Расчет показателей рентабельности

Статистические показатели финансовых результатов деятельности предприятия. Схема формирования и использования прибыли.

 

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Прибыль является обобщающим показателем деятельности предприятия и как экономическая категория свидетельствует о превышении доходов над расходами.

Прибыль– это конечный положительный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия, определяемый как разность между совокупными доходами (после уплаты налогов и отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и совокупными расходами отчетного периода.

Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны, она зависит от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном использовании ресурсов, а с другой – она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета.

Основные источники информации: «Отчет о прибылях и убытках» (ф. №2), «Отчет о движении капитала» (ф.№3), «Приложение к балансу» (ф.№5), а также соответствующие разделы бизнес – плана предприятия.

Главная цель анализа финансовых результатов предприятия – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия.

При этом необходимо решать следующие задачи:

1. На основе изучения взаимосвязи между показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

2. Провести оценку влияния как внешних, так и внутренних факторов на изменения показателей прибыли.

3. Прогнозировать возможные финансовые результаты, экономическую рентабельность исходя из реальных условий хозяйственной деятельности.

4. Разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

При этом используется система конкретных показателей прибыли, основным из которых является Прибыль отчетного периода – сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (расходов) от деятельности, не связанной с производством и реализацией продукции.

Она включает:

- прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

- прибыль от операционных доходов и расходов – это прибыль от операций, связанных с реализацией основных средств, товарно-материальных ценностей и прочих операций с имуществом, поступления от финансовых операций;

- прибыль от внереализационных доходов и расходов – включает прибыль, непосредственно не связанную с производством продукции и ее реализацией: доходы по ценным бумагам, от сдачи имущества в аренду, от долевого участия в совместных предприятиях, поступление долгов, дебиторской задолженности.

П = Пр + Поп + Пвн

2. Налогооблагаемая прибыль – разность между прибылью отчетного периода и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход, а также суммой льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.

3. Нераспределенная прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

Процесс формирования прибыли промышленного предприятия целесообразно представить в виде схемы.

 
 

 

 


Рисунок – Схема формирования и использования прибыли предприятия

 

Чистая прибыль предприятия используется для формирования:

o фонда накопления – создаётся для финансирования производственного развития предприятия: на финансирование капитальных вложений, расширение и реконструкцию предприятия, на пополнение собственных оборотных средств и др.;

o фонда потребления, который является источником средств для осуществления мероприятий по социальному обеспечению;

o резервного фонда, предназначенного для финансирования непредвиденных затрат, связанных с риском хозяйственной деятельности.

 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг, поэтому прибыль от реализации является объектом особого внимания на любом предприятии. Проведение факторного анализа прибыли от реализации позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и выработать управленческие решения по более эффективному использованию производственных факторов.

Прибыль от реализации продукции целесообразно рассчитывать методом прямого счета по каждому виду продукции с последующим суммированием результатов в целом по предприятию.

Факторная модель анализа прибыли от реализации отдельных видов изделий имеет вид:

где q – количество единиц произведенной продукции, p – цена каждого вида изделия, z – себестоимость единицы каждого вида изделия.

Для оценки влияния факторов применяет метод ценных подстановок. Он основан на постепенной замене базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного на его фактическую величину, для чего рассчитывают ряд условных величин результативного показателя. Сравнение этих величин до и после изменения уровня каждого фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов кроме одного и определять его воздействие на прирост результативного показателя.

В данной модели способ применяется следующим образом

; ; ;

Далее сравниваем рассчитанные величины.

Общее изменение прибыли от реализации продукции:

в том числе за счет изменения следующих факторов:

- объема продукции:

- цены единицы продукции:

- себестоимости единицы продукции:

Совокупное влияние всех факторов:

По результатам факторного анализа определяют качество прибыли.

Качество прибыли от основной деятельности признается высоким, если ее увеличение обусловлено ростом объема продаж и снижением себестоимости продукции.

Низкое качество прибыли характеризуется ростом цен на продукцию без увеличения физического объема продаж и снижения затрат на рубль продукции.

 

 

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Абсолютная сумма прибыли не позволит судить о степени доходности осуществляемой деятельности.

Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы деятельности, разные затраты. Поэтому для определения эффективности деятельности предприятия необходимо использ. относительный показатель – уровень рентабельности.

Рентабельность – показатель эффективности деятельности организации, выражающий относительную величину прибыли и характеризующий уровень отдачи средств, используемых в его деятельности.

Рассчитанная с помощью системы показателей, она позволяет рассматривать доходность организации с различных позиций и в соответствии с интересами участников рыночных процессов, а также выступает важнейшей характеристикой факторной среды формирования прибыли организации.

Т.о., показатели рентабельности отражают, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.

Они могут быть объединены в следующие группы:

1. Показатели, базирующиеся на затратном подходе. Их уровень определяется соотношением прибыли с затратами.

Для РБ важнейшим в этой группе является показатель рентабельности продукции(затрат) – показывает сколько прибыли от реализации (Пр) приходится на единицу затрат на производство и сбыт продукции (СР):

2. Показатели, характеризующие эффективность системы продаж, которые определяются соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции.

Для РБ важнейшим в этой группе является показатель рентабельности продаж (оборота) – показывает удельный вес прибыли от реализации в выручке от реализации:

3. Показатели, в основе которых лежит ресурсный подход. Их уровень определяют отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала.

Для РБ важнейшим в этой группе является показатель рентабельность активов (капитала, предприятия) – исчисляется отношением прибыли отчетного периода (чистой прибыли) к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (стоимости активов предприятия) или отдельных его частей, таких как собственный капитал, заемный, основной, оборотный и пр.

Аналогично рассчитывается рентабельность активов по чистой прибыли.

В процессе анализа следует изучить динамику данных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню, провести межхозяйственные сравнения с предприятиями – конкурентами, после чего определить факторы, формирующие их уровень.