Права, обязанности и ответственность налоговых органов

Налоговые органы (в том числе, таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов) имеют право:

• требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами мес­тного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и упла­ты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и доку­менты, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

• проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом;

• производить установленным порядком выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о со­вершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточ­ные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокры­ты, изменены или заменены;

• вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

• приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, платель­щиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имуще­ство налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

• осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов нало­гообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить ин­вентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

• определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщика­
ми в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании
имеющейся у них информации о налогоплательщике;

• требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представите­лей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать псин в порядке, установленном Налоговым кодексом;

• контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их до- ходам;

• требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платеж­ных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налого­вых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых орга­нов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

• привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспер­тов и переводчиков;

• вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны ка­кие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налого­вого контроля;

• заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении дей­ствия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; создавать налоговые посты в порядке, установленном Налоговым ко­дексом;

• предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законо­дательства о налогах и сборах; о признании недействительной государ­ственной регистрации юридического лица или государственной регист­рации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о досрочном рас­торжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите; о взыскании задолженности по налогам, сборам, со­ответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды) и т.д.

В соответствии со ст.ст. 46-48 Налогового кодекса РФ налоговый орган имеет право:

1) на взыскание недоимки налогов и сборов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках путем направления в банк, в котором у них открыты счета на основании поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока;

2) на взыскание недоимки налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения. Решение принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога;

3) в остальных случаях, в том числе на взыскание с налогоплательщика - физического лица производится по решению суда.

Вступая в налоговые правоотношения с налогоплательщиками и други­ми лицами, налоговые органы обязаны:

• соблюдать законодательство о налогах и сборах;

• осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

• вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

• проводить разъяснительную работу по применению законодательства о
налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных
правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о дей­-
ствующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчет­
ности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о по­
рядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

• осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взыс­канных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ;

• соблюдать налоговую тайну;

• направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами. При выяв­лении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение наруше­ния законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки пре­ступления, налоговые органы обязаны в трехдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Ответственность налоговых органов и их должностных лицза нарушение налогового законодательства:

1.Налоговые органы несут ответственность за пол­ный и своевременный учет всех налогоплательщиков, за правильное взыскание сумм налогов и примененных финансовых санкций. Излишне уплаченные или взысканные суммы налогов, пеней и штрафов подлежат возврату или идут в зачет в порядке, предусмотренном НК РФ.

2. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных дей- ствий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет фе- дерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами.

2. Органы государственных внебюджетных фондов несут ответствен- ность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств соответствующего внебюджетного фонда.

За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов, привлекают­ся к уголовной, материальной, административной или дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Споры, в частности о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде финансовых санкций, об обжаловании ре­шений государственных органов об изъятии у организаций и граждан-предпринима-телей денежных средств и иного имущества подведомствен­ны арбитражному суду (ст. 22 АПК РФ).