Вопрос № 4.Понятие и основные характеристики СКД

Очная форма обучения ДПБиМ

Установочные лекции

с 26.03.2012 – 28.03.2012

(итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специальности)

Консультант Дисциплина Дата Группа Время Ауд.
ФНТО – ЭУ-58064н (государственный экзамен – 29.03.2012)
Солдатов А.Н. Менеджмент 24.03.2012 ЭУ-58064н 10.15 ГУК-110
Власова М.Ф. Финансовый менеджмент 26.03.2012 ЭУ-58064н 12.30 И-527б
Топоркова Е.В. Экономика предприятия 26.03.2012 ЭУ-58064н 12.00 И-527б
Караваева Н.М. Маркетинг 26.03.2012 ЭУ-58064н 13.30 И-527б
Дайнеко Л.В. Экономическая оценка инвестиций 26.03.2012 ЭУ-58064н 13.45 И-527б
Дайнеко Л.В. Анализ ФХД 26.03.2012 ЭУ-58064н 13.45 И-527б
Королева М.А. Ценообразование 26.03.2012 ЭУ-58064н 13.00 И-527б
Самарская Н.А. Планирование 27.03.2012 ЭУ-58064н 12.30 И-527б
Дэви Ю.М. Управление проектами 27.03.2012 ЭУ-58064н 14.00 И-527б
Леонова Л.Б. ОНОТ 28.03.2012 ЭУ-58064н 14.30 И-527б

 

Социально-культурная деятельность (СКД) — культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Социально-культурная деятельность – неотъемлемый элемент жизни общества; сегодня она оказывает реальное влияние на различные стороны его существования, различные общественные отношения. К наиболее заметным можно отнести следующее

1. Поддержка общественных инициатив. Общественные центры правовой защиты населения, консультационные пункты по социальным вопросам, лаборатории общественного мнения, депутатские комиссии, экологические и историко-культурные движения.

2. Организация социальной работы. Социальная поддержка безработных, инвалидов, одиноких, пожилых людей, многодетных и малообеспеченных семей и др. категорий; профилактика девиантного поведения, работа с группой риска, организация опекунства, усыновления, попечительства.

3. Оказание позитивного влияния на семью. Социально-культурные институты общества клубы, библиотеки, центры социальной защиты, центры социально-духовной реабилитации и др. обладают широкими возможностями для привлечения внимания общества к положению женщины, семьи, детей.

Эта деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.

СКД является составной частью государственной и общественной жизни, ее национально-культурной основой.

Помимо духовной сферы, СКД проявляется во всех ведущих сферах жизнедеятельности государства и общества.

СКД характеризуется массовостью участия, продиктованной тем обстоятельством, что этой деятельностью охвачены все без исключения группы и слои населения.

Главными носителями СКД являются:

- профессиональные работники социальной сферы, в том числе отраслей культуры и туризма.

- часть населения, занимающаяся СКД на самодеятельных началах.

СКД основана на духовных интересах и потребностях человека, носит добровольный, инициативный, самодеятельный характер.СКД осуществляется в рамках свободного времени, главным образом, в той его части, которая определяется как досуг.

Следовательно, социальная природа СКД многогранна, вариативна, интегрирована во все сферы жизнедеятельности государства, общества, социальных страт, личности. В зависимости от ракурса ее анализа, СКД можно определить:

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СКД:

а) осуществляется в свободное досуговое время, отличается свободой выбора, добровольностью, инициативностью участников;

б)обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;

в)характеризуется многообразием видов, в основе многообразия интересов художественные, познавательные, политические, социальные, семейные, бытовые, профессиональные и др.

г) реализуется в институциональных и неинституциональных формах;

д)отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, реализуется в ответ на потребности и интересы личности;

е) осуществляется через систему массовых, групповых и индивидуальных форм деятельности;

ж) ей присуща целенаправленность и целесообразность; именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально- культурной сфере

з) носит гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе имеет культурные цели;

и) ориентирована на социальную помощь, социальную защиту и социально-психологическую реабилитацию различных социально-демографических групп культурно-досуговыми средствами.

Характеристики социально-культурной деятельности, которые наиболее полно проявляются через направления ее функционирования:

- создание культурных продуктов как на профессиональной, так и на любительской основе процесс создания ценностей культуры

- включение человека в деятельность по восприятию и освоению ценностей культуры процесс освоения ценностей культуры

- деятельность по сохранению ценностей материальной и духовной культуры процесс сохранения ценностей культуры

- деятельность, направленная на трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога процесс распространения ценностей культуры;

- деятельность, связанная с созданием благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осущ

Функции и принципы СКД

СКД –это культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) отбору культурных новаций б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Функция СКД(от лат. Внешнее проявление свойств кокого-нибудь обьекта)- это совокупность предназначений и социальных ролей которая способна выполнять социо-культурная деятельность по отношению к человеку и сообществу людей.

Три блока функций СКД:

 

Социализирующий Культуро -творческий Человеко формирующий -

Все функции взаимосвязаны между собой

Воспроизводство человека как общественного существа происходит в системе социума, используя механизм культуры и механизм развития самого человека.

Родовые функции СКД , которые отражают самое главное свойство СКД и ведущее направление в сфере деятельности предприятий культуры и искусства .

Производные функции, которые являются выражением общественно ценных свойств конкретно исторического этапа развития общества(развитие кругозора человека и т.д).

Фукционирование СКД подчиняется определенным принципам.

Принцип СКД –это начало, основа, исходное положение теории СКД ,как учения, как научного знания. Принцип является внутренним убеждение человека, непреложным взглядом на вещи на окружающую действительность. Это наиболее общее положение, которые складываются в процессе создания ,освоения и распространения ценностей культуры, формирование субъекта, культуротворческой деятельности. Принцип предопределяет направление, характер, содержание, средства, методы и организацию СКД.

Все принципы СКД можно отнести разделить на 3 группы:

1) Общеидеологические принципы, выражающие общие положения идейно-тематическую направленность СКД. Эта группа принципов связывает СКД с областью идеологической работы, в нее входят следующие принципы:

- принцип демократизации

- принцип научности

- принцип связи с жизнью.

2) Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную направленность СКД и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:

- принцип дифференцированного подхода

- принцип комплексного подхода

- принцип преемственности и систематичности.

3) Специфические принципы СКД. Эта группа принципов отличает СКД от предприятий и организаций идеологического и воспитательного характера:

- принцип добровольности и общедоступности СКД

- принцип инициативы и самодеятельности

- принцип духовного наполнения досуга