КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ УР

Рис. Этапы процесса принятия управленческих решений

ЭТАП.

Таблица 3 Матрица определения проблем

Симптомы проблемы В чем проблема ? К чем нет проблемы ?
Описать максимально природу симптомов Что они представля­ют собой? (сущность симптомов) Симптомы не явля­ются проявлением проблемы
Описать время появления симптомов Когда проявились Когда они не проявились
Описать место появления симптомов Где они проявились Где не проявлялись
Описать сферу и взаимо­связи их распространения На что распростра­нялись На что не распро­странялись
Описать любые измене­ния, которые произошли Изменения, относя­щиеся к симптомам Другие изменения
Связаны ли причины про­блемы и эти симптомы? Да Если нет, то прове­рить другие причины

Операции по формированию проблемы:

 формулирование проблемы, включающее постанов­ку центрального вопроса; фиксация того противоречия, которое составляет основу проблемы, и описание пред­положительных последствий. Два типа проблемы по их формулированию: субъектные и объектные. Проблемы первого типа фиксируют в терминах потребностей дан­ного субъекта управления, отражают факт их неудовлет­воренности. Проблемы второго типа отражают недоста­точность тех или иных средств и факторов для решения соответствующей исходной проблемы;

 построение проблемы, базирующееся на методе де­композиции и изучении ее внутренней структуры. Внут­ренняя структура: предмет, субъект, связи и цель реше­ния. Предмет характеризует возникшее главное противо­речие «в чем сущность проблемы?» Объект проблемы отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?» Субъект — тот, кто связан с проблемой. Связи характеризуют огра­ничения и отношения с другими проблемами. Они отра­жаются в вопросе: «с чем связана проблема?» Цель реше­ния проблемы выражается в вопросе: «для чего необхо­димо решать проблему?»

 оценка проблемы, связанная с выявлением условий решения проблемы, соотнесения потребностей и возмож­ностей при ее решении, ее классификация;

 обоснование проблемы, т.е. установление взаимо­связей с другими проблемами организации.

Для конкретизации проблемы необходимо:

 разделить проблему на части;

 выделить основные и второстепенные характерис­тики проблемы;

 установить причинно-следственные характеристи­ки проблемы;

 прогнозировать и проанализировать требуемые дей­ствия;

 разработать рекомендации действий.

Следующая характеристика методологии исследования проблемы — ее постановка.

Методологические принципы определения проблем:

выявление противоречия, оценивание, ранжирование.

Принципы оценивания:

 научности;

 целевого назначения (целью оценки может быть поиск путей развития, установление закономерностей, контроль тенденций);

 разнообразия, полноты и системности;

 критериальной определенности;

 количественной определенности оценки;

 сочетания оценки состояния и изменений;

 независимости.

Классификация проблем:

 по степени структуризации: хорошо структуриро­ванные (дают возможность определить взаимодействие между факторами, влияющими на проблему, в количе­ственном выражении), слабо структурированные (связа­ны с качественными факторами), неструктурированные (не дают возможности установить четкие связи между факторами влияния на проблему);

 по содержанию: экономические, организационные, социально-психологические, политические, технические и др.;

 по классности: прямые и обратные;

 по уровню решения: общесистемные, подсистемные, элементные;

 по срочности решения: самые важные, важные сред­ней срочности, важные, но не срочные, не заслуживающие внимания, накапливаемые;

 по назначению: теоретические и поведенческие, свя­занные с реализацией решения;

 по отношению к организации: внешние, внутрен­ние, стыковые (проблемы взаимодействия внутренней и внешней среды);

 по фактору предвидения: планируемые и не плани­руемые;

 по способам решения: интенсивно решаемые и эк­стенсивно решаемые;

 по времени: долгосрочные, краткосрочные (следу­ет различать время развития проблемы и время ее реше­ния);

 по направлению воздействия: прямые и косвенные.

 по степени оп­ределенности их элементов:

· с полностью управляемыми и предсказуемыми па­раметрами (решение таких проблем обеспечивает детер­минированный результат);

· с частично управляемыми и прогнозируемыми па­раметрами (проблемы обычно связаны с эволюционны­ми изменениями);

· с неуправляемыми и непредсказуемыми параметра­ми (проблемы связаны с высоким уровнем неопределен­ности).

При анализе проблемы большое значение имеет оп­ределение, на какой стадии жизненного цикла она нахо­дится, от этого будет зависеть качество разрабатываемых решений.

1.Если проблема находится на стадии зарождения, ее масштаб полностью не известен, принимаемое решение будет действовать по упреждению.

2. В период устойчивого развития величина проблемы оказывает существенное негативное влияние на управ­ленческую деятельность и вызывает массу негативных последствий; принимаемое решение будет действовать с опозданием и приниматься в «режиме тушения пожара».

3. В период стабилизацииразвития проблемы, когда из­вестны масштаб и последствия проблемы, решение будет приниматься в режиме реального времени.

Формулировка ограничений и критериев принятия решений. Весьма важ­ное условие правильного формирования альтернатив решений и выбо­ра наиболее предпочтительной — определение ограничений и форму­лировка критериев принятия решения.

******************************************

ОГРАНИЧЕНИЯ варьируются и зависят от ситуации и конкретных ру­ководителей. Можно выделить следующие общие ограничения:

- ограничения несоответствия (неадекватность ресурсов);

- кадровые ограничения (недостаточное число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт);

- финансовые ограничения (неспособность закупить ресурсы по приемлемым ценам);

- ограничения научно-технического прогресса (потребность в еще не разработанной технологии);

- рыночные ограничения (жесткая конкуренция);

- правовые и морально-этические ограничения (законы и нрав­ственно-этические нормы поведения);

- ограничения полномочий.

Как правило, для крупных организаций существует меньше ограни­чений, чем для малых или одолеваемых множеством трудностей.

Кроме ограничений, руководителю необходимо определить стан­дарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты вы­бора, т.е. должна быть определена мера сравнения альтернатив. Такими КРИТЕРИЯМИ при заключении договора с производственным предприя­тием могут быть:

- качество продукции;

- оптовая цена;

- сроки исполнения заказа;

- имидж предприятия;

- дополнительные услуги.

Весьма важно также учитывать приоритет критерия, так как от этого также зависит выбор решения.

******************************************

Под ОГРАНИЧЕНИЯМИ понимаются установленные гра­ницы изменения характеристик объекта. Ограничения могут носить объективный или субъективный характер. Объективные ограничения связаны с факторами внешней среды (экономическими, политическими, техническими), ресурсными и целевыми составляющими микросреды объекта. Ресурсные ограничения могут носить, временный или постоянный характер, связанный г особенностям функционирования организации.

КРИТЕРИИ — это показатели, на ос мопс которых сле­дует проводить оценку альтернатив с почки зрения воз­можности достижения поставленной цели. Для оценки часто используется комплекс критериев. Требования, предъявляемые к критериям:

 полнота (набор критериев должен обеспечивать адекватность оценки достижения цели решения);

 операциональность (наличие у критерия четкой, од­нозначной формулировки);

 декомпозируемость (возможность структуризации системы критериев);

 достаточность (отсутствие избыточности);

 минимальность (набор критериев должен быть ми­нимально необходимым для осуществления оценки);

 измеримость (каждый критерий должен давать ко­личественную или качественную оценку степени дости­жения цели).

В зависимости от числа критериев принимаемое ре­шение может быть однокритериальным либо многокри­териальным.

- выполнение решения и оценку результата.

М. Мескон и Ф. Хедоури представляют процесс принятия решения как пятиэтапный процесс, за которым следует реализация решений и обратная связь, и отмечают, что фактическое число этапов определяется самой проблемой,

Диагностика проблемы   Формулировка ограничений и критериев для принятия решения   Определение альтернатив
 
Оценка альтернатив   Окончательный выбор   Реализация решений   Обратная связь
                 
                 

Развитие экономической, технической и социаль­ной сферы вызывает необходимость ускорения информа­ционных процессов. Это приводит к компьютеризации управления.

Эпоха «золотых воротничков» характеризуется оснаще­нием служащих современными техническими средства­ми управления и обработки информации на базе персо­нальных компьютеров и современного программного обеспечения.

Новые информационные технологии — это сочетание современного компьютерного и программного обеспече­ния, а также современных приемов делопроизводства. Характеристики новых информационных технологий:

 основной предмет и продукт управленческого тру­да — информация. Она постепенно переходит в категорию товара и приобретает потребительную стоимость. В пе­речне затрат на подготовку УР необходимо учитывать и расходы на приобретение информации;

 освобождается часть рабочего времени за счет ин­формационных систем управления. Это время руководи­тель может использовать для более качественной прора­ботки УР и методов их реализации, для достижения со­циально-психологической согласованности УР;

 возрастает комфортность формирования УР за счет получения качественной информации и работы с про­граммными продуктами, имитирующими интеллектуаль­ную деятельность, в общий потенциал организации или подразделения;

 руководитель имеет возможность выбирать из на­бора правильных решений лучшее, на его взгляд, за счет развития виртуальных сетей согласований и консульта­ций;

 увеличивается стоимость принятого решения. Сто­имость информации увеличивает стоимость УР, реализу­ясь в материально-вещественные элементы производства;

 повышаются риски от реализации УР за счет быст­роменяющейся информации. Это касается маркетинговой информации;

 уменьшается двойственный характер работы руко­водителя. Современные руководители совмещают функ­ции высококвалифицированных специалистов (инжене­ров, экономистов, врачей и т.д.) и непосредственных организаторов производства.

 существенно сокращается мобильность управлен­ческого труда.

Компьютерная технология позволяет:

1) упростить систему отслеживания ключевых пара­метров деятельности компании;

2) сформировать набор типовых шаблонов эффектив­ного управления;

3) получить краткие сведения о базовых концепциях управленческой деятельности, современных информаци­онных системах делопроизводства, документооборота, бухгалтерского учета, учета персонала, финансового планирования и т.д. со ссылками на соответствующую лите­ратуру;

4) найти справочные данные о том, кто и чем может помочь директору по основным 20—30 вопросам практи­ческой деятельности;

5) получить сведения о том, как найти партнера для внешнеэкономической деятельности;

6) получить материал о здоровом образе жизни дирек­торов.

Профессиональные системы ПРУР включают про­граммные модули, направленные на подготовку и реали­зацию административных решений. К ним, в частности, относятся компания «ТБ. СОФТ», «ТорS ВI», «Логика бизнеса».

Компания «ТБ. СОФТ» разработала подсистему «ТБ. Контроль поручений». Данный продукт основывается на методологии реализации управленческих решений. Пре­дусматривается участие специалистов: инициатора реше­ния, менеджера, исполнителей и контролера. Каждому решению присваивается категория важности: немедлен­но, срочно, желательно, на будущее. Для каждого участ­ника реализации решения приведен перечень должност­ных обязанностей.

Компания «ТорS ВI» в своих программных продуктах реализует решение следующих административных задач:

 разработка корпоративной стратегии и стратегий каждого из направлений бизнеса (определение миссии, целей и путей их достижения);

 разработка стратегии производства;

 разработка организационной структуры;

 определение и описание основных рисков;

 анализ возможных последствий альтернативных уп­равленческих решений;

 анализ деловых качеств и уровень квалификации управленческого персонала.

Компания «Логика бизнеса» использует программные продукты АRIS Ва1аnсеd ScoreCard и АRIS Process Performance Manager. С их помощью руководитель может:

 формировать систему мотивации персонала, ориен­тированную на достижение стратегических целей компа­нии;

 на базе бенчмаркинга выбирать лучшие варианты решений по выполнению бизнес-процессов.

Руководителю все чаще приходится проводить вирту­альные совещания и переговоры, использовать электрон­ную подпись. Для профессионального выполнения этих задач компания «СКИД» внедряет «конференц-системы».

По функциональным возможностям конференц-сис­темы бывают:

 дискуссионные;

 дискуссионные с цифровым управлением;

 дискуссионные с цифровым управлением и голосо­ванием;

 дискуссионные с цифровым управлением, голосо­ванием и синхронным переводом.