Правовой режим государственных и муниципальных внебюджетных фондов и их характеристика

Государственный и муниципальный внебюджетный фонд - форма образования и расходо­вания денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюд­жетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Государственные фонды де­нежных средств подразделяются на социальные и экономические внебюджетные фонды. Бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов управляются органами государственной власти Российской Федерации и предназначены для реализации конституци­онных прав граждан на:

• социальное обеспечение по возрасту;

• социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предус­мотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

• охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации госу­дарственных внебюджетных фондов определяются федеральным зако­ном. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в фе­деральной собственности.

Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

• Бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

До 2001 г. функционировал Государственный фонд занятости для обеспечения конституционных прав граждан на социальное обеспечение в случае безработицы, из которого осуществлялись выплаты пособий по безработице и расходы на обучение с целью переквалификации граждан.

Внебюджетные фонды имеют своей целью содействие развитию или материальной поддержки специфических социально-экономических или культурных сфер общественных отношений. Фонды имеют самостоя­тельное значение, источники их формирования обособлены от источ­ников формирования бюджета РФ и территориальных бюджетов.

Как и бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды (их формирова­ние, отпуск средств из этих фондов, определение объектов финансиро­вания) находятся под контролем финансовых органов.

Процедуры составления проектов, представление, рассмотрение и утверждение бюджетов социальных государственных внебюджетных фондов, исполнение, составление, представление, рассмотрение и утверждение отчетов об их исполнении определены главой 17 Бюджетного кодекса РФ и аналогичны бюджетным процедурам применительно федеральному бюджету и бюджету субъекта РФ.

Источниками государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:

налоговые доходы:

единый социальный налог - по ставке, установленной Налого­вым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации;

другие налоги по установленному нормативу (ст. 146 Бюджетного кодекса РФ);

неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное государственное страхование

доходы от размещения временно свободных средств государственных внебюджетных фондов;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмеще­ния ущерба;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;

прочие поступления;

Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законо­дательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пен­сионного, социального, медицинского), в соответствии с бюдже­тами указанных фондов, утвержденными федеральными закона­ми, законами субъектов Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за ис­полнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме вышеперечисленных внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ предусмотрено образование Стабилизационного фонда РФ (до 1 января 2008г.), а также Резервного фонда и Фонда будущих поколений РФ.

Резервный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд формируется за счет:

нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для формирования нефтегазового трансферта утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Фонд будущих поколений представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению и формируется за счет:

нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, создавались федеральные целевые фонды: «Дорожный фонд», «Помощи малому и среднему бизнесу», «Помощи народам Крайнего Севера», «Помощи подрастающему поколению» и другие для реализации целевых государственных программ.

Ведомственные внебюджетные фонды создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдель­ных отраслей, проведения научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ, социального и материально-технического обеспече­ния министерств, федеральных служб и агентств. Сроки существования их в Российской Фе­дерации, к сожалению, крайне незначительны, что во многом предопределяется непоследовательностью и противоречивостью соци­ально-экономической политики государства.

Региональные внебюджетные фонды характеризуются разнообра­зием форм формирования, исполнения и контроля за использовани­ем средств этих фондов. Во многих регионах Российской Федерации вопросы формиро­вания и использования средств внебюджетных фондов находятся полностью в ведении исполнительных органов власти.

Местные органы самоуправления создают муниципальные внебюджетные фонды, средства которых в основном расходуются на развитие инфраструктуры соответствующих территорий.

26. Правовое регулирование государственных доходов: понятие, классификация и характеристика

Государственные (муниципальные) доходы определяются как различные денежные ресур­сы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение государства (муниципальных образований) и исполь­зуемые ими для финансирования потребностей, возникающих при осу­ществлении своих задач и выполнении соответствующих функций.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих государствен­ные доходы, составляют раздел особенной части финансового права РФ, который именуется «Правовое регулирование государственных доходов».

Ведущим институтом раздела является налоговое право РФ, нормы ко­торого регламентируют порядок установления и взимания налогов, сбо­ров, пошлин и других обязательных платежей в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды.

Кроме налогового права РФ, раздел «Правовое регулирование государ­ственных доходов» объединяет еще четыре института:

• финансово-правовые нормы, регламентирующие отношения по уста­-
новлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей (дивиденды от участия в капитале, доходы от продажи и аренды государственного и муници­пального имущества, доходы от приватизации и др.);

• финансово-правовые нормы, устанавливающие порядок и формы мо­билизации в бюджеты заемных средств;

• правовые основы формирования децентрализованных финансовых ре­сурсов ресурсов государственных и муниципальных унитарных пред­приятий;

• правовые основы образования страховых фондов государства (муниципальных образований).

Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, разнообразны. Для их классификации используют различ­ные критерии.

1. По уровню централизации управления государственные (муниципаль-ные) доходы подразделяются на централизованные и де­централизованные.

К централизованным доходамотносят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, средства государствен­ных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования).

К децентрализованным доходамотносятся доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности, соб­ственности субъектов Российской Федерации или в соб­ственности муниципальных образований. В первую очередь речь идет о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

2. При классификации доходов по социально-экономическому признакув основу берется наличие различных форм собственности: государствен­ной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).

3. По территориальному признакугосударственные централизованные до­ходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов федерации, а также доходы муниципальных образований.

4. По методу мобилизациидоходов они могут быть под­разделены на обязательные и добровольные. В свою очередь государ­ственные и муниципальные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделя­ются па налоги и неналоговые платежи.

Неналоговые платежиотносятся к доходам, поступа­ющим на обязательной основе в соответствующие бюджеты и бюджеты фондов внебюджетных средств.

Неналоговые платежи характеризуются большим разнообразием, отли­чаясь друг от друга по субъектам платежей, методам их взимания, ис­точникам поступления. К неналоговым доходам относятся:

• платежи за оказание различных услуг (государственная пошлина, сбор
за клеймение измерительных приборов, таможенная пошлина);

• доходы от использования объектов федеральной собственности и соб­ственности субъектов федерации и муниципальных образований (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);

• платежи, носящие штрафной характер (суммы, полученные от реали­зации конфискованного имущества; штрафы, пени и неустойки, взимаемые за нарушения финансового законодательства, и т. д.);

• поступления от продажи государственных и муниципальных ценных бумаг, объектов фе­деральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципальных образований.

Метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципаль-ных ценных бумаг, пожертвования и спонсорская помощь, сберегательное дело и др.

27.Налоги и сборы: понятие, функции, виды; принципы налогообложения

Налоги - это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения при­надлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обес­печения деятельности государства и (или) муниципальных образова­ний).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организа­ций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными орга­нами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Сущность и роль налогов проявляются в их функциях.

фискальной - (фискал – сборщик налогов) обязательное взимание налогов для обеспечение государства финансовыми ресурсами;

распределительной - обеспечивает первичное распределение национального дохода;

регулирующей - воздействие на общественные отношения в государ­стве, в первую очередь на производственные процессы;

контролирующей - контроль за выполнение обязанностей перед государством;

стимулирующей - расширенное воспроизводство и инвестиции.

Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зави­симости от вида налога.

Налоги квалифицируются на соответствующие виды в зависимости:

1) от плательщиков налоги можно разделить на налоги:

• с физических лиц;

• с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдель-ный баланс и счет;

• смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юридических лиц;

2) от способа взимания налоги подразделяют на:

• прямые;

• косвенные;

3) от территориального признака налоги подразделяются на:

• федеральные;

• налоги субъектов РФ (региональные);

• местные.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливают­ся только федеральными законами и обязательны к взиманию на тер­ритории всей страны. К числу федеральных относятся: налог на добав­ленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, госпошлина, таможенные доходы, подоходный налог с физических лиц и др.

Региональные налоги включают в себя платежи, установленные Налого­вым кодексом РФ, взимание которых обязательно на территории соответствующих субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на террито­рии различных субъектов может отличаться, так как органы представи­тельной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.

Местные налоги — это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативно-право­выми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно опреде­ляют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы.

Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ закрепляются основные принципы налогообложения:

• всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и
сборы - ст. 57 Конституции РФ);

• верховенство представительной власти в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);

• прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 Налогового кодекса РФ);

• однократность налогообложения - один и тот же объект не может обла­гаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налого­вого
обложения;

• очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьше­ния налогового бремени);

• временное ограничение налоговых притязаний;

• определенность налогообложения - в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определя­ют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложе­ния, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджет­ный фонд, в который налог зачисляется;

• приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил нало­гообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ).

28.Налоговое право: понятие, система и источники налогового права; налоговая система; налоговые правоотношения

Налоговое право России– отрасль финансового права как совокупность финансово-правовых норм, регу­лирующих общественные отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуальных и безэквивалентных денежных платежей.

Система налогового права включает общую и осо­бенную части.

В Общую часть включаются финансово-правовые нормы определяющие: понятия налога и налогообложения; закрепляющие принципы и функции налогов, пол­номочия Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправ­ления по их установлению; определяющие понятие и состав налоговой системы РФ; основные права и обязанное сторон налоговых правоот­ношений; устанавливающие состав налоговых правонарушений, нало­говые санкции и основы порядка их применения.

Особенная часть включает нормы, регламентирующие: порядок взима­ния налоговых платежей; круг плательщиков по каждому налогу; объекты налогообложения, порядок исчисления и уплаты.

Источники налогового праваклассифицируются по тем же основаниям, что и источники финансового права:

1) Конституция РФ, уставы субъектов РФ и муниципальных образований, определяющим основ­ные начала их налоговой деятельности. Кроме того, все нормативно-правовые акты, принимаемые органами представительной и исполнительной влас­ти всех уровней в рамках установленных им полномочий, которые хотя бы частично содержащие нормы налогового права;

2) общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договора Российской Федерации, ратифицированные Россией;

3) налоговое законодательствовсе нормативно-правовые акты, основное содержание которых составляют налоговые нормы. Это федеральные зако­ны (законы РФ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, письма и инструкции Министерства РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной таможенной службы РФ по применению законов РФ о конкретных налогах, а также по регулированию порядка реализации отдельных прав налого­вых и других уполномоченных органов по взиманию налогов и др.

Налоговое правоотношение- вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами налогового права, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, со­стоитиз следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.

Субъекты налоговых правоотношениях: налого­плательщики (юридические и физические лица), органы Федеральной налоговой службы РФ и Федеральной таможенной службы РФ, кредитные организаций. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), которые перечисляют налоги с заработной платы своих сотруд­ников (налоговые агенты).

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего воз­никает данное правоотношение - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленны­ми налоговым законодательством и правилами.

Содержание налогового правоотношения раскрывается через права и обязанности субъектов налоговых правоотношений.

Законодатель предусматривает факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.