые обязательства иностранных государств перед Российской Федерацией как кредитором формируют долг иностранных государствперед Российской Федерацией.
Сведения о размерах и структуре долга иностранных государств перед Российской Федерацией по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, направляемых одновременно спроектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Под реструктуризацией долга иностранных государств перед Российской Федерацией (субъектом РФ) понимается погашение иностранными государствами своих долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
Федеральным законом о федеральном бюджете утверждаются:
1 Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации.
2. Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте
Программа государственных внешних заимствований представляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства.
В программе государственных внешних заимствований должны быть отдельно предусмотрены все займы, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, на весь срок займа.
В программе государственных внешних заимствований Российской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85 процентов общего объема внешних заимствований.
Программа государственных гарантий в иностранной валюте представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период.
В программе государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте должна быть отдельно предусмотрена каждая гарантия,
величина которой превышает сумму, эквивалентную 50 миллионам долларов США.
В результате государственных заимствований возникает государственный долг Российской Федерации (субъекта РФ), к которому относятся долговые обязательства Российской Федерации (субъекта РФ) перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в Результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный Долг долговых обязательств третьих лиц.
Структура государственного долга Российской Федерации (субъекта РФ)
представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств и может подразделяться:
а) в зависимости от субъекта-кредитора – на внешний и внутренний;
б) по срочности: долговые обязательства могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет;
в) по срокам уплаты: капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты по этим обязательствам; текущий долг - расходы по выплате долга и погашению всех обязательств государства, срок оплаты которых наступил в данном финансовом году.
Управление государственным долгом - деятельность Правительством РФ либо уполномоченным им Министерства Финансов РФ (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ либо финансового органа субъекта РФ) по определению порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств, осуществляемая с помощью разнообразных методов:
1. Установление предельных объемовгосударственного внутреннего долга и государственного внешнего долга, пределы внешних заимствований на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств (законами субъектов РФ).
2. Обеспеченностью долговых обязательств - всем находящимся в собственности Российской Федерации (субъекта РФ), муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполня-ются за счет средств соответствующего бюджета.
4. Рефинансирование - погашение старой государственной задолжено-сти путем выпуска новых займов. Рефинансирование используется при выплате процентов и погашении по внешней части государственного долга;
5. Конверсия — изменение размера доходности займа, а именно, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
6. Консолидация долга - увеличение срока действия уже выпущенных займов.
7. Унификация займов - объединение нескольких займов водин.
8. Отсрочка погашения займа - перенос срока его погашения.
9. Реструктуризация долга иностранных государств перед может быть осуществлена путем отсрочки погашения основного долга и процентов по нему, а с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности, в том числе по решениям Парижского и Лондонского клубов.
10. Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.
11. Продажа долга - продажа долговых обязательств другому юридичес-кому лицу (государству, международной финансовой организации).
35.Страхование как институт финансовой системы: понятие, формы и виды, взаимодействия страховщиков
В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).
Страхование комплексный правовой институт, так как нормы гражданского права регулируют возникновение страховых правоотношений, права и обязанности их субъектов, закрепляют объекты страхования, условия договора страхования и т.д., а нормы финансового права регулируют возникновение страховых фондов, их взаимоотношения с государственными финансовыми органами и бюджетной системой, а также порядок использования средств фондов страхования, компетенции и функции органов государственной власти в данной сфере.
Основные формы страхования:
Обязательное страхование, осуществляемое в силу закона. Обязательное страхование может производиться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей.
Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого физическим или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
В России существуют различные видыстрахования.При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.
Если в основу классификации положен организационный признак,то страхование подразделяется на: внутреннее (ограниченное) - создание страховых денежных фондов непосредственно в организации, внешнее - страхование в страховых организациях, смешанное – сочетание внутреннего и внешнего страхования.
При классификации страхования по объекту страхованиястраховые отношения подразделяются на:
• личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособности);
• имущественное страхование (страхование материальных ценностей);
• страхование ответственности;
• страхование предпринимательского риска;
• социальное страхование (пенсий, пособий и льгот).
Всоответствии со ст. 928 ГК РФ не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, ккоторым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.
Российское страховое законодательство предусматривает несколько пра- вовых форм взаимодействия страховщиков: сострахование, перестрахо- вание, объединения страховщиков.
1. Сострахование - в соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» объект страхования может быть застрахован по одному договору совместно с несколькими страховщиками.В таком договоре должны содержаться условия, определяющие права и обязанности каждого состраховщика.
2. Перестрахованием является страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).
В ст. 967 ГК РФ предусматриваются права и обязанности сторон при заключении договора перестрахования. Перестраховочный договор - юридический документ, содержащий соглашение сторон о том, что риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договору перестрахования.
На основании данного договора между страховыми (перестраховочны-ми) компаниями возникают обязательства, согласно которым одна компания (перестрахователь) обязуется передавать, а другая (перестраховщик) обязуется принимать риски в перестрахование. В данном договоре должны быть указаны:метод перестрахования, лимиты ответственности перестраховщика, доли его участия в договоре, формы расчета по премии и убыткам и другие условия.
3. Для координации своей деятельности, зашиты своих интересов, осуществления совместных программ страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения. Эти объединения не вправе непосредственно заниматься страховой деятельностью. Они действуют на основании устава и приобретают права юридического лица только после государственной регистрации.
4.Страховой пул(в соответствии с Положением о страховом пуле, утвержденным приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 года) - добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Страховой пул действует на основании соглашения и создается на определенный срок или без ограничения срока деятельности.
36. Страховое право: понятие, источники, регулирование; страховые правоотношения
Страховое право представляет собой комплексный правовой институт, нормы которого регулируют общественные отношения, складывающиеся в процессе создания и использования специальных страховых фондов денежных средств. Разнообразие и сложность названных общественных отношений обусловили необходимость их правового урегулирования нормами различных отраслей права, таких, как административное, финансовое, гражданское, социального обеспечения и др.
Источниками страхового права являются нормативно-правовые акты разного уровня и отраслей российского законодательства, что обусловлено комплексным характером данного института.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме Конституции Российской Федерации к основным нормативным актам, регулирующим страхование и являющимся главными в системе страхового законодательства, относятся ГК РФ (статьи 929 - 970), Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 года.
Нормы, посвященные страховым отношениям, включены в законы: «О залоге», «Об охране окружающей природной среды», «О банках и банковской деятельности», «О государственных пенсиях» и т. д.
Определенное значение для правового регулирования страхования имеют Указы Президента РФ, такие, как: Указ Президента РФ «Об обязательном личном страховании пассажиров», Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования».
Отношения по страхованию регулируются постановлениями Правительства РФ, инструкциями Министерства финансов РФ. На территории страны действуют некоторые международные договоры о страховании, заключенные Российской Федерацией.
Регулирование страховой деятельности и реализацию Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» осуществляет Федеральная служба по страховому надзору, на которую возложено осуществление следующих функций:
• выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
• ведение единого Государственного реестра страховщиков, их объединений, реестра страховых брокеров;
• осуществление контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;
• установление Правил формирования и размещения страховых резервов;
• разработка нормативных актов и методических документов по вопросам страхования;
• обобщение практики страховой деятельности.
Федеральная служба по страховому надзору имеет право:
на получение от страховщиков установленной отчетности о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;
• на осуществление проверок соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой отчетности;
•при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства
давать предписания по их устранению;
•приостанавливать или ограничивать действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию в случае невыполнения указанных предписаний;
•обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.
Страховое правоотношение возникает между страховщиком и страхователем в целях защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (для страховщика - полученных страховых премий)
Страховщиками в соответствии с законом могут быть как государствен- ные, так и негосударственные юридические лица, имеющие соответствующую лицензию (разрешение) заниматься страховой деятельностью на территории Российской Федерации.
Страхователями могут быть юридические и дееспособные физические лица. Страхователь вправе заключить со страховщиком договор о страховании третьих лиц в пользу последних.
В страховых правоотношениях может участвовать и выгодоприобретатель в случаях, когда страхователь при заключении договоров страхования назначит физическое или юридическое лицо для получения страховых выплат.
Объектами страхования являются не противоречащие законодате-льству Российской Федерации имущественные интересы, связанные с:
• жизнью, здоровьем, трудоспособностью, социальным, обязательным медицинским и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица;
• владением, пользованием, распоряжением имуществом;
• возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу;
• предпринимательский риск.