Принципы финансового права: характеристика принципов законности, гласности, федерализма, плановости

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с принципами, присущими всей деятельности Российского государства и закрепленными Конституцией РФ. Основными из них являются законность, гласность, федерализм, плановость.

1. Принцип законности выражается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Невыполнение предписанийзаконодательных и иных нормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов может повлечь за собой нестабильность в финансовых отношениях, необеспеченность финансовыми ресурсами разнообраз­ных утвержденных государственных программ в различных сферах общественной жизни и другие отрицательные последствия.

В настоящий период идет обновление финансового права приведение норм финансового законодательства в соответствие с положениями Конституции РФ и другими федеральными законами. Существенному изменению подлежит налоговое и бюджетное законодательство.

2. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности про­является в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

3. Принцип федерализма обусловлен особенностями государственного устройства(федеративного) и в финансовом праве проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерациинаходятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Процесс дальнейшего расширения прав субъектов Российской Федерации в финансовой деятельности не должен нарушать основные конституционные положения, закрепляющие правомочия Российской Федерации - центра в управлении финансами.

4. Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности озна­чает, что вся финансовая деятельность государства базируется на осно­ве системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок со­ставления, утверждения и исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Основными финансово-плановыми актами являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, Федерально­го и региональных фондов обязательного медицинского страхования. Финансово-плановым актом бюджетной организации является смета доходов и расходов.

 

6. Источники финансового права: понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие финансовые от­ношения. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

1. Акты федеральных органов, субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, которые в той или иной мере (частично) регулируют финансовые отношения, в том числе:

Акты федеральных органов, которые подразделяются на Законы Российской Фе­дерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

А.Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей террито­рии РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Б. Акты Федерального Собрания Российской Федерации:

· федеральные конституционные законы. Конституционный закон считает­ся принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При­нятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

· федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государствен­ной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федера­ции. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней под­лежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

· акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

· указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

· постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

· нормативные акты министерств и других центральных органов;

· приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов ис­полнительной власти.

Акты субъектов Российской Федерации подразделяются на Законы (конституции, уставы субъектов Федерации; законы субъектов Федерации) и подзаконные акты субъектов Российской Федерации (указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Фе­дерации; нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации).

Акты органов местного самоуправления- нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, облас­ти, горо-да, района, сельской местности в виде распоряжений и решений.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и между­народные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приме­няются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

3.Финансовое законодательство - совокупность нормативных актов, непосредственно содержащих нормы финансового пра­ва.

. Финансовое законодательство РФ составляют: Конституция РФ, , Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 года, Бюджетный и Налоговый кодексы, Законы РФ «О Счетной палате РФ» «Об аудиторс­кой деятельности в Российской Федерации», «О Цент­ральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятель­ности», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О бухгалтерском учете» и другие законы подзаконные нормативно-правовые акты.