Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов и их характеристика
Государственный и муниципальный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Государственные фонды денежных средств подразделяются на социальные и экономические внебюджетные фонды. Бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов управляются органами государственной власти Российской Федерации и предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
• социальное обеспечение по возрасту;
• социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
• охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• Фонд социального страхования Российской Федерации;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
• Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
До 2001 г. функционировал Государственный фонд занятости для обеспечения конституционных прав граждан на социальное обеспечение в случае безработицы, из которого осуществлялись выплаты пособий по безработице и расходы на обучение с целью переквалификации граждан.
Внебюджетные фонды имеют своей целью содействие развитию или материальной поддержки специфических социально-экономических или культурных сфер общественных отношений. Фонды имеют самостоятельное значение, источники их формирования обособлены от источников формирования бюджета РФ и территориальных бюджетов.
Как и бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды (их формирование, отпуск средств из этих фондов, определение объектов финансирования) находятся под контролем финансовых органов.
Процедуры составления проектов, представление, рассмотрение и утверждение бюджетов социальных государственных внебюджетных фондов, исполнение, составление, представление, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении определены главой 17 Бюджетного кодекса РФ и аналогичны бюджетным процедурам применительно федеральному бюджету и бюджету субъекта РФ.
Источниками государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
налоговые доходы:
единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации;
другие налоги по установленному нормативу (ст. 146 Бюджетного кодекса РФ);
неналоговые доходы:
страховые взносы на обязательное государственное страхование
доходы от размещения временно свободных средств государственных внебюджетных фондов;
штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд;
безвозмездные поступления:
межбюджетные трансферты из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;
прочие поступления;
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме вышеперечисленных внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ предусмотрено образование Стабилизационного фонда РФ (до 1 января 2008г.), а также Резервного фонда и Фонда будущих поколений РФ.
Резервный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Резервный фонд формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
доходов от управления средствами Резервного фонда.
В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.
Фонд будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению и формируется за счет:
нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, создавались федеральные целевые фонды: «Дорожный фонд», «Помощи малому и среднему бизнесу», «Помощи народам Крайнего Севера», «Помощи подрастающему поколению» и другие для реализации целевых государственных программ.
Ведомственные внебюджетные фонды создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдельных отраслей, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, социального и материально-технического обеспечения министерств, федеральных служб и агентств. Сроки существования их в Российской Федерации, к сожалению, крайне незначительны, что во многом предопределяется непоследовательностью и противоречивостью социально-экономической политики государства.
Региональные внебюджетные фонды характеризуются разнообразием форм формирования, исполнения и контроля за использованием средств этих фондов. Во многих регионах Российской Федерации вопросы формирования и использования средств внебюджетных фондов находятся полностью в ведении исполнительных органов власти.
Местные органы самоуправления создают муниципальные внебюджетные фонды, средства которых в основном расходуются на развитие инфраструктуры соответствующих территорий.
26. Правовое регулирование государственных доходов: понятие, классификация и характеристика
Государственные (муниципальные) доходы определяются как различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение государства (муниципальных образований) и используемые ими для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении своих задач и выполнении соответствующих функций.
Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих государственные доходы, составляют раздел особенной части финансового права РФ, который именуется «Правовое регулирование государственных доходов».
Ведущим институтом раздела является налоговое право РФ, нормы которого регламентируют порядок установления и взимания налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды.
Кроме налогового права РФ, раздел «Правовое регулирование государственных доходов» объединяет еще четыре института:
• финансово-правовые нормы, регламентирующие отношения по уста-
новлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей (дивиденды от участия в капитале, доходы от продажи и аренды государственного и муниципального имущества, доходы от приватизации и др.);
• финансово-правовые нормы, устанавливающие порядок и формы мобилизации в бюджеты заемных средств;
• правовые основы формирования децентрализованных финансовых ресурсов ресурсов государственных и муниципальных унитарных предприятий;
• правовые основы образования страховых фондов государства (муниципальных образований).
Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, разнообразны. Для их классификации используют различные критерии.
1. По уровню централизации управления государственные (муниципаль-ные) доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные.
К централизованным доходамотносят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования).
К децентрализованным доходамотносятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований. В первую очередь речь идет о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.
2. При классификации доходов по социально-экономическому признакув основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).
3. По территориальному признакугосударственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов федерации, а также доходы муниципальных образований.
4. По методу мобилизациидоходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные. В свою очередь государственные и муниципальные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются па налоги и неналоговые платежи.
Неналоговые платежиотносятся к доходам, поступающим на обязательной основе в соответствующие бюджеты и бюджеты фондов внебюджетных средств.
Неналоговые платежи характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, источникам поступления. К неналоговым доходам относятся:
• платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор
за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);
• доходы от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов федерации и муниципальных образований (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
• платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реализации конфискованного имущества; штрафы, пени и неустойки, взимаемые за нарушения финансового законодательства, и т. д.);
• поступления от продажи государственных и муниципальных ценных бумаг, объектов федеральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципальных образований.
Метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципаль-ных ценных бумаг, пожертвования и спонсорская помощь, сберегательное дело и др.
27.Налоги и сборы: понятие, функции, виды; принципы налогообложения
Налоги - это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).
Сущность и роль налогов проявляются в их функциях.
• фискальной - (фискал – сборщик налогов) обязательное взимание налогов для обеспечение государства финансовыми ресурсами;
• распределительной - обеспечивает первичное распределение национального дохода;
• регулирующей - воздействие на общественные отношения в государстве, в первую очередь на производственные процессы;
• контролирующей - контроль за выполнение обязанностей перед государством;
• стимулирующей - расширенное воспроизводство и инвестиции.
Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.
Налоги квалифицируются на соответствующие виды в зависимости:
1) от плательщиков налоги можно разделить на налоги:
• с физических лиц;
• с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдель-ный баланс и счет;
• смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юридических лиц;
2) от способа взимания налоги подразделяют на:
• прямые;
• косвенные;
3) от территориального признака налоги подразделяются на:
• федеральные;
• налоги субъектов РФ (региональные);
• местные.
Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, госпошлина, таможенные доходы, подоходный налог с физических лиц и др.
Региональные налоги включают в себя платежи, установленные Налоговым кодексом РФ, взимание которых обязательно на территории соответствующих субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
Местные налоги — это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.
Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ закрепляются основные принципы налогообложения:
• всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и
сборы - ст. 57 Конституции РФ);
• верховенство представительной власти в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);
• прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 Налогового кодекса РФ);
• однократность налогообложения - один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогового
обложения;
• очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);
• временное ограничение налоговых притязаний;
• определенность налогообложения - в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется;
• приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ).
28.Налоговое право: понятие, система и источники налогового права; налоговая система; налоговые правоотношения
Налоговое право России– отрасль финансового права как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуальных и безэквивалентных денежных платежей.
Система налогового права включает общую и особенную части.
В Общую часть включаются финансово-правовые нормы определяющие: понятия налога и налогообложения; закрепляющие принципы и функции налогов, полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления по их установлению; определяющие понятие и состав налоговой системы РФ; основные права и обязанное сторон налоговых правоотношений; устанавливающие состав налоговых правонарушений, налоговые санкции и основы порядка их применения.
Особенная часть включает нормы, регламентирующие: порядок взимания налоговых платежей; круг плательщиков по каждому налогу; объекты налогообложения, порядок исчисления и уплаты.
Источники налогового праваклассифицируются по тем же основаниям, что и источники финансового права:
1) Конституция РФ, уставы субъектов РФ и муниципальных образований, определяющим основные начала их налоговой деятельности. Кроме того, все нормативно-правовые акты, принимаемые органами представительной и исполнительной власти всех уровней в рамках установленных им полномочий, которые хотя бы частично содержащие нормы налогового права;
2) общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договора Российской Федерации, ратифицированные Россией;
3) налоговое законодательство – все нормативно-правовые акты, основное содержание которых составляют налоговые нормы. Это федеральные законы (законы РФ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, письма и инструкции Министерства РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной таможенной службы РФ по применению законов РФ о конкретных налогах, а также по регулированию порядка реализации отдельных прав налоговых и других уполномоченных органов по взиманию налогов и др.
Налоговое правоотношение- вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоитиз следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.
Субъекты налоговых правоотношениях: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной таможенной службы РФ, кредитные организаций. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), которые перечисляют налоги с заработной платы своих сотрудников (налоговые агенты).
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством и правилами.
Содержание налогового правоотношения раскрывается через права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.
Законодатель предусматривает факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.