История СКД
ВЕДУЩИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Сацыякультурныя інстытуты як суб’екты СКД
Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей
.
Субъект – это лицо, группа лиц, учреждения, осуществляющие организацию досуга различных групп населения.
Социальный культурный институт.Согласно Малиновскому, большая часть человеческой деятельности выполняется организованными группами людей, согласно закрепленным моральным и правовым нормам, с использованием определенной организационной структуры, что получило название института. Социокультурный институт определяется, как фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей, для регуляции всех культурных процессов чернез социокультурную деятельность
1. Социальные институты духовного производства:
- научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.);
- учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);
творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.
2. Образовательно-воспитательные учреждения:
- учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.);
- дошкольные учреждения;
- учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).
3. Научно-просветительные учреждения:
- музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;
- библиотеки, читальные залы;
- лектории, планетарии, зоопарки и т.д.
4. Культуроохранительные институты:
- заповедники, центры экологической культуры;
- архивы;
- реставрационные мастерские и т.д.
5. Средства распространения культуры:
- средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.);
- книгоиздательства, книжные магазины;
- информационно-компьютерные центры и т.д.
6. Культурно-досуговые учреждения:
- клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; - концертные учреждения, дома торжеств и т.д.
7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:
дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр. - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр. - дома творческих работников (писателей, художников, - композиторов, актеров и т.д.)
8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:
- санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;
- лагеря отдыха, базы досуга;
- стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.
9. Туристско-экскурсионные учреждения:
- гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;
- туристские поезда, туристские пароходы и т.п.
10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:
- мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;
- рестораны, кафе;
- сауны; - бильярдные и иные центры игрового досуга.
11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства:
- массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д.- воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр;- пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п. - реклама.
Надо сказать, что любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ СКД ( по Ярошенко Н.Н. )
ПериодI. Фольклорный досуг(до X в.)
ПериодII. Религиозно-фольклорный досуг(X-XVII вв.)
ПериодIII. Светско-религиозный досуг(XVII в. - вторая половина XIX в.)
ПериодIV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа(вторая половина XIX - начало XX вв.)
ПериодV. Политико-просветительная работа(1920-1945 гг.)
ПериодVI. Культурно-просветительная работа(1945-1985 гг.)
ПериодVII. Культурно-досуговая деятельность(1985 г. - 90-е годы)
ПериодVIII. Социально-культурная деятельность(с 90-х годов)
http://yaro-nik.narod.ru/istoriya/Istoriya4/
Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности
Период | Особенности периода | Задачи | Формы СКД | Социокультурные институты | Дополнения | ||||
До 10 в. Фольклорный досуг | · Язычество (анимизм, тотемизм, фетишизм) · Связь с белорусским народным календарем Праздники весеннего равноденствия (Зимние: Каляды Весенние: Ярило Летние: Купалье Осенние: Богач) Праздники солнцестояния проходили за пределами житейского бытового круга. Связаны со всей природой вокруг села. | -передача культурного опыта; -обучение (изготовление орудий труда); -воспитание (привитие культурных навыков). Наследование видов занятий своих родителей. Дома молодежи – подготовка к посвящениям (инициации) в последующую возрастную группу. | В основе лежит природная культура, обрядовые действия на праздники (например, Купалье) Появляются скоморохи (народные актеры – 1068 г.) Творчество, связанное с язычеством. Обычаи и обряды, ритуалы, заговоры и гадания, заклинания. Обрядовый (семейный фольклор, календарный фольклор, окказиональный (заговоры, заклички, считалки) и необрядовый (фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций) фольклор | Поздний матриархат – дома молодежи. Семья, община. | Характеристика скоморохов: юморность. Виды: кочевые и оседлые. | ||||
Религиозно-фольклорный досуг(X-XVII вв.) | · Беларусь в составе Киевской Руси, ВКЛ, РП · Принятие христианство, появление выходного дня, книгопечатание, появление библиотек. · Дифференциация досуга по социальным группам населения · Использование алкогольных напитков в общественных трапезах · Появление скоморохов-дударей, скрипачей, цимбалистов, гуслярей, кукольников, вожаков медведей, бахарей (рассказчиков сказок и басен), затейников (гимнасты, жонглеры, иллюзионисты). · Приравнивание скоморохов к ремесленникам и обложение их налогом (16 век, Виленский сейм 1565 – 1566 гг.) Появление должности маршала двора. Распределение обязанностей при дворе (комнатные дворяне – развлечение хозяйских гостей, знали этикет) Появление зоопарков (огороженные части леса) – конец 17 века. Театрализованные звериные ловы | Трансляция церковных традиций, трансляция идей христианской религии, освоение церковного календаря | · Магнаты и шляхта Занятия: - охота, балы, приемы, семейные праздники, танцы · Горожане Занятия: -развитие скоморохов -кирмашовые праздники · Селяне -продолжение традиций белорусского народного календаря -волочобники Скоморошьи показы Свадьбы Пиры Семейные торжества Игрища Ярмарки Календарно-земледельческие праздники Хождение в гост к соседям, друзьям и родным, приглашение на каляции (обед, угощение) Складчины Игры в кости и карты · Знать-голытьба участвовала в сеймиках – съездах всех мужчин шляхетского происхождения данной земли · Охота · Богослужение, праздничные монашеские трапезы, крестный ход, резурекция · Приемы, армейские парады, военизированные игры | Церковь, Вече, Сейм, библиотека, монастырь | · Досуг регулировался церковью; · Традиции Запада влияют на культуру (Беларусь в составе ВКЛ и РП) -полонизация · Досуг был остановлен влиянием крепостного права | ||||
Светско-религиозный досуг 17 – перв. половина 19 века | 1. Рост городов, развитие и специализация производства, развитие товарно-денежных отношений, возникновение классов, профессиональных групп, социально-экономическая дифференциация общества 2. Беларусь в составе РП 3. Беларусь в составе РИ 4. Возникновение новой социально-культурной среды и нового вида организации пространства 5. Аккумуляция культурного опыта поколений, обеспечение трансмиссии (перемещения в пространстве и времени жизнедеятельных культурных стандартов) | 1.–Появление частных театров (Радзивиллы – Несвиж (Уршуля Радзивилл); Огинские – «ядзіба музаў», Слоним -Батлейка -Церковные праздники -Школьный театр 2.Продолжают развиваться кирмаши и кирмашовые праздники -Ярмарки -Реализовать потребность в поддержании родственных связей, установления и поддержки социальных связей между соседскими общинами -Торговля, товарообмен, налаживание экономических связей, компенсация недостаточной развитости стационарной торговли -Оформление местного культа чудотворных икон | Фестивали, ярмарки, гуляния, балаганы, представления странствующих артистов, сословные и корпоративные формы отдыха ( пиры, концерты, общественные формы праздничного быта), храмовые праздники, дужанки (силовые виды братания), цеховые праздники | Карнавальные шествия, ремесленные праздники, выступления странствующих артистов. Появление театра | - доступно только высшему сословию - в связи с движением реформации и контрреформации возникли школьные театры и иезуитские коллегиумы | ||||
Внешкольное образование и культурно-просветительная работа(вторая половина XIX - начало XX вв.) | · РИ – БССР · Политика русификации – вытеснение белорусской народной культуры | · Появление элитных клубов и салонов для аристократии · На селе: -продолжают развиваться кирмаши и кирмашовые праздники - Ярмарки -народные промыслы (ткачество, и т. д. ) · Появление клубов по интересам | · Влияние западной культуры на досуг · Укоренение народной культуры – переход традиций фольклорного досуга от поколения к поколению | ||||||
20 век | |||||||||
1. Политико-просветительная работа(1920-1945 гг.) 920 – 1941 гг. | · БССР (политика СССР) | · Политико-просветительские (тотальный контроль государства) · Развитие клубов (деятельность агитбригад) · Создание кружков, партий | Культура служит политике | ||||||
Культурно-просветительная работа(1945-1985 гг.) 1941 – 1945 | Беларусь в ВОВ | · Клубы военного комиссариата · Агитбригады | Культура направлена на сохранение духа бойцов | ||||||
Культурно-просветительная работа(1945-1985 гг.) 1945 – 1985 | · Партийность · Народность · Хрущевская оттепель | · Дом профсоюзов и других учреждений · Активное развитие любительских коллективов · Появление новых специальностей и заведений по подготовке кадров для работы в культурной сфере (Университет культуры и искусств) | · Культура вместе с гос политикой и в соответствии с Законом и Конституцией · Закон «О культуре РБ», 2004 г. | ||||||
Культурно-досуговая деятельность(1985 г. - 90-е годы | Перестройка | Появление новых специальностей и заведений по подготовке кадров для работы в культурной сфере (Университет культуры и искусств) | |||||||
ПериодVIII. Социально-культурная деятельность(с 90-х годов) | |||||||||
Фольклор(англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах
Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган - Комитет по делам культурно-просветительных учреждений - и соответствующие органы на местах. Произошел отказ государства от полной идеологизации сферы. Старое название «политико-просветительная работа» не соответствовало послевоенному положению страны в мире как страны-освободительницы, лидера лагеря социализма. Поэтому в области культуры нужны были более привлекательные, гуманные цели. В этих условиях термин «культурно-просветительная работа» был более предпочтительным. Также надо отметить, что на данном этапе наряду с политическим и производственным просвещением, коммунистическим воспитанием государством выдвигалась задача усиления культурного обслуживания населения. В конце 50-х годов значительно возросло стремление населения к культуре, что нашло отражение в изменении содержания и формах работы культурно-просветительных учреждений. На смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии.