План темы

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Тема 12. ФинансовАЯ СИСТЕМА И

Цель темы – охарактеризовать структуру и принципы построения финансовой системы национальной экономики, дать понятие государственного бюджета и государственного долга, выявить сущность и принципы налогообложения, ознакомить с основными видами налогов и показать роль фискальной политики государства в регулировании макроэкономических процессов.

12.1 Финансовая система: принципы построения и структура.

12.2 Государственный бюджет.

12.3 Налоги: сущность, функции и виды. Кривая Лаффера.

12.4 Фискальная политика государства: сущность и виды.

 

12.1 Финансовая система: принципы построения и структура

Финансовая система страны – это комплекс финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих формирование, распределение и использование финансовых ресурсов в соответствии с нуждами национальной экономики. Финансовая система включает следующие звенья, составляющие ее структуру:

· децентрализованные финансы, которые охватывают финансы предприятий (фирм), финансы учреждений и организаций, финансы населения и используются для регулирования экономических процессов на микроуровне;

· централизованные (государственные) финансы, которые являются главной частью финансового сектора и включают государственный и местный бюджеты, а также внебюджетные фонды (фонды социального, имущественного и личного страхования) и государственный кредит. Централизованные финансы используются для регулирования экономических процессов на макроуровне.

В основе организации финансовой системы лежат два принципа. Первый называется демократическим централизмом и характерен для периода, когда преобладают экстенсивный экономический рост и административно-командные методы управления. В соответствии с данным принципом нижестоящие финансовые учреждения обязаны выполнять директивные указания центральных финансовых органов.

Второй принцип характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Он носит название фискального федерализма и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Так, правительство вкладывает средства в оборону, фундаментальные научные исследования, финансирует внешнеэкономические отношения, а местные органы власти из своих бюджетов осуществляют расходы на охрану общественного порядка, поддерживают учреждения здравоохранения, образования и т.д. Таким образом, при использовании данного принципа осуществляется четкое распределение функций между различными уровнями финансового сектора.