По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа»
Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги
просим направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа»:
127018, Москва, а/я 79. Тел.: (495) 79S-05-41. E-mail: chief@drofa.ru
По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа»
обращаться по адресу: 127018,Москва, Сущевский вал, 49.
Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52. Торговый дом «Школьник». 109172, Москва, ул. Малые Каменщики,
д. 6, стр. 1А. Тел.: (495) 911-70-24, 912-15-16, 912-45-76. Сеть магазинов «Переплетные птицы». Тел.: (495)912-45-76. ■ -. Интернет-магазин: http://www.drofa.ru
, Отпечатано в ОАО «Чеховский полиграфический комбинат» Сайт: www.chpk.ru E-mail:marketing@chpk.ru факс 8(49672) 6-25-36, тел. 8(499) 270-73-59
Билет № 1
. Древняя Русь в IX — начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их де-нтельность.
и 1С какому периоду истории России относятся на-пшния РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.
>. Работа с источником1.
ISBN 978-5-358-06042-5
©ООО «Дрофа», 2008
Возникновение Древнерусского государства традиционно связывают с объединением Прииль-менья и Приднепровья в результате похода на Киев новгородского князя Олега в 882 г. Убив княживших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюрика — Игоря.
Образование государства явилось итогом длительных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н. э. К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские племенные союзы, названия и местоположение которых известны из древнейшей из дошедших до нас русских летописей — «Повести временных лет» Нестора (XII в.). Это поляне (вдоль западного берега Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Вол-
1 В качестве третьего вопроса в экзаменационные билеты включены задания к отрывкам из документов — исторических источников, работ историков. Количество документов является большим, чем число билетов. Тексты и ответы к третьему заданию представлены на с. 198.
ги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др.
Северными соседями восточных славян были финно-угры, западными — балты, юго-восточными — хазары. Большое значение в их ранней истории имели торговые пути, один из которых соединял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать к Днепру и Черному морю), а другой связывал приволжские области с Каспийским морем и Персией. Нестор приводит знаменитый рассказ о призвании ильменскими словенами варяжских (скандинавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик предложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгороде (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862 г.).
Многие историки XVIII—XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государство самостоятельно (норманнская теория). Современные исследователи признают эту теорию несостоятельной. Они обращают внимание на следующее:
— летописный рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX столетия существовали органы, являвшиеся прообразом государственных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен — будущее вече);
— варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве правителя является важным показателем зрелости предпосылок к формированию государства. Племенной
союз осознает свои общие интересы и пытается разрешить противоречия между отдельными племенами призванием стоящего над местными разногласиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и :ишершили процессы, ведшие к образованию государства;
— крупные племенные суперсоюзы, включавшие несколько союзов племен, у восточных славян «ложились уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева;
— в формировании Древнерусского государства нажную роль сыграли внешние факторы: исходившие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) угрозы подталкивали к сплочению;
— варяги, дав Руси правящую династию, до-иольно быстро ассимилировались, слились с местным славянским населением.
Что касается названия «Русь», то его происхождение продолжает вызывать споры. Часть историков связывают его со Скандинавией, другие находят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Некоторые исследователи полагают, что русью называли славян, живших на южном берегу Балтийского моря.
В конце IX — начале XI в. Древнерусское государство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и состава. Олег (882—912) подчинил Киеву племена древлян, северян и радимичей, Игорь (912—945) успешно воевал с уличами, Святослав (964—972) — с вятичами.
В правление князя Владимира (980—1015) Киеву были подчинены волыняне и белые хорваты, подтверждена власть над радимичами и вятичами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угор-
ские народы (чудь, меря, мурома и др.)- Стелен независимости племен от киевских князей был довольно высокой.
Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осу ществлялась в форме полюдья: князь и его дружина с ноября по апрель объезжали подвластные территории и собирали дань. Убийство в 945 г. древлянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты (места, куда должна была свозиться дань). Это был первый известный историкам пример того, как княжеская власть утверждает новые нормы, обязательные для древнерусского общества.
Важными функциями Древнерусского государства, которые оно начало выполнять с момента своего возникновения, были также защита территории от военных набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги степняков-кочевников хазар и печенегов) и проведение активной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970 гг., русско-византийские договоры 911 и 944 гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.).
Период становления Древнерусского государства завершился правлением князя Владимира I Святого, или Владимира Красное Солнышко. При нем в 988 г. из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на южных рубежах государства.
На Руси сложилась так называемая лествич-ная система передачи власти. Порядок наследования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский престол, посадил своих старших сыновей в крупней-
шие русские города. Самое важное после киевского — новгородское — княжение было передано его гтиршему сыну. В случае смерти старшего сына его моего должен был занять следующий по старшинству, все остальные князья перемещались на более ножные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, ник правило, наступал более или менее длительный период борьбы его сыновей за киевское княжение.
Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019— 1054) и его сыновей.
К этому времени относится древнейшая часть Русской Правды — первого дошедшего до нас памятника письменного права («Закон Русский», сведения о котором восходят к правлению князя Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в списках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском и барском хозяйстве — вотчине. Ее пиализ позволяет историкам говорить о сложившейся системе государственного управления: киевский князь, как и местные князья, окружен дружиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе). Из дружинников назначаются посадники для управления городами, воеводы, данники (сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др.
Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смерды — о положении последних историки не имеют единого мнения).
Ярослав Мудрый вел энергичную династическую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами целого ряда европейских государств — Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.
Ярослав умер в 1054 г., до 1074 г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. Затем между ними начались распри. Ресскую землю тем временем разоряли половцы-кочевники, появившиеся в причерноморских степях. В конце XI — начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества. Тенденции к раздроблению единого государства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области. Князья то и дело воевали друг с другом, правда, порой они пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с половецкой угрозой.
Последним киевским князем, сумевшим приостановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113—1125). Он вошел в историю как крупный политик, сторонник единства Руси, защитник ее рубежей.
Мономах был инициатором созыва княжеского съезда в Любече в 1097 г. Он организовал несколько общерусских походов на половцев, самым крупным из которых стал поход 1111 г., когда княжеским дружинам удалось взять половецкий город Шарукань.
После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого (1125—1132) раздробленность Руси стала свершившимся фактом.
2. Названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры связаны с политическими партиями, которые действовали в России в начале XX столетия.
РСДРП и эсеры представляли социалистов, октябристы и кадеты — либералов.
Российская социал-демократическая рабочая партия {РСДРП) была образована в 1898 г. им I партийном съезде, проходившем в Минске. Ее истоки лежали в деятельности первых марксист-псих организаций, созданных русскими революционерами, — группы «Освобождение труда» во гла-ц(> с Г. В. Плехановым, ряда марксистских кружков, союзов борьбы за освобождение рабочего класса, действовавших в крупных промышленных центрах.
В 1903 г. на II съезде РСДРП были приняты программа и устав партии. Тогда же в ней произошел раскол на большевиков и меньшевиков. Со иременем большевики и меньшевики стали отдельными самостоятельными партиями.
Партия социалистов-революционеров (ПСР, >серы) фактически сложилась в 1901—1902 гг., ее учредительный съезд проходил в финском городе Иматра в конце 1905 — начале 1906 г.
Эсеры были идейными наследниками народников, выступавших за построение в России общинного (крестьянского) социализма. В конце X ГХ — начале XX в. сформировалась идеология ноонародничества, творцы которой к своим традиционным постулатам добавили элементы марксизма, в частности стали признавать рабочий класс иажной революционной силой. До прихода к класти большевиков в октябре 1917 г. эсеры были самой многочисленной политической партией в России.
Конституционно-демократическая партия (кадеты, более точное название — конституционно-демократическая партия народной свободы) была образована на своем I съезде, который проходил в Москве в октябре 1905 г.
_J | ||
Линии | Социал-демократы ■ | |
сравнения | Большевики | 1 Меньшевики 1 |
Общественный идеал | Социализм | Социализм 1 1 |
Средства | Революция, массовое | Революция, массовое ■ |
достижения | движение | движение 1 |
Социальная | Неквалифицирован- | Квалифицированные 1 |
опора | ные рабочие, бедней- | рабочие, демократиче- 1 |
шее крестьянство, ра- | екая интеллигенция | |
дикальная интелли- | ||
генция | ||
Политические | В. И. Ленин | Ю. О. Мартов |
лидеры | Г. В. Плеханов | |
Основные политические | — свержение самодержавия | — ликвидация само- I |
лозунги | — созыв Учредительно- | — созыв Учредительно- 1 |
го собрания | го собрания 1 | |
— быстрый переход от | — постепенный пере- 1 | |
буржуазно-демокра- | ход от буржуазно-де- | |
тической революции | мократической рево- | |
к социалистической | люции к социалис- | |
— установление дикта- | тической | |
туры пролетариата | — установление дикта- | |
— 8-часовой рабочий | туры пролетариата, | |
день | представляющего | |
— национализация | большинство населе- | |
земли | ния | |
— право наций на само- | — 8-часовой рабочий | |
определение вплоть | день | |
до отделения | — муниципализация | |
земли | ||
— национально- куль- | ||
турная автономия | ||
1 | |
либеральные партии России начала XX в.
< оциалисты- | Либеральные | партии |
ркнолюцио- | ||
неры | Кадеты | Октябристы |
"шшлизм | Буржуазно-демократиче- | Буржуазно-демокра- |
ское общество | тическое общество | |
1'||М1.ЛЮЦИЯ, | Реформы, эволюцион- | Реформы, эволюци- |
шдшшдуаль- | ный путь развития | онный путь разви- |
"|.| И ч'оррор | тия | |
крестьянство, | Интеллигенция, либе- | Либеральное дво- |
гидикальная | ральное дворянство, бур- | рянство, часть чи- |
"ичч'ллигенция | жуазия | новничества, торго- |
во-промышленные | ||
круги | ||
11 M. Чернов | П. Н. Милюков | А. И. Гучков |
уничтоже- | — отказ от самодержавия | — отказ от самодер- |
ние само- | — переход к конституци- | жавия |
державия | онной монархии или | — переход к консти- |
созыв Учре- | республике | туционной монар- |
дительного | — разделение властей | хии |
собрания | — ответственность пра- | — разделение влас- |
осуществле- | вительства перед Ду- | тей |
ние соци- | мой | — ответственность |
альной рево- | — демократические сво- | правительства пе- |
люции | боды | ред царем и перед |
установле- | — постепенное введение | Думой |
ние дикта- | 8-часового рабочего | — демократические |
туры трудо- | ДНЯ | свободы |
вого народа | — возможность принуди- | — отчуждение час- |
8-часовой | тельного отчуждения | ти помещичьих |
рабочий | части помещичьих зе- | земель за выкуп |
день | мель за выкуп | как крайняя мера |
социализа- | — самоуправление Поль- | — предоставление |
ция земли | ши и Финляндии, | автономии Фин- |
- федератив- | культурная автоно- | ляндии при со- |
ное устрой- | мия ряда народов при | хранении унитар- |
ство госу- | сохранении целостнос- | ности государства |
дарства | ти государства |
Ее предшественниками являлись либеральные организации, действовавшие в первые годы XX в., — «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституционалистов». Кадеты были наиболее крупной либеральной партией в России.
«Союз 17 октября» {октябристы) — либеральная партия, получившая свое название в честь манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка», подписанного императором Николаем II 17 октября 1905 г. Ее организационное оформление началось в октябре 1905 г. и завершилось на I съезде, проходившем в Москве в феврале 1906 г. Как политическое течение октябризм возник на земских и городских съездах 1904— 1905 гг., участники которых выдвигали умеренно-либеральные требования.
Главные отличия социалистов и либералов заключались в следующем:
— идеалом социалистов было общество, в котором не будет места частной собственности, — социалистическое, либералы же считали право владеть частной собственностью одним из краеугольных прав в демократическом обществе;
— социалисты опирались на народные низы — крестьянство, пролетариат, на часть интеллигенции, либералы действовали преимущественно в среде буржуазии, чиновничества, демократической интеллигенции;
— социалисты делали ставку на насильственное свержение существующего строя, либералы выступали за путь реформ.
Билет № 2
I. I >орьба Руси против внешней агрессии в ХШ В-
i. Сравните развитие культуры в СССР в 1'4Э 11)53 гг. и в период «оттепели», назовите 0°Щие черты и различия. |-1. Работа с источником.
В 1206 г. возникла Монгольская держава ^° гла" но с ханом Темучином, принявшим титу^ хана iicox монголов — Чингисхана. К 30-м гг. ^ в' монголы подчинили своей власти Северный >итаи> I Со рею, Среднюю Азию, Закавказье. В 12'^ г- в (>и шве на Калке объединенное войско рус'ких и половцев потерпело поражение от 30-тысячй0ГО от-ряда монголов. Чингисхан отказался от про^виже" ния в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но восполь'овать" ся ею не смогла: все попытки объединенй11' прекращения междоусобиц оказались тщетный*
В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал £°Х°Д в Восточную Европу. Покорив Волжскую БУ1гаРию и половцев, он в декабре 1237 г. вторгся в"язан' ское княжество, разорил его и двинулся да^ьше на Владимир. Город, несмотря на ожесточен11106 со~ п[)отивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на Реке С-ить монголы разбили главные силы Вл^ДимиР' (■кой земли, князь Юрий Всеволодович бь^1 Уоит-Взяв Торжок, войско Батыя могло идти ни Новгород, но весенняя распутица и большие по№Ри за-ставили его вернуться в степи. Это двия«йНие на юго-восток иногда называют «татарской оСлавои>>> по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захваТшками* Особенно ожесточенным было сопротивлвяие жи"
телей Козельска, прозванного врагами «злым городом». В 1239 г. монголы завоевали Муромское, Переяславское, Черниговское княжества.
В декабре 1240 г. было сломлено сопротивление жителей Киева. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские войска вторглись в Польшу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но затем отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Улус Джучи, известное также как Золотая Орда. Его столицей был Сарай-Бату на, Волге.
Разоренные русские земли были вынуждены признать свою зависимость от хана. Установилась система ордынского владычества над Русью. Сущность этой системы состояла в следующем: русские княжества в состав Орды не вошли, сохранили собственные княжения; князья, в особенности великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать большую дань («выход») монгольским правителям. Были проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны покинули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то ханом должностные лица — баскаки. В случае неповиновения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отряды — рати.
Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие последствия имело для Руси ордынское владычество? Ответ на первый вопрос очевиден: конечно, имело значение военное превосходство монголов (жесткая дисциплина, отличная конница,
мрокрасно налаженная разведка и др.), но решающую роль сыграли разобщенность русских князей, и * распри, неспособность объединиться даже перед 'пщом смертельной угрозы.
Мторой вопрос вызывает споры. Одни историки укалывают на важные последствия ордынского ииадычества в смысле формирования предпосылок ним создания единого Российского государства. Другие подчеркивают, что Орда не оказала значи-гсчп.ного влияния на внутреннее развитие Руси. Ишп.пшнство ученых сходятся в следующем: набеги нанесли тяжелейший материальный урон, со-иронождались гибелью населения, опустошением дореиень, разорением городов; дань, уходившая в <>РДУ. истощала страну, затрудняла восстановление и развитие хозяйства; Южная Русь фактически обособилась от Северо-Западной и Северо-Восточной, их исторические судьбы на долгое время ра.мнились; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, чеспотизму, единовластию князей. «В опустошенном общественном сознании оставалось место го т.ко инстинктам самосохранения и захвата» l/t. О. Ключевский).
Потерпев поражение от монголов, Русь тем не м<чк;е смогла успешно противостоять агрессии с се-шчю-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, насеченная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., окапалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики < Лишенной Римской империи и папства по подчинению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрессии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На гра-
вые научные центры, росло число их сотрудников. Несмотря на негативное отношение к кибернетике, в 1951г. в Киевском институте электротехники была создана первая в континентальной Европе цифровая электронно-вычислительная машина.
В литературе и искусстве главной была тема подвига героической победы советского народа в Великой Отечественной войне. В угоду партийной верхушке появилась масса произведений, до небес превозносивших вождя, показывавших войну па-фосно, односторонне, без ее острых проблем, изображавших противника в окарикатуренном виде. Например, в русле этого подхода А. А. Фадеев был вынужден переписывать свою книгу «Молодая гвардия» о молодых героях-подпольщиках Краснодона. Но вопреки давлению сверху появлялись произведения, отражавшие правду войны и судьбы простых людей. К ним относятся книги В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда», Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Образ русского солдата вдохновил скульптора Е. В. Вучетича на создание памятника Воину-освободителю, установленному в Трептов-парке в Берлине.
В качестве образной характеристики духовной жизни советского общества в хрущевскую эпоху прочно утвердился термин «оттепель». Так называлась повесть И. Г. Эренбурга, вышедшая в свет в 1954 г. В самом деле, в литературе и искусстве пробивались солнечные лучики, наполнявшие теплом унылый ледяной пейзаж прежних времен, но это была именно оттепель, которая в любой момент могла смениться новыми заморозками.
Партийный контроль над художественным творчеством принял более «мягкие» формы. Во второй половине 1950-х гг. были отменены некоторые постановления прежних лет, подвергавшие критике деятелей культуры. В частнос-
т. признавались ошибочными обвинения в адрес ипмиозиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофье-"п. А. И. Хачатуряна и др. Вместе с процессом ре-иОнлитации политических деятелей прошлого с жизни стали «возвращаться» неугодные ранее писатели. Люди обсуждали рассказы И. И. Бабеля, 'Мчсламировали стихи С. А. Есенина, цитировали <м гроты И.Ильфа и Е.Петрова. Для посещения |'|шждан был открыт Московский Кремль. В нача-'н1 1960-х гг. отменили обязательную регистрацию пмкчшзоров и радиоприемников и плату за их ис-iin.ii ьзование.
Видную роль в общественном сознании стали играть литературно-художественные журналы, на • границах которых после смерти Сталина развер-uy./iacb полемика (подчас завуалированная — люди читали «между строк») о проблемах художественного творчества. «Новый мир», редактором которого был А. Т. Твардовский, печатал публицистические статьи и художественные произведения тех иггоров, которые стремились поднимать живые, острые проблемы, показывать реальную жизнь людей. Такие работы печатали в 1950-х гг. и ноны е журналы — «Москва», «Октябрь», «Нева», •• Юность», «Иностранная литература» и др.
Писателей по-прежнему волновала военная тема, к ней обращались М. А. Шолохов («Судьба человека»), К. М. Симонов («Живые и мертвые»), К.В.Быков («Третья ракета»). Важным общест-пснным проблемам были посвящены книги Л. М. Леонова («Русский лес»), Д. А. Гранина («Искатели»), В. Д. Дудинцева («Не хлебом единым»). Судьбу узников сталинских лагерей отразил А. И. Солженицын («Один день Ивана Денисо-нича»). В литературу пришло новое поколение: поэты-фронтовики (Е. М. Винокуров, Ю. В. Друнина, М. А. Дудин, С. С. Наровчатов), прозаики, раз-
рабатывавшие «деревенскую» тему (Ф. А. Абр4 мов, В. И. Белов, Б. А. Можаев, В. Г. Распутин! Большой общественный резонанс получили стих! молодых поэтов — Б. А. Ахмадулиной, А. А. Воз-1 несенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождествен-1 ского. Они выступали на поэтических вечерах, со-[ биравших огромные аудитории. Наряду с поэтами выходили на сцену барды, среди которых выделялись Б. Ш. Окуджава и А. А. Галич.
Расширялись международные культурные контакты, теперь они не ограничивались только лишь рамками «социалистического лагеря». Летом 1957 г. Москва принимала Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В столицу СССР приехали 34 тыс. человек из 130 государств. В Советском* Союзе стали выступать артисты из западных стран. В 1958 г. в Москве прошел I Международный конкурс им. П. И. Чайковского, в котором участвовали пианисты и скрипачи.
Проводились недели иностранных кинофиль-; мов, в 1959 г. состоялся I Московский международный кинофестиваль. В 1958 г. «Золотую пальмовую ветвь» — главный приз кинофестиваля в Каннах — получила советская картина «Летят журавли», снятая режиссером М. К. Калатозовым по сценарию В. С. Розова. Большой популярностью пользовались фильмы «Весна на Заречной улице» Ф. Е. Миронера и М. М. Хуциева, «Карнавальная ночь» Э. А. Рязанова, «Баллада о солдате» Г. Н. Чухрая, «Девять дней одного года» М. И. Ромма и Д. Я. Храбровицкого.
Однако смелые по содержанию и новаторские по форме произведения литературы и искусства не всегда доходили до широкой аудитории. Н. С. Хрущев на встречах с представителями творческой интеллигенции постоянно предостерегал их от «шатаний и колебаний». В 1956 г. покончил с
I'oftoii А. А. Фадеев, много лет возглавлявший Союз миттелей СССР. В предсмертном письме он писал: • Искусство, которому я отдал свою жизнь, загуб-и'по самоуверенно-невежественным руководством шфтии...»
И 1958г. травле подвергся Б.Л.Пастернак, '•нуПликовавший свой роман «Доктор Живаго» за i |>л iii-щей. Он был вынужден отказаться от Нобе-х'пекой премии. По указу «о тунеядцах» был пеужден поэт И. А. Бродский, творчество которого по вписывалось в рамки соцреализма. Был на-иожон запрет на публикацию романа-эпопеи II. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», в котором содержался глубокий анализ сталинского режима. Площадную брань услышали в свой адрес от Хруще на участники выставки молодых художников в Мпиеже в декабре 1962 г. Главу партии и государ-< in» возмутили работы «формалистов» и «абстракционистов», он считал, что искусство должно быть простым и «понятным народу». (См. также билет N:' 22, вопрос 1.)
Билет № 3
1. Культура Руси в XIV—XVIвв. .
2. С какими событиями, процессами в истории Pociсии связаны понятия «отруб», «хутор», «Кресть-J янский банк»? Объясните их значение.
3. Работа с источником.
1. Батыево нашествие прервало мощный подъем! русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в.
В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв. отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержения ордынского владычества, объединения русских земель вокруг Москвы, формирования великорусской народности.
Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» — слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246 г.), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен иллюстрированный
• Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. И XIV—XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными ».
вкладывается жанр исторической песни («Песни о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Ря-iiiiiiii, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических 1НМНЯХ отразились и важнейшие события XVI в. — кшшпский поход Ивана Грозного, опричнина, об-liitii Грозного-царя. Победа в Куликовской битве li'WOr.породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщина» (ее автор Софо-и и и Рязанец использовал образы и отрывки «Сло-ип о полку Игореве»).
Создаются жития святых, в XVI в. они объедини ются в 12-томный свод «Великих Четьих-Ми-ntii». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин (<■ Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Фев-ропии Муромских» — история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермола-гм-Еразмом в середине XVI в. По-своему замечателен «Домострой», принадлежащий перу духовника Ивана Грозного Сильвестра, -— книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.
В конце XV—XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последо-иатели игумена Волоцкого монастыря Иосифа), от-гтаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви, и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек), порицающие
церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирскии наслаждениям. В 1564—1577 гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Анд^ рей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «самодержавства» царя, божественности его власти обретает в посла-1 ниях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересветов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г. — Авт.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей).
В 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга — «Апостол».
В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции исторического развития Руси—России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возобновляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордынского владычества. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов — легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине улице). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница
Москва. Признаки стольного города единого госу-Лпрстна она накапливает постепенно, но последова-нмп.по. В 1367—1369 гг. возводится белокаменный Кремль, в конце XV — начале XVI в. ставятся мнимо краснокирпичные стены и башни. Их возводит ныписанные из Италии мастера Пьетро Анто-нно Солари, Алевиз Новый, Марко Руффо. К тому |цн<мони на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский со-Пор (1479), выдающийся архитектурный памятник-, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты, и ию.менты строительного искусства Возрождения. Гидом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мистера строят Благовещенский собор (1484— I I8H). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завер-м тот великолепный ансамбль Соборной площади Лрхпнгельским собором, усыпальницей великих пинией (1505—1509). За Кремлевской стеной на Кроеной площади в 1555—1560 гг. в честь взятия Кп;шни возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дпла название «шатровый» архитектурному сти->мо, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения и Коломенском, 1532 г.). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление ц- пышности и красоте возрождается.
Живопись второй половины XIV—XV столетия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказы-иают о человеке, его душе, о поисках гармонии и
идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко рели гиозной, обретает неожиданную человечность; мягкость, философичность.
2. Понятия «отруб», «хутор», «Крестьянскш-банк» связаны со столыпинской аграрной ре\ формой, проведение которой началось в 1906 г.
Выступая во II Государственной думе 10 ма* 1907 г., премьер-министр России П. А. Столыпин закончил свою речь по аграрному вопросу програм-j мным заявлением: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нуж-! ны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!» Менее чем через месяц, 3 июня 1907 г., II Дума была распущена, принят новый избирательный закон, увеличивший представительство правых и центристских партий. Избранная по этому закону III Государственная дума проявляла большую готовность к сотрудничеству с исполнительной властью. Возможность опереться на два большинства — левооктябристское (октябристы и кадеты) и правооктябристское (октябристы и монархисты) — позволила правительству Столыпина вплоть до 1910—1911 гг. проводить вполне последовательную политику. Сложившуюся систему власти часто называют третьеиюньской монархией.
Столыпин предложил программу, в которой сочетались следующие направления: обеспечение социальной стабильности и правопорядка (в том числе применением чрезвычайных полицейских мер, учреждением военно-полевых судов и др.); проведение аграрной реформы; меры по поощрению промышленного роста; преобразования в политической и социальной сферах (улучшение быта рабочих, установление неприкосновенности личности,
признание права рабочих на участие в стачках, на-иоговая реформа и др.). Цель состояла в модерни-||цции экономики, социального и политического строя России при сохранении монархии, государ-гтнонной целостности, неприкосновенности права соЬственности.
11,онтральным направлением внутренней поли-ш к и была аграрная реформа. Крестьянское ма-моиемелье, примитивная в целом агротехника, ии:исие качественные показатели сельскохозяйст-1МЧ1МОГО производства, высокий уровень недоволь-гт|ц| и социального напряжения, безденежье, со-х| hi пение полунатурального хозяйства — все это ренолюция 1905—1907 гг. выявила с очевидно-пми. Революционные партии (эсеры) предлагали микнидировать помещичье землевладение и распределить землю на уравнительных началах среди крестьян. Крайне правые требовали сохранить гуществующее положение дел и ограничиться жесткими мерами по усмирению крестьян. Правительство Столыпина, опираясь на проект, разработки мый в начале XX в. С. Ю. Витте, избрало собст-иеимый курс реформ (указ от 6 ноября 1906 г. и закон от 14 июля 1910 г.).
Ыго замысел состоял в том, чтобы стимулиро-iiMTi. развитие аграрного предпринимательства, рынка, создать частные крестьянские (фермер-iuii(') хозяйства, укрепить слой мелких и средних собственников, повысить уровень благосостояния российской деревни, снизить социальное напряжение. Столыпин выступал резко против отнятия |Ц'мли у помещиков: «Национализация земли представляется гибельною для страны». Он делал el лику на зажиточное, трудолюбивое, самостоятельное крестьянство: «Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоста-пмть их в неотъемлемую собственность».
Крестьяне получили разрешение выходить вместе с землей из общины, объединять отдельные полосы своего надела в одном месте {отруб), переносить на него свой двор {хутор), покупать землю, расширять хозяйство. Земля переставала быть общинной и превращалась в личную собственность крестьян.
Правительство через Крестьянский банк оказывало выходящим из общины крестьянам финансовую помощь для приобретения земли у помещиков, желающих продать ее. Крестьянский поземельный банк был организован еще в 1882 г., он находился в ведении Министерства финансов, к 1915 г. имел отделения по всей стране (в 68 губерниях).
Правительство поощряло переселение крестьян из перенаселенной Центральной России в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток.
Были отменены все сословные ограничения для крестьян.
Итоги реформы вызывают споры современников и историков. С одной стороны, были достигнуты впечатляющие результаты: более 25% крестьян вышли из общины, более 15% надельных земель перешло в их личную собственность, крестьяне купили почти 10 млн десятин земли у помещиков, возникли крепкие фермерского типа хозяйства, существенно возросла продуктивность сельского хозяйства, в несколько раз увеличилось применение машин. С другой стороны, не принесла ожидаемых результатов переселенческая политика: многие из переселенцев, встретившись с непреодолимыми трудностями, возвращались в родные моста, перенаселенность центральных губерний сохранялась. Болезненной оказалась реакция многих крестьян на попытки внедрить предпринимательские начала в сельскую среду и свести к минимуму значение
общинных традиций. Поджоги, порча инвентаря и имущества вышедших из общины кулаков отражали недовольство весьма значительных слоев крестьянства. В то же время идея «черного передела» не исчезала из массового сознания. О помещичьей земле мечтали и беднота, и богатеи.
Аграрная реформа не была завершена. Столыпин говорил о двадцати годах, необходимых для ее проведения. Но 1 сентября 1911 г. премьер-министр был убит террористом. 1 августа 1914 г. Россия вступила в Первую мировую войну. В феврале 1917 г. пала монархия, и Временное правительство объявило об отказе от столыпинской реформы.
Жизнь выдающегося реформатора сложилась трагически: социалисты и либералы клеймили его за «столыпинские галстуки» (виселицы) и военно-полевые суды, правые обвиняли в предательстве интересов монархии. С убийством Столыпина власть фактически отказалась от попыток модернизировать страну. Бурный промышленный подъем 1909—1913 гг. к началу Первой мировой войны исчерпал себя, пошедшее в 1907—1910 гг. на спад революционное движение обрело новую динамику, в избранной в 1912 г. IV Государственной думе возобладали оппозиционные настроения. Война выявила всю непрочность достигнутых успехов.
Билет № 4