Менеджмент

Понятие, эволюция и система менеджмента. Элементы системы менеджмента.

Расчет показателей эффективности производства

Понятие эффективности деятельности предприятия.

Оценка эффективности функционирования предприятия занимает ведущее место в списке приоритетных направлений анализа, проводимого на предприятии.

Эффективность (от латинского effrctivus) – дающий определенный результат, действенный.

Традиционно под эффективностью понимают отношение полученных за некоторый период времени результатов к затратам, совершенным для получения данного результата.

При этом выделяют:

- прямые показатели эффективности – отношение результата к затратам. Это показатели ресурсоотдачи, которые должны увеличиваться для увеличения эффективности работы предприятия (выработка, материалоотдача, фондоотдача, рентабельность).

- обратные показатели эффективности – отношение затрат к результату. Это показатели ресурсоемкости,для повышения эффективности работы предприятия они должны снижаться(Ме, Фе, Те).

Эффективность хозяйственной деятельности чаще всего измеряют через относительные показатели.

При этом следует учитывать, что экономический рост производства может достигаться как экстенсивным, так и интенсивным способами.

Для оценки экстенсивности развития применяют следующие количественные показатели использования ресурсов:

- численность работающих;

- объем израсходованных предметов труда;

- величина амортизации;

- объем основных средств и оборотных средств.

Для оценки интенсивности развития применяют следующие качественные показатели использования ресурсов:

- производительность труда;

- материалоотдача (материалоемкость);

- фондоотдача (фондоемкость);

- количество оборотов оборотных средств (или коэффициент оборачиваемости).

В качестве важного критерия экономической эффективности промышленного производства выделяют показатель затрат на рубль товарной продукции.

В процессе статистического анализа изучают динамику, выполнение плана по этому показателю, а также дают оценку влияние факторов на изменение его уровня.

Также важнейшим критерием эффективности деятельности предприятия являются показатели рентабельности.

См вопросы 14, 21, 23, 24, 26, 28.

 

 

 

-это управление организацией, действующей в условиях рыночных отношений, связанной с необходимостью самостоятельного принятия решений. Менеджмент- это управление самостоятельным видом деятельности.

-это совокупность научных знаний и практического опыта, в условиях рыночной экономики (хоз.расчета) ориентированная на прибыль, умение добиваться поставленной цели, используя знания, мотивы, опыт других людей.

-отрасль знания об организациях организованных структурах и управления или на достижение общей цели.

-адаптация фирмы к сложившейся ситуации.

 

2. Этапы развитияменеджмента ( у Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры»)

 

Этапы и время параметров Факторы успеха Требование к руководителю Характерные особен-ти и события
1. Вторая четверть Х1Хв. до 2-ой пол. Х1Хв. Меняется технология эффективного бизнеса. Для успеха- доступ к ресурсам и полезн.ископ-мым: лес, хлопок.   Меняются требования к профессиональному менеджеру и предп-лю. Менеджер становится организатором. История Рокфеллеров. «Гетти-1ый Российский предпр. На Урале в Донбассе, в Сибири.( показателен опыт первых российских предпринимателей)
11. 2-ая пол. 19в.до нач. ХХв. Увеличение полезности товара при сохранении стоимости затрат на его произ-во. Наличие рыночной идеи товара или услуги и материально технич. возмож-ти реализации этой идеи. Завершение эпохи колониальных захватов: ресурсы поделены. Рынок не сформирован, не насыщен. Поэтому наиболее успешны бизнесмены одиночки.
3. Начало ХХв.(1900) до 1930г. Рынок производитей стал уплотняться, возможность обеспечить максимальный выход товара при миним.издержках. Отлично знать технологию и орг-цию в соот-вии с нею произ-во. Центры власти в фирмах сконцентрировались в технических и технологических службах. Время менеджеров, технократов организаторов производства. Рынок поглощает производимое. И теория, и практика на этом этапе не сформировалась. Первые службы маркетинга стали появляться только после Первой мировой войны, но как службы, обеспечивающие преодоление затоваривания продукцией, либо как службы внешнеэкономической деятельности.    
4. с 1930г. до 1950 – н.1960г. Стало очевидным, что даже если у тебя отличная идея, достаточно средств и ты блестяще наладил производство, ты повалишься, если ты производишь то, что не будет пользоваться спросом, и не стимулируешь этот спрос. Правило: Не продавать то, что производится, а производить то, что будет продано. (про выпуск черного автомобиля, Г.Форда «Американцу абсолютно все равно, какого цвета автомобиль покупать- лишь бы он был черный»)   – маркетинговые службы- изучали спрос- программы деятельности- сбыт- стимулирование и т.д.   Менеджер -маркетолог. Изучать спрос, затраты на рекламу, стимулирование продаж, заинтересованность в лучших специалистах. Великий кризис, великая депрессия. Мировой бизнес столкнулся со ставшим плотным рынком. Появление теории маркетинга, маркетинговые службы, занимающиеся изучением спроса, предлагающие соответствующие программы деятельности, организующие власти фирмы. Маркетинг- одна из функций менеджмента, анализ, планирование, организация, финансовый контроль, требования к персоналу. Маркетинг начинается с изучения потребителя, его образа жизни, объема, интенсивности и способов потребления, т.е. конкретного содержания конкретной культуры. Команда единомышленников
5. 1960-конец 1960 до наших дней. -Предложение совершенно нового товара, на который не было спроса -традиционный товар, но суперкачества, которого не может сделать никто из конкурентов, либо традиционный товар традиционного качества, но с не имеющей аналогов послепродажной ответственностью (гарантия, иногда до 30 лет) или сопутствующими услугами. Распространение на некоммерческую структуру: образование, науку, культуру, искусство, политику. Не столько изучать спрос, сколько своими руками его создавать. Многое зависит от команды единомышленников. Личная заинтересованность пусть даже через конфликты, но добиваться реализации новейших идей с наивысшим качеством. Многое зависит от работы персонала и специалистов, их квалификации и мотивации, стимулирование, деятельность по разъяснению целей, задач деятельности фирмы, вовлечение работников в принятие решений, формирование общественного мнения и традиций СК характера, Радикальная смена вех в технологии развития менеджмента. Сверхплотный рынок как производства, так и потребителя. Колоссальные затраты на рекламу, стимулирование продаж, на новые разработки, привлечение лучших специалистов, их заинтересованность. С конца 1960 г. Концепция маркетинга распространяется и на некоммерческую сферу (образование, науку, культуру, искусство, политику). Меняется технология работы с персоналом (система стимулирования и поощрения). Нововведение Многообразие Сильная команда
6. Наше время Репутация фирмы, общественное мнение о фирме, ее руководстве в стране, за рубежом, в данной местности. Пушкин А.С. «И вот общественное мнение! Пружина чести, наш кумир!»   Менеджер, финансист, общ.деятель, организатор, как публичный человек, должен быть готовым к публичному широкому диалогу с обществом. На первом плане- стратегия продвижения. Распространения получило спонсорство, благотворительность, патронаж. Современный рынок глобализируется, начинается тотальная конкуренция. Приобретает черты и формы технологии СКД. Пиар, менеджмент. Проблемы экологии, дефицита сырья, квалифицированных кадров, защиты прав потребителей и персонала. Формирование общности интересов с партнерами, госструктурами, СМИ, общ.организациями.