Необходимость и содержание системного подхода к управлению качеством

Тема № 3. Подходы к управлению качеством

Система (от греч. systеma — целое, составленное из частей; соединение) трактуется философией как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Понятие «система» обладает определенной двойственностью. Обозначая определенное реально существующее явление система трактуется как конкретно-предметное понятие. Как метод изучения и представления оно используется в качестве методологического понятия, как комплекс подходов, принципов и методов выделения, оценки и исследования явлений.

Основными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий,связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом. Системе присуще свойство развиваться, адаптироватьсяк новым условиям путем создания новых связей, элементов со своими локальными целями и средствами их достижения.

Необходимость применения системного подхода применительно к области управления качеством была осознана к середине 1960-х гг., когда все явственнее стало ощущаться, что усиление контроля не могло дать ответа на вопросы о том, как учитывать мнение возможных потребителей, характер их запросов; какие требования к качеству предъявляются техническим и социальным прогрессом; что должны делать для улучшения качества и своевременного обновления продукции подразделения предприятий.

Системный подход к управлению базируетсяна совокупности принципов, которые отражают его содержание и особенности: целостности, совместимости элементов целого, функционально-структурного строения целого, развития, мобилизации функций, полифункциональности, интерактивности, вероятностных оценок, вариантности. Системный подход служит способом специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания, конструирования и т.д.) объектов.

Рис. 3.1…………………………………………………………………………


рис. 3.1 Взаимосвязь терминов в области системного подхода к управлению качеством

 


 

К середине 1960-х гг. создавался научный задел по теории надежности, статистическим методам и другим проблемам качества. Работы по качеству в совокупности стали преобразовываться в специфическую функцию организации и управления производством, что привело к развитию и внедрению на промышленных предприятиях систем качества.

Содержание системного подхода к управлению качеством заключается в определении взаимосвязанных процессов и управлении ими как системой для достижения ее целей в области качества, направленных на повышение результативности и эффективности деятельности организации.

В МС ИСО (от греческого слова isos, что означает "равный" или, что неверно т.к. не аббревиатура – International Organization for Standardization) серии 9000: 2000 базовой категорией служит менеджмент качества, система управления качеством в данных стандартах именуется системой менеджмента качества и определяется как система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Для того чтобы удовлетворить постоянно повышающиеся требования потребителей, система менеджмента качества в организации должна создаваться и функционировать на основе научно обоснованных принципов, к которым относятся следующие:

· целенаправленность, реализуемая формированием и функционированием соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;

· делимость, реализуемая делением системы на подсистемы, процессы, элементы;

· иерархичность, реализуемая формированием многоуровневой структуры системы с учетом делегирования полномочий на соответствующий уровень управления;

· комплексность, реализуемая взаимной увязкой всех подсистем, элементов, стадий жизненного цикла объектов управления, иерархических уровней и всего комплекса организационных, экономических, социальных, научно-технических, производственных и других мероприятий, используемых в системе управления качеством;

· установление приоритетности одних целей по отношению к другим или реализация взаимосвязанных процессов их достижения;

· замкнутость управленческого цикла, реализуемая выполнением в системе полного общефункционального цикла, включая прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и контроль.

Таким образом, системы управления качеством должны характеризоваться (рис. 3.2):

· четко сформулированной целью (политика и стратегия в области качества, планы по качеству);

· определенным составом, структурой специализированных управленческих органов (субъекты управления);

· точно очерченным контуром влияния системы на качество продукции, процессов, персонала, организацию в целом (объект управления);

· наличием прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления в системе.

Рис. 3.2. Общая модель системы менеджмента качества