ЛЕКЦИЯ 9. Инновационный менеджмент

 

1. Изменения как элемент организационного развития

2. Обусловленность и необходимость изменений. Реорганизация фирмы

 

ВОПРОС 1.Изменения как элемент организационного развития

Принципиальной особенностью концепций современного менеджмента заключается в ориентации инноваций и инновационной деятельности на проблемы рынка — трансформацию потребительского спроса, динамику рыночной конъюнктуры, изменения конкурентных соотношений, а также развитие внешней среды и ее научно-исследовательских, технологических и научно-технических составляющих.

Инновационный менеджмент - самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на достижение инновационных целей, адаптивных к условиям рынка, объему и структуре ресурсного потенциала.
Базовыми категориями инновационного менеджмента:

1. «инновация»,
2. «инновационная деятельность»,
3. «нововведе­ния».

Под Инновациями (в широком понимании ) понимается многогранный целенаправленный процесс, призванный повысить эффективность функционирования какой-либо сферы человеческой деятельности, в которой используется то или иное новшество.
В уточненной трактовке инновация — это использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование производственных процессов, экономических, правовых и социальных отношений во всех сферах общественной деятель­ности.

Составляющие понятия «инновационная деятельность»:
1. наличие новой идеи,
2. процесс реализации новой идеи.
Инновационная деятельность может охватывать любые сферы человеческой деятельности и разные ее уровни от локального до глобального. Насколько разнообразна человеческая деятельность, настолько различными могут быть и инновации.

Активизация инновационной деятельности в различных странах непосредственно связана с:
1.
потребностями практики реализации результатов развития науки и техники,
2. пониманием неразрывной зависимости экономического роста от научно-технического прогресса.
Элементы НТП:
1. открытие (наука),
2. изобретение (техника)
3. нововведение – это средство, обеспечивающее преодоление слабых звеньев в системе «наука — производство» с целью формирования новых поколений техники и замены устаревшей.

Трактовки понятия «нововведение»:
1. это идея, деятельность или материальный объект, являющиеся новыми для принимающих или использующих их работников, коллективов или организаций;
2. это весь процесс возникновения разработки, реализации, адаптации и использования какого-либо новшества;
3. это два параллельно развивающихся процесса,
т. е. как комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, и как процесс, призванный учесть изменения в среде, сопряженной с той, в которой это новшество реализуется.

Аспекты понятия инновационного менеджмента:
1. как наука и искусство управления инновациями,
2. как вид деятельности
3. процесс формирования и принятия управленческих решений, как аппарат управления инновациями
1. как наука и искусство управления инновациями базируется на теоретических положениях общего менеджмента и новейших научных разработках, учитывающих специфику рыночных отношений. Значительный вклад в его развитие внесли разработки в области маркетинг-менеджмента, управления НТП, развития науки и техники, управления научными исследованиями и изобретательством.

2. как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений, охватывает совокупность последовательных процедур, составляющую алгоритм управления инновациями.

3. как аппарата управления инновациями имеет институциональное значение и включает в себя:
- систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;
- институт менеджеров-руководителей различных уровней, наделенные различными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающими определенной ответственностью за результаты функционирования инновационного предприятия

Методологический подход к построению систем инновационного менеджмента:
1. факторный подход;
2. системный подход;
3. ситуационный подход;
4. функциональная концепция;
5. рыночно-ориентированный (маркетинговый) подход
1. Факторный подход рассматривает разви-тие инновационной сферы как важнейшего фактора роста, качественного совершенство-вания и эффективного использования социаль-но-экономического развития страны

Реализация этого подхода в экономике России часто сопровождалась внедрением экстенсивных методов развития (количественное расширение научно- исследовательской и научно-технической базы).
При разработке оценочных критериев инновационного потенциала (кадрового обеспечения материально-технической базы, информационных фондов и т.д) применялись статистические факторные модели, построенные на основе корреляционных и регрессионных зависимостей; нормативные методы планирования и организации.

Организационные меры, стимулирующие инновации:
- развитие предпринимательства, ориентирован-ного на инициативу и хозяйственную самостоя- тельность;
- создание инвестиционных резервов, которые могут быть привлечены в наукоемкие отрасли, и благоприятного инвестиционного климата;
- использование механизмов государственного регулирования в приоритетных областях иннова- ционной сферы;
- развитие организационных структур (венчурных фондов), поддерживающих инновации;
- формирование организационной культуры инно- вационного типа и другие.

2. Направления системного подхода в инновационной деятельности:
1. Создание инновационных систем, сформированных по территориальным и отраслевым признакам, — общегосударственной, (меж)региональных, (меж)отраслевых.
2. Предприятие как относительно самостоятельная инновационная система, имеющая собственные цели развития и подверженную влиянию эндогенных и экзогенных факторов. Такая система ориентирована на постоянство инновационного процесса, соответствующего требованиям синергии.

Критерии достижения синергетического эффекта:
- единая материально-техническая база инновационных разработок;
- совокупный кадровый потенциал;
- фундаментальный инновационный задел;
- организационная культура, общей для всех подразделений предприятия;
- единый имидж предприятия, как представителя инновационной бизнес-среды и т.д.

4. Ситуационный подход в управлении инновациями нацеливает менеджеров на изучение конкретных инновационных ситуаций.

При этом под ситуацией понимается наличие совокупности факторов, влияющих на функционирование инновационных процессов, протекающих в рамках предприятия, или конкретных инновационных проектов.

Ситуационный подход в инновационном менеджменте предполагает:
- необходимость анализа внешних и внутренних факторов, детерминирующих эффективность инновационной деятельности;
- использование метода мониторинга, формирующего информационную базу, достаточную для такого анализа;
- систематизацию возможных вариантов инновационного поведения;
- сравнение вариантов и выбор наиболее рациональных управленческих решений в сложившихся ситуациях.

5. Функциональная концепция рассматривает инновационный менеджмент как совокупность управленческих функций и процессов принятия управленческих решений.
Функция управления инновациями - обособленное направление управленческой деятельности, позволяющие осуществлять определенные воздействия на инновационный процесс.
Базисной категорией функциональной концепции является тезис о необходимости рационального разделения труда в управлении инновациями, специализации управленческих решений.

Характерная черта функциональной концепции - строгое регламентирование процедурных аспектов управления инновациями на основе специальных положений об отделах и службах, должностных инструкций, распределения обязанностей и полномочий.
При реализации функциональной концепции активно используется метод экономико-математического моделирования процессов принятия решений.

Характерная черта функциональной концепции - строгое регламентирование процедурных аспектов управления инновациями на основе специальных положений об отделах и службах, должностных инструкций, распределения обязанностей и полномочий.
При реализации функциональной концепции активно используется метод экономико-математического моделирования процессов принятия решений.

 

ВОПРОС 2.Обусловленность и необходимость изменений. Реорганизация фирмы

Инновационная политика – совокупность управленческих методов, обеспечивающих эффективное внедрение различных нововведений и создание условий, стимулирующих инновации во всех областях производственно-рыночной деятельности.

Этапы осуществления инновационной политики предприятий:
1. Поиск инновационных идей

При организации поиска инновационных идей применяется методический инструментарий, в рамках которого формируется портфель требований потребителей, а затем — портфель идей. При этом следует иметь в виду, что большинство (около 80%) идей формируется на основе изучения мнений потребителей.

2. Оценка идей и выбор наиболее рациональной идеи

«Чем большее число рассматриваемых вариантов идей, тем обоснованнее результат выбора»

В качестве оценочного критерия следует использовать показатель социально- экономической эффективности, который может видоизменяться под воздействием факторов маркетинговой среды (условий конкуренции, состояния и перспектив развития спроса, характера бизнес-стратегии управления и маркетинга).

Итог этапа - разработка программы развития новой продукции ( цель, ресурсы и конкретные мероприятия по проектированию, организации производства и продвижения инновации).

3. Инновационное проектирование

Проектирование процесса производства новой продукции и способов ее реализации, которое учитывает ресурсные ограничения, заложенные в программе развития инновации, и формирует конкретные решения, взаимоувязывающие спрос и ресурсный потенциал производителя.
4. Изготовление образцов новой продукции
5. Проведение лабораторных и рыночных испытаний новой продукции

6. Подготовка рынка к внедрению новой продукции

Предварительная подготовка рынка, которая заключается в информировании потребителей о намерениях производителей по внедрению инновационного продукта и его основных характеристиках (сфера услуг, где осуществляется непосредственный контакт между производителями и потребителями).
7. Организация производства новой продукции

Организация производства новой продукции и подготовка рынка могут осуществляться параллельно. Такие действия целесообразны, в частности, в тех случаях, когда решение организационных задач требует длительного времени, а соответствие внедряемой продукции структуре и характеру потребительского спроса считается доказанным.
8. Массовое производство и внедрение новой продукции на рынок

Функции службы инновационного менеджмента :

• наблюдение за точным исполнением мероприятий инноваци­онной программы и соблюдением сроков;

• оценка соответствия параметров инновационного продукта и ре­
альных характеристик спроса;

• внесение (при необходимости) корректировок в параметры про­
дукта;

• анализ рекламаций со стороны потребителей;

• мониторинг жизненного цикла инновационного продукта;

• контроль результатов реализации и контроллинга, целью которого является оценка рыночных позиций инноваций в различные периоды времени, их сопоставление с изменениями в производственно рыночной ситуации и формирование новых стратегических перспектив.

9. Управление производством и реализацией новой продукции

Инновационная политика предприятий базируется на принципе перманентности инноваций.

Под перманентностью понимается сочетание трех свойств:

преемственности, т.е. такого развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы;

непрерывности, подразумевающей отсутствие достаточно длительных временных интервалов, в течение которых инновационные
разработки не проводятся, что может привести к нарушениям научно-
технологического цикла;

последовательности, означающей наличие совокупности этапов,
подчиненных единой цели и следующих один за другим.