Социокультурные практики

Является очевидным , что сущность СКД взаимосвязана с типами культурных процессов, а значит имеет влияние на их протекание и регулирование

Культурные процессы как объект СКД

Культурные процессы – это изменения во времени состояния культурных систем и объектов, это типовые модели взаимоотношения между людьми и их социальными группами, а также взаимодействия с окружающем миром.

В культурных процессах прежде всего проявляется динамика культуры. Динамике соответствуют специфические типы культурных процессов.

В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:

1. порождение культурных явлений и их частичная институционализация,

2. формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций,

3. становление культурно-исторических типов социальной организации сообществ,

4. распространение и функционирование культурных явлений,

5. социокультурное коммуницирование между людьми,

6. аккумуляция социально значимых знаний и опыта,

7. восприятие и интерпретация культурных явлений субъектами культуры,

8. социальное и историческое самовоспроизводство культурных систем форм,

9. изменчивость культурных явлений.

Что бы проанализировать влияние СКД на культурные процессы следует дать её определение.

Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Культурный процесс это единый процесс, охватывающий все культурные традиции во все периоды и на всех территориях.Все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п.

 

В прикладной культурологии есть два основополагающих понятия - социокультурная практика и социокультурное проектирование.
Социокультурная практика - любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе. Это творческая, созидательная деятельность, при которой преобразование общественных и духовных условий человеческой жизни совпадает с изменением самих субъектов.
Социокультурная практика является своего рода адаптивным механизмом – ресурсом, позволяющим гармонично встроиться в контекст культурных и социальных процессов.

Социально-культурные практики
Вид описание
Социально культурная анимация   Социально-культурная анимация – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Анимация – способ инициации творческих потребностей людей, пробуждение их гражданской, общественной активности, способ утилизации гражданской активности населения.  
Клубное объединение   Основу этого объединения составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий. Если у человека есть потребность в коллективном Своеобразие деятельности клубных объединений состоит в том, что она представляет собой коллективную досуговую деятельность. Клубное объединение характеризуется слиянием общественных и личных интересов. Общественный интерес воспринимается членами объединения как личный.  
Образование и карьера Важной сферой общественной практики, где реализуется СКД, является образование формирование дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются следующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации),второе ( дополнительное). Это обеспечение исторической преемственности поколений, воспитания исторической памяти, сохранение, трансляция и развитие национальных культур народов. Целью образования становится формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готового к поликультурному диалогу.  
Социально культурная реабилитация   Социальнo-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики СКД. Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально-ослабленные и социально-незащищённые группы населения. В широком смысле социальная реабилитация представляет собой систему юридических, медицинских, психологических, педагогических социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека. Целью социальной реабилитации является социальная интеграция-процесс, который характеризует меру достижения личностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-кульурном пространстве и социальном времени    
Художественная культура и искусство   Одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется СКД, являются художественная культура и искусство. Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально-культурные функции. Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство – один из важнейших способов эстетического освоения мира. СКД в том или ином виде искусства выступает по преимуществу как художественно-творческая деятельность, как художественное творчество со своими правилами.