История СКД

ВЕДУЩИЕ ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Сацыякультурныя інстытуты як суб’екты СКД

Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей

.

Субъект – это лицо, группа лиц, учреждения, осуществляющие организацию досуга различных групп населения.

Социальный культурный институт.Согласно Малиновскому, большая часть человеческой деятельности выполняется организованными группами людей, согласно закрепленным моральным и правовым нормам, с использованием определенной организационной структуры, что получило название института. Социокультурный институт определяется, как фиксированная часть социальной организации общества, предназначенная для упорядочения совместной жизни и деятельности людей, для регуляции всех культурных процессов чернез социокультурную деятельность

1. Социальные институты духовного производства:

- научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.);

- учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);

творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

 

2. Образовательно-воспитательные учреждения:

- учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

- дошкольные учреждения;

- учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).

 

3. Научно-просветительные учреждения:

- музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;

- библиотеки, читальные залы;

- лектории, планетарии, зоопарки и т.д.

 

4. Культуроохранительные институты:

- заповедники, центры экологической культуры;

- архивы;

- реставрационные мастерские и т.д.

 

5. Средства распространения культуры:

- средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.);

- книгоиздательства, книжные магазины;

- информационно-компьютерные центры и т.д.

 

6. Культурно-досуговые учреждения:

- клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; - концертные учреждения, дома торжеств и т.д.

 

7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции и пр. - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения и пр. - дома творческих работников (писателей, художников, - композиторов, актеров и т.д.)

 

8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

- санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;

- лагеря отдыха, базы досуга;

- стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.

 

9. Туристско-экскурсионные учреждения:

- гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы;

- туристские поезда, туристские пароходы и т.п.

 

10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

- мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;

- рестораны, кафе;

- сауны; - бильярдные и иные центры игрового досуга.

 

11. Специфические каналы влияния на культуру семьи и детства:

- массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д.- воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр;- пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п. - реклама.

Надо сказать, что любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон – внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

 

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СКД ( по Ярошенко Н.Н. )

ПериодI. Фольклорный досуг(до X в.)

ПериодII. Религиозно-фольклорный досуг(X-XVII вв.)

ПериодIII. Светско-религиозный досуг(XVII в. - вторая половина XIX в.)

ПериодIV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа(вторая половина XIX - начало XX вв.)

ПериодV. Политико-просветительная работа(1920-1945 гг.)

ПериодVI. Культурно-просветительная работа(1945-1985 гг.)

ПериодVII. Культурно-досуговая деятельность(1985 г. - 90-е годы)

ПериодVIII. Социально-культурная деятельность(с 90-х годов)

http://yaro-nik.narod.ru/istoriya/Istoriya4/

Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы теории социально-культурной деятельности

 

Период Особенности периода Задачи Формы СКД Социокультурные институты Дополнения
До 10 в. Фольклорный досуг · Язычество (анимизм, тотемизм, фетишизм) · Связь с белорусским народным календарем Праздники весеннего равноденствия (Зимние: Каляды Весенние: Ярило Летние: Купалье Осенние: Богач) Праздники солнцестояния проходили за пределами житейского бытового круга. Связаны со всей природой вокруг села.   -передача культурного опыта; -обучение (изготовление орудий труда); -воспитание (привитие культурных навыков). Наследование видов занятий своих родителей. Дома молодежи – подготовка к посвящениям (инициации) в последующую возрастную группу. В основе лежит природная культура, обрядовые действия на праздники (например, Купалье) Появляются скоморохи (народные актеры – 1068 г.) Творчество, связанное с язычеством. Обычаи и обряды, ритуалы, заговоры и гадания, заклинания. Обрядовый (семейный фольклор, календарный фольклор, окказиональный (заговоры, заклички, считалки) и необрядовый (фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций) фольклор Поздний матриархат – дома молодежи. Семья, община. Характеристика скоморохов: юморность. Виды: кочевые и оседлые.  
Религиозно-фольклорный досуг(X-XVII вв.) · Беларусь в составе Киевской Руси, ВКЛ, РП · Принятие христианство, появление выходного дня, книгопечатание, появление библиотек. · Дифференциация досуга по социальным группам населения · Использование алкогольных напитков в общественных трапезах · Появление скоморохов-дударей, скрипачей, цимбалистов, гуслярей, кукольников, вожаков медведей, бахарей (рассказчиков сказок и басен), затейников (гимнасты, жонглеры, иллюзионисты). · Приравнивание скоморохов к ремесленникам и обложение их налогом (16 век, Виленский сейм 1565 – 1566 гг.) Появление должности маршала двора. Распределение обязанностей при дворе (комнатные дворяне – развлечение хозяйских гостей, знали этикет) Появление зоопарков (огороженные части леса) – конец 17 века. Театрализованные звериные ловы Трансляция церковных традиций, трансляция идей христианской религии, освоение церковного календаря · Магнаты и шляхта Занятия: - охота, балы, приемы, семейные праздники, танцы · Горожане Занятия: -развитие скоморохов -кирмашовые праздники · Селяне -продолжение традиций белорусского народного календаря -волочобники Скоморошьи показы Свадьбы Пиры Семейные торжества Игрища Ярмарки Календарно-земледельческие праздники Хождение в гост к соседям, друзьям и родным, приглашение на каляции (обед, угощение) Складчины Игры в кости и карты · Знать-голытьба участвовала в сеймиках – съездах всех мужчин шляхетского происхождения данной земли · Охота · Богослужение, праздничные монашеские трапезы, крестный ход, резурекция · Приемы, армейские парады, военизированные игры   Церковь, Вече, Сейм, библиотека, монастырь · Досуг регулировался церковью; · Традиции Запада влияют на культуру (Беларусь в составе ВКЛ и РП) -полонизация · Досуг был остановлен влиянием крепостного права
Светско-религиозный досуг 17 – перв. половина 19 века 1. Рост городов, развитие и специализация производства, развитие товарно-денежных отношений, возникновение классов, профессиональных групп, социально-экономическая дифференциация общества 2. Беларусь в составе РП 3. Беларусь в составе РИ 4. Возникновение новой социально-культурной среды и нового вида организации пространства 5. Аккумуляция культурного опыта поколений, обеспечение трансмиссии (перемещения в пространстве и времени жизнедеятельных культурных стандартов) 1.–Появление частных театров (Радзивиллы – Несвиж (Уршуля Радзивилл); Огинские – «ядзіба музаў», Слоним -Батлейка -Церковные праздники -Школьный театр 2.Продолжают развиваться кирмаши и кирмашовые праздники -Ярмарки -Реализовать потребность в поддержании родственных связей, установления и поддержки социальных связей между соседскими общинами -Торговля, товарообмен, налаживание экономических связей, компенсация недостаточной развитости стационарной торговли -Оформление местного культа чудотворных икон Фестивали, ярмарки, гуляния, балаганы, представления странствующих артистов, сословные и корпоративные формы отдыха ( пиры, концерты, общественные формы праздничного быта), храмовые праздники, дужанки (силовые виды братания), цеховые праздники Карнавальные шествия, ремесленные праздники, выступления странствующих артистов. Появление театра   - доступно только высшему сословию - в связи с движением реформации и контрреформации возникли школьные театры и иезуитские коллегиумы
Внешкольное образование и культурно-просветительная работа(вторая половина XIX - начало XX вв.) · РИ – БССР · Политика русификации – вытеснение белорусской народной культуры   · Появление элитных клубов и салонов для аристократии · На селе: -продолжают развиваться кирмаши и кирмашовые праздники - Ярмарки -народные промыслы (ткачество, и т. д. ) · Появление клубов по интересам     · Влияние западной культуры на досуг · Укоренение народной культуры – переход традиций фольклорного досуга от поколения к поколению
20 век
1. Политико-просветительная работа(1920-1945 гг.) 920 – 1941 гг. · БССР (политика СССР)   · Политико-просветительские (тотальный контроль государства) · Развитие клубов (деятельность агитбригад) · Создание кружков, партий   Культура служит политике
Культурно-просветительная работа(1945-1985 гг.) 1941 – 1945 Беларусь в ВОВ   · Клубы военного комиссариата · Агитбригады   Культура направлена на сохранение духа бойцов
Культурно-просветительная работа(1945-1985 гг.) 1945 – 1985 · Партийность · Народность · Хрущевская оттепель     · Дом профсоюзов и других учреждений · Активное развитие любительских коллективов · Появление новых специальностей и заведений по подготовке кадров для работы в культурной сфере (Университет культуры и искусств)   · Культура вместе с гос политикой и в соответствии с Законом и Конституцией · Закон «О культуре РБ», 2004 г.
Культурно-досуговая деятельность(1985 г. - 90-е годы Перестройка   Появление новых специальностей и заведений по подготовке кадров для работы в культурной сфере (Университет культуры и искусств)  
ПериодVIII. Социально-культурная деятельность(с 90-х годов)          
                   

Фольклор(англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах

Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.). Данный этап был связан с реформированием политико-просветительной работы. Культурно-просветительная работа была выделена из системы образования в самостоятельную сферу. Был создан государственный орган - Комитет по делам культурно-просветительных учреждений - и соответствующие органы на местах. Произошел отказ государства от полной идеологизации сферы. Старое название «политико-просветительная работа» не соответствовало послевоенному положению страны в мире как страны-освободительницы, лидера лагеря социализма. Поэтому в области культуры нужны были более привлекательные, гуманные цели. В этих условиях термин «культурно-просветительная работа» был более предпочтительным. Также надо отметить, что на данном этапе наряду с политическим и производственным просвещением, коммунистическим воспитанием государством выдвигалась задача усиления культурного обслуживания населения. В конце 50-х годов значительно возросло стремление населения к культуре, что нашло отражение в изменении содержания и формах работы культурно-просветительных учреждений. На смену методу агитации и пропаганды пришел метод клубной (художественной) драматургии.