НАЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ СУДОВ
Классификационные общества. Классификация судов Регистром Судоходства
Квалифицированное проектирование, строительство судна, грамотная техническая эксплуатация корпуса, механизмов, устройств и систем обеспечивает охрану человеческой жизни на море, безопасное плавание и успешную эксплуатацию. С течением времени, вследствие износа конструкции корпуса и механизмов, судно уже не может обеспечивать безопасное плавание до устранения дефектов. Для своевременного выявления и устранения ошибок проектирования, дефектов материалов, механизмов и устройств необходимы чёткие технические требования и тщательный технический надзор за проектированием, строительством и состоянием судна во время эксплуатации.
Фактически этот надзор начинается с проектирования и постройки судна и продолжается весь эксплуатационный период.
Осуществляют технический надзор специальные классификационные общества: LR – Lloyd’s Register of Shipping (Великобритания), DNV – Det Norske Veritas (Норвегия, Дания), ABS – American Bureau of Shipping (США), GL – Germanischer Lloyd (Германия), РС – Российский Морской Регистр Судоходства, BV – Bureau Veritas (Франция), RINA – Registro Italiano Navale (Италия), NK – Nippоn Kaiji Kyokai (Япония), KR – Korean Register of Shipping (Корея), CCS – China Classification Society (Китай), РУ – Регистр Судоходства Украины и др.
В России деятельность Русского Регистра началась в 1914 г. в. дальнейшем он был преобразован в Регистр Судоходства Российской Федерации.
На Украине функцию надзора выполняет Регистр Судоходства Украины, который создан в 1996 г.
Регистр выполняет работы по классификации и техническому надзору за морскими и речными торговыми судами, рассматривает и одобряет проекты и осуществляет техническую помощь с целью обеспечения высоких стандартов безопасности пассажиров, судов и грузов, а также предотвращения загрязнения окружающей среды. Регистр выполняет технический надзор за выполнением положений международных конвенций и от имени Правительства Украины выдает на судно конвенционные документы. Правила классификации и постройки морских судов, Правила технадзора и др. в настоящее время разрабатываются
Российский Регистр судоходства присваивает судну класс на пять лет, если его конструкция соответствует Правилам Регистра, а техническое состояние – условиям эксплуатации.
Основной символ класса:
КМ –для самоходных судов;
КЕ –для несамоходных судов с суммарной мощностью двигателей
более 100 кВт;
К –для прочих несамоходных судов.
Если судно построено по Правилам и под надзором Регистра, то в символе класса звёздочка помещается внутри окружности, если судно построено под надзором не признаного Регистром классификационного общества или без надзора, то буквенные обозначения класса берутся в скобки (если судно построено под надзором признаного Регистром классификационного общества, дополнительные обозначения не вводятся).
Если суда имеют необходимые подкрепления для плавания во льдах, то к символу класса добавляется один из следующих знаков категорий ледовых усилений:Ice1, Ice2, Ice3, Arc4, Arc5, Arc6, Arc7, Arc8, Arc9.
Категории – Ice1, Ice2, Ice3неарктические категории и распространяются на суда предназначенные для плавания в замерзающих неарктических морях с толщиной мелкобитого льда до 0,4 м, 0,55 м и 0,7 м соответственно. Категории: Arc4, Arc5, Arc6, Arc7, Arc8, Arc9распространяются на суда предназначенные для плавания в арктических морях. При плавании за ледоколом допускается плавание осенью в однолетних льдах толщиной до 1 м для Arc4и в многолетних льдах– Arc8, Arc9.При самостоятельном плавании Arc4допускаемая толщина льда зимой 0,6 м, а для Arc9–3,5 м.
Если ледокол удовлетворяет соответствующим требованиям Правил, то к основному символу класса добавляются символы ледовых усилений: Icebreaker6, Icebreaker7,Icebreaker8иIcebreaker9.Категория Icebreaker6 предусматривает выполнение ледокольных операций в замерзающих неарктических морях при толщине льда до 1,5 м; категория Icebreaker9 –варктических морях в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 4,0 м.
Для судов, которым обеспечена непотопляемость при затоплении 1…3 отсеков, к основному символу класса добавляется знак 1 - 3 . !!!!1???
Для судов ограниченного района плавания к символу класса добавляется соответствующий знак, указанный в начале раздела (R1, R2, R3, R2-RSN, R3-RSN).
При автоматизации машинной установки, позволяющей эксплуатацию её без постоянного присутствия обслуживающего персонала в МО или в центральном посту управления, к символу класса добавляется знак – АUT1.
АUT2 – соответствует объёму автоматизации, который позволяет эксплуатировать установку одним оператором из центрального поста управления без постоянного присутствия в МО.
АUT1-С —автоматизация выполняется с применением компьютеров.
К символу класса добавляется ещё и словесная характеристика: Tug(буксир), bulk carrier(навалочное), Ro-ro (накатное), tanker(наливное), oil tanker(нефтеналивное) и т.д.
Более подробно об условных обозначениях см. Правила Российского Морского Регистра Судоходства. Иные Классификационные общества имеют свои обозначения символа класса.