Роль главного бухгалтера

Внутрихозяйственный контрольпредставляет собой проверку производ­ственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдель­ных его структурных подразделений, осуществляемую собственником или руководителем, бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими служба­ми самого хозяйствующего субъекта.

Внутрихозяйственный контроль во многом зависит от главного (стар­шего) бухгалтера, который:

ü несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бух­галтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности;

ü обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций за­конодательству Российской Федерации, контроль за движением иму­щества и выполнением обязательств.

При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется не­посредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим прика­зом он назначается и освобождается от должности. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денеж­ными средствами, подписываются руководителем организации и глав­ным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денеж­ные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства счи­таются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бух­галтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первич­ные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с пись­менного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Главный (старший) бухгалтер осуществляет предварительный контроль за правильностью и законностью расходования средств.

 

13. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: цель, виды, права и обязанности аудитора

В соответствии с Законом РФ «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации (от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ), аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерс­кого учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основной цельюаудиторской деятельности является выражение мнения о дос­товерности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 года № 54 была создана Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, основная задача которой состояла в организации разработки системы мер по госу­дарственной поддержке становления и развития рынка аудиторских ус­луг в РФ, а также защите интересов государства, хозяйствующих субъек­тов, аудиторов и аудиторских фирм.

Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятель­но, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после го­сударственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный ре­естр аудиторов и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Централь­ным Банком РФ для проведения банковского аудита; Федеральной службой страхового надзора для проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.

Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо уста­новленных законодательными актами РФ, инициативная по реше­нию хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поруче­нию органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного (возоб­новленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

При осуществлении проверки аудитор имеет право:

ü проверять у хозяйствующих субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, цен­ных бумаг, материальных ценностей;

ü получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные све­дения, необходимые для аудиторской проверки;

ü по письменному запросу получать необходимую для осуществления про­верки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии госу­дарственных органов, поручивших проверку;

ü самостоятельно определять, формы и методы проведения аудиторской проверки, исходя из требования нормативных актов, конкретных усло­вий договора с хозяйствующим субъектом, а также содержания поруче­ния органов суда, прокуратуры и т. д.; при этом допускается привлече­ние на договорной основе к участию в проверке аудиторов, работающих в других аудиторских фирмах;

ü отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредостав­ления проверяемым хозяйствующим субъектом необходимой докумен­тации, а также в случае необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.

При осуществлении своей деятельности на аудитора возлагаются следу­ющие обязанности:

ü неукоснительного соблюдения законности в ходе проведения проверки;

ü квалифицированного предоставления аудиторских услуг;

ü обеспечения сохранности документов, получаемых в ходе проверки, и неразглашение их содержания без согласия хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, специально предусмотренных законом.

Результатом аудиторской деятельности является заключение, имеющее силу официального документа. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению госу­дарственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, на­значенной в соответствии с процессуальным законодательством. Текст аудиторского заключения включает в себя:

ü вводную часть (юридический адрес аудиторской фирмы, фамилии всех аудито­ров, принимающих участие в проверке, номер и дата выдачи лицензии и т. п.);

ü аналитическую часть, в которой указываются результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей от­четности и состояния внутреннего контроля, а также факты выявлен­ных существенных нарушений в системе учета и отчетности, влияющих на их достоверность, несоблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций, которые нанесли или могут нане­сти ущерб интересам собственников хозяйствующего субъекта, госу­дарства и третьих лиц;

ü итоговую часть, содержащую запись о подтверждении достоверности финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.