Бюджетный процесс: понятие процесса, периода, стадий, принципов

Основные бюджетные права Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований

Бюджетные права - это полномочия различных субъектов бюджетного права. Бюджетные права Российской Федерации и ее субъектов тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, что определяется федеративным устройством государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.

Федеральные органы государственной власти осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля их исполнения;

установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля их исполнения и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;

установление порядка разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;

определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

определение общих принципов предоставления и форм, установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

установление порядка осуществления заимствований Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, погашения и обслуживания государственного долга Российской Федерации;

осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, управление государственным долгом Российской Федерации;

установление бюджетной классификации Российской Федерации и общего порядка ее применения, утверждение бюджетной классификации Российской Федерации и порядка ее применения в части, относящейся к федеральному бюджету;

установление единого порядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;

установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений;

установление оснований, видов ответственности и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

иные бюджетные полномочия.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетовтерриториальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджетасубъекта Российской Федерации;

установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;

определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;

установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Российской Федерации;

установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;

установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации;

детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта Российской Федерации;

временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, кроме вышеперечисленных бюджетных полномочий, в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные настоящим Кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

установление нормативов отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;

определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;

определение перечня и порядка исполнения расходных обязательстввнутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Органы местного самоуправления осуществляют следующие бюджетные полномочия:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля его исполнения, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом;

детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

иные бюджетные полномочия, отнесенные настоящим Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

Бюджетное законодательство Российской Федерации закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его.

Бюджетный процесс -регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, составлению, рассмотрений и утверждению отчетов об их исполнении, а также контролю на всех стадиях бюджетного процесса.

Составной частьюбюджетного процесса является бюджетное регулиро­вание, представляющее собой частичное перераспределение финансо­вых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный период - это время, в течение которого длится бюджетный процесс (33 месяца).

Бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса, по признаку однородности деятельности участников бюджетного процесса: стадия составления проекта бюджета; стадия рассмотрения, одобрения и утверждения бюджета; стадия ис­полнения бюджета; стадия составления, рассмотрения, одобрения и утверждения отчета об ис­полнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую.

В основе бюджетного процесса лежат определенные, присущие только бюджетному процессу принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы сред­ства государства и муниципальных образований были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. К ним относятся принципы:

1.Единства и полноты охвата всех доходов и расходов бюджетов - состоит втом, что бюджетная система РФ должна объединять все бюджетные до­ходы и расходы государства в федеральном бюджете РФ, бюджетах государственных образований и в бюджетах органов местного самоуправления. Процессуаль­ного нормами бюджетного права подробно регламентируется, когда и в какую именно часть бюджетной системы должен поступить соответствующий доход и должен быть произведен соответствующий бюджетный расход.

2. Реальности запланированных доходов и расходов бюджетов обеспечива­ется тем, что формирование бюджетной системы основано на возможно­сти в течение времени, отведенного на составление бюджетов всех уров­ней, в полном объеме установить на планируемый год все источники и размеры бюджетных доходов, выявлять внутрихозяйственные резервы и источники накопления, что дает возможность определять оптимальные размеры средств, направляемых на развитие экономики и социальных процессов на всей территории государства.

3. Ежегодности бюджетного процесса имеет большое экономическое и поли­тическое значение, т.к. дает возможность выявить ближайшие тенденции экономического развития в рамках принятой стратегии, обеспечить повседневный контроль рационального использования финансовых ресурсов в условиях развития рынка.

Экономическое значение состоит в том, что в годовых бюджетах пред­ставляется возможным более полно учесть и конкретизировать проис­ходящие под влиянием научно-технического прогресса изменения в темпах роста производительности труда, промышленного производства, национального дохода и т. д.

4. Специализации показателей бюджетаосуществляется на всех ста­диях бюджетного процесса. Он проявляется в конкретизации сумм доходов бюджета по источникам, а расходов - по целевому назначению в соответствии с единой бюджетной классификацией.

5. Гласности и публичности бюджетного процесса, что обеспечивается всесторонним обсуждением проектов бюджетов и итогов исполнения бюджетов прошлого года в предстательных органах власти, опубликованием в СМИ результатов.

23. Стадии бюджетного процесса: составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, отчет о исполнении

Бюджетный процесс –регламентированная нормами права деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, составлению, рассмотрений и утверждению отчетов об их исполнении, а также контролю на всех стадиях бюджетного процесса.

I. Разработка проекта бюджета начинается с опубликования Бюджетного послания Президента Российской Федерации, в котором определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, которое направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основа для разработки проектов бюджетов:

· Бюджетное послание Президента Российской Федерации.

· Основные направления бюджетной и налоговой политики.

· Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (городского округа), который разрабатывается на период не менее трех лет.

· Среднесрочный финансовый план субъекта РФ и муниципального образования – содержит основные параметры их бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.

· Сводный финансовый баланс РФ характеризует объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерацией (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Баланс финансовых ресурсов составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета на очередной год и плановый период.

· Методические указания Министерства финансов РФ, включающие индексы-дефляторы прогноз роста цен и тарифов, формы расчетов и указания по их составлению.

· Сметы доходов и расходов бюджетных организаций и органов исполнительной власти.

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются на очередной финансовый год и плановый период.

Проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.

В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов соответствующие финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных финансовых органов, а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Министерство финансов РФ вносит проект федерального закона о федеральном бюджете до 1 октября текущего года в Правительство РФ, которое вносит проект федерального закона о федеральном бюджете и другие документы, определенные ст. 184 Бюджетного кодекса РФ, на очередной финансовый год и плановый период на рассмотрение в Государственную Думу не позднее 26 августа текущего года (проекты бюджетов субъекта РФ -15 октября, местных бюджетов – не позднее 15 ноября). Одновременно указанный законопроект представляется Президенту Российской Федерации.

II. Рассмотрение и утверждение бюджета.Совет Государственной Думы направляет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Комитет по бюджету и определяет комитеты - соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта федерального бюджета. Комитетом-соисполнителем при рассмотрении основных характеристик федерального бюджета является комитет, ответственный за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях (до 1 января 2008 г. в четырех чтениях).

Первое чтение в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, когда обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.

При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.

Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджетена очередной финансовый год и плановый период осуществляется в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении;

приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федерального закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

программа государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период (приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период);

приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период.

Рассмотрение в третьем чтениипроекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период осуществляется в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации осуществляется в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.

III. Исполнение бюджетовосновная стадия бюджетного процесса, осуществляется в течение бюджетного года, который совпадает с календарным годом.

В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и непосредственное исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Исполнение федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации и наличия в собственности (пользовании, управлении) субъекта Российской Федерации необходимого для их осуществления имущества.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы.

Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи.Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств путем их перевода на лицевые счета распорядителей и получателей бюджетных средств для оплаты предоставляемых услуг и товарно-материальных ценностей, выплаты заработной платы и т.д.

IV. Составление отчета об исполнении бюджетаявляется заключительной стадией бюджетного процесса.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

В отчетах бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.

Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.

Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством Российской Федерации указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;

об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

Аналогично проводится составление и рассмотрение, утверждение и исполнение, разработка отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с учетом сроков, определенных законодательством.