Гармонизация взглядов и подходов к управлению качеством на основе МС ИСО серии 9000
Системный подход к управлению качеством получилдальнейшее развитие в МС ИСО серии 9000. Активное участие в создании стандартов ИСО серии 9000 приняли ученые и специалисты Великобритании, Германии, Швейцарии, Чехословакии, США и Советского Союза.
Многие положения МС ИСО серии 9000 перекликаются с подходами, на которых базировались отечественные комплексные системы управления качеством продукции. Основными из них являются следующие:
– качество продукции выступает в роли объекта управления в системе качества;
– система качества представляет собой органическую составляющую общей системы управления предприятием, базируется на тех же принципах и подходах, что и любая система управления;
– управление качеством производится с целью удовлетворения запросов потребителей;
– управление качеством должно осуществляться на всех стадиях жизненного цикла продукции, на всех уровнях управления в организации, с привлечением всего персонала;
– система качества создается на основе заранее разработанной модели;
– действия персонала в системе, его обязанности, ответственность и права строго документируются.
Стандарты МС ИСО серии 9000 давали рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий ( учитывалась специфика: банковское дело, больницы, гостиницы, рестораны и т.п.). Были выделены шесть факторов, являющихся определяющими при выборе соответствующей модели для продукции или услуги:
1) сложность процесса проектирования;
2) обоснованность проекта;
3) сложность производственного процесса;
4) характеристики продукции или услуги;
5) безопасность продукции или услуги;
6) экономический фактор.
Стандарты серии 9000 внесли огромный вклад в гармонизацию многочисленных требований к системам качества, упорядочив терминологию в области управления качеством, введя единое толкование понятий (ИСО 8402) и выделив основные направления деятельности предприятия по достижению необходимого качества (ИСО 9004). Все многообразие внешних обстоятельств удалось уложить всего в три модели, предусматривающие различную глубину охвата системы качества изготовителя при ее оценке:
1) МС ИСО 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;
2) МС ИСО 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;
3) МС ИСО 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
Европейский комитет по стандартизации после издания стандартов ИСО серии 9000 включил их в свой региональный фонд нормативных документов в качестве евростандартов, присвоив им обозначение EN 29000.
На основе МС ИСО серии 9000 сформирован современный взгляд на решение проблем качества; они адаптированы к четырем категориям продукции (технические средства, перерабатываемые материалы, программное обеспечение и услуги) и могут быть использованы в разных секторах экономики.