Социокультурные практики
Является очевидным , что сущность СКД взаимосвязана с типами культурных процессов, а значит имеет влияние на их протекание и регулирование
Культурные процессы как объект СКД
Культурные процессы – это изменения во времени состояния культурных систем и объектов, это типовые модели взаимоотношения между людьми и их социальными группами, а также взаимодействия с окружающем миром.
В культурных процессах прежде всего проявляется динамика культуры. Динамике соответствуют специфические типы культурных процессов.
В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:
1. порождение культурных явлений и их частичная институционализация,
2. формирование социокультурных и этнокультурных систем и конфигураций,
3. становление культурно-исторических типов социальной организации сообществ,
4. распространение и функционирование культурных явлений,
5. социокультурное коммуницирование между людьми,
6. аккумуляция социально значимых знаний и опыта,
7. восприятие и интерпретация культурных явлений субъектами культуры,
8. социальное и историческое самовоспроизводство культурных систем форм,
9. изменчивость культурных явлений.
Что бы проанализировать влияние СКД на культурные процессы следует дать её определение.
Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.
Культурный процесс это единый процесс, охватывающий все культурные традиции во все периоды и на всех территориях.Все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ и т.п.
В прикладной культурологии есть два основополагающих понятия - социокультурная практика и социокультурное проектирование.
Социокультурная практика - любая форма активности, проявляющаяся в социокультурной системе. Это творческая, созидательная деятельность, при которой преобразование общественных и духовных условий человеческой жизни совпадает с изменением самих субъектов.
Социокультурная практика является своего рода адаптивным механизмом – ресурсом, позволяющим гармонично встроиться в контекст культурных и социальных процессов.
Социально-культурные практики | ||
Вид | описание | |
Социально культурная анимация | Социально-культурная анимация – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Анимация – способ инициации творческих потребностей людей, пробуждение их гражданской, общественной активности, способ утилизации гражданской активности населения. | |
Клубное объединение | Основу этого объединения составляет общность людей на почве таких интересов, удовлетворение которых требует совместных действий. Если у человека есть потребность в коллективном Своеобразие деятельности клубных объединений состоит в том, что она представляет собой коллективную досуговую деятельность. Клубное объединение характеризуется слиянием общественных и личных интересов. Общественный интерес воспринимается членами объединения как личный. | |
Образование и карьера | Важной сферой общественной практики, где реализуется СКД, является образование формирование дальнейшей профессиональной карьеры специалиста. В структуру данной категории общественной практики включаются следующие составляющие ступени образования: дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, профессиональное, вузовское, послевузовское (повышение квалификации),второе ( дополнительное). Это обеспечение исторической преемственности поколений, воспитания исторической памяти, сохранение, трансляция и развитие национальных культур народов. Целью образования становится формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с разными уровнями культур, готового к поликультурному диалогу. | |
Социально культурная реабилитация | Социальнo-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер общественной практики СКД. Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально-ослабленные и социально-незащищённые группы населения. В широком смысле социальная реабилитация представляет собой систему юридических, медицинских, психологических, педагогических социально-культурных мер, направленных на преодоление социальной недостаточности человека. Целью социальной реабилитации является социальная интеграция-процесс, который характеризует меру достижения личностью оптимального уровня жизнедеятельности и реализации своих потенциальных способностей и возможностей в результате межличностного взаимодействия в конкретном социально-кульурном пространстве и социальном времени | |
Художественная культура и искусство | Одними из важнейших сфер общественной практики, где реализуется СКД, являются художественная культура и искусство. Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально-культурные функции. Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство – один из важнейших способов эстетического освоения мира. СКД в том или ином виде искусства выступает по преимуществу как художественно-творческая деятельность, как художественное творчество со своими правилами. |