По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа»

Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги

просим направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа»:

127018, Москва, а/я 79. Тел.: (495) 79S-05-41. E-mail: chief@drofa.ru

По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа»

обращаться по адресу: 127018,Москва, Сущевский вал, 49.

Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52. Торговый дом «Школьник». 109172, Москва, ул. Малые Каменщики,

д. 6, стр. 1А. Тел.: (495) 911-70-24, 912-15-16, 912-45-76. Сеть магазинов «Переплетные птицы». Тел.: (495)912-45-76. ■ -. Интернет-магазин: http://www.drofa.ru

, Отпечатано в ОАО «Чеховский полиграфический комбинат» Сайт: www.chpk.ru E-mail:marketing@chpk.ru факс 8(49672) 6-25-36, тел. 8(499) 270-73-59

Билет № 1

. Древняя Русь в IX — начале XII в.: возникнове­ние государства, древнерусские князья и их де-нтельность.

и 1С какому периоду истории России относятся на-пшния РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясни­те, чем отличались эти группы.

>. Работа с источником1.

 

ISBN 978-5-358-06042-5

©ООО «Дрофа», 2008

Возникновение Древнерусского государства тра­диционно связывают с объединением Прииль-менья и Приднепровья в результате похода на Ки­ев новгородского князя Олега в 882 г. Убив кня­живших в Киеве Аскольда и Дира, Олег стал править от имени малолетнего сына князя Рюри­ка — Игоря.

Образование государства явилось итогом дли­тельных и сложных процессов, происходивших на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины во второй половине I тыс. н. э. К VII в. на ее просторах расселились восточнославянские пле­менные союзы, названия и местоположение кото­рых известны из древнейшей из дошедших до нас русских летописей — «Повести временных лет» Нестора (XII в.). Это поляне (вдоль западного бере­га Днепра), древляне (к северо-западу от них), ильменские словене (по берегам озера Ильмень и реки Волхов), кривичи (в верховьях Днепра, Вол-

1 В качестве третьего вопроса в экзаменационные биле­ты включены задания к отрывкам из документов — истори­ческих источников, работ историков. Количество докумен­тов является большим, чем число билетов. Тексты и ответы к третьему заданию представлены на с. 198.

ги и Западной Двины), вятичи (по берегам Оки), северяне (по Десне) и др.

Северными соседями восточных славян были финно-угры, западными — балты, юго-восточны­ми — хазары. Большое значение в их ранней исто­рии имели торговые пути, один из которых соеди­нял Скандинавию и Византию (путь «из варяг в греки» от Финского залива по Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, реке Ловать к Днепру и Черному морю), а другой связывал при­волжские области с Каспийским морем и Персией. Нестор приводит знаменитый рассказ о призва­нии ильменскими словенами варяжских (скан­динавских) князей Рюрика, Синеуса и Трувора: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами». Рюрик пред­ложение принял и в 862 г. вокняжился в Новгоро­де (вот почему памятник «Тысячелетие России» возведен в Новгороде именно в 1862 г.).

Многие историки XVIII—XIX вв. были склонны понимать эти события как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне и восточные славяне не смогли создать свое государ­ство самостоятельно (норманнская теория). Совре­менные исследователи признают эту теорию несос­тоятельной. Они обращают внимание на следую­щее:

— летописный рассказ Нестора доказывает, что у восточных славян к середине IX столетия сущест­вовали органы, являвшиеся прообразом государст­венных институтов (князь, дружина, собрание представителей племен — будущее вече);

— варяжское происхождение Рюрика, а также Олега, Игоря, Ольги, Аскольда, Дира бесспорно, но приглашение иноплеменника в качестве прави­теля является важным показателем зрелости пред­посылок к формированию государства. Племенной

союз осознает свои общие интересы и пытается раз­решить противоречия между отдельными племена­ми призванием стоящего над местными разногла­сиями князя. Варяжские князья, окруженные сильной и боеспособной дружиной, возглавили и :ишершили процессы, ведшие к образованию госу­дарства;

— крупные племенные суперсоюзы, включав­шие несколько союзов племен, у восточных славян «ложились уже в VIII—IX вв. — вокруг Новгорода и вокруг Киева;

— в формировании Древнерусского государства нажную роль сыграли внешние факторы: исходив­шие извне (Скандинавия, Хазарский каганат) уг­розы подталкивали к сплочению;

— варяги, дав Руси правящую династию, до-иольно быстро ассимилировались, слились с мест­ным славянским населением.

Что касается названия «Русь», то его происхож­дение продолжает вызывать споры. Часть истори­ков связывают его со Скандинавией, другие на­ходят его корни в восточнославянской среде (от племени рось, жившего по Днепру). Некоторые ис­следователи полагают, что русью называли славян, живших на южном берегу Балтийского моря.

В конце IX — начале XI в. Древнерусское госу­дарство переживало период становления. Активно шло формирование его территории и соста­ва. Олег (882—912) подчинил Киеву племена древ­лян, северян и радимичей, Игорь (912—945) ус­пешно воевал с уличами, Святослав (964—972) — с вятичами.

В правление князя Владимира (980—1015) Киеву были подчинены волыняне и белые хорва­ты, подтверждена власть над радимичами и вяти­чами. Кроме восточнославянских племен в состав Древнерусского государства входили финно-угор-

ские народы (чудь, меря, мурома и др.)- Стелен независимости племен от киевских князей был довольно высокой.

Показателем подчинения власти Киева долгое время была лишь выплата дани. До 945 г. она осу ществлялась в форме полюдья: князь и его дружи­на с ноября по апрель объезжали подвластные тер­ритории и собирали дань. Убийство в 945 г. древ­лянами князя Игоря, попытавшегося вторично собрать превышавшую традиционный уровень дань, заставило его жену княгиню Ольгу ввести уроки (размер дани) и установить погосты (мес­та, куда должна была свозиться дань). Это был пер­вый известный историкам пример того, как кня­жеская власть утверждает новые нормы, обяза­тельные для древнерусского общества.

Важными функциями Древнерусского госу­дарства, которые оно начало выполнять с момен­та своего возникновения, были также защита тер­ритории от военных набегов (в IX — начале XI в. это были главным образом набеги степняков-кочевников хазар и печенегов) и проведение актив­ной внешней политики (походы на Византию в 907, 911, 944, 970 гг., русско-византийские дого­воры 911 и 944 гг., разгром Хазарского каганата в 964—965 гг. и др.).

Период становления Древнерусского государст­ва завершился правлением князя Владимира I Свя­того, или Владимира Красное Солнышко. При нем в 988 г. из Византии было принято христианство, создана система оборонительных крепостей на юж­ных рубежах государства.

На Руси сложилась так называемая лествич-ная система передачи власти. Порядок насле­дования определялся принципом старшинства в княжеском роду. Владимир, заняв киевский пре­стол, посадил своих старших сыновей в крупней-

шие русские города. Самое важное после киевско­го — новгородское — княжение было передано его гтиршему сыну. В случае смерти старшего сына его моего должен был занять следующий по старшин­ству, все остальные князья перемещались на более ножные престолы. При жизни киевского князя эта система работала безотказно. После его смерти, ник правило, наступал более или менее длитель­ный период борьбы его сыновей за киевское кня­жение.

Расцвет Древнерусского государства приходит­ся на время княжения Ярослава Мудрого (1019— 1054) и его сыновей.

К этому времени относится древнейшая часть Русской Правды — первого дошедшего до нас памятника письменного права («Закон Русский», сведения о котором восходят к правлению князя Олега, не сохранился ни в оригинале, ни в спи­сках). Русская Правда регулировала отношения в княжеском и барском хозяйстве — вотчине. Ее пиализ позволяет историкам говорить о сложив­шейся системе государственного управления: ки­евский князь, как и местные князья, окружен дру­жиной, верхушку которой называют боярами и с которой он совещается по важнейшим вопросам (дума, постоянный совет при князе). Из дружинни­ков назначаются посадники для управления горо­дами, воеводы, данники (сборщики поземельных податей), мытники (сборщики торговых пошлин), тиуны (управляющие княжескими вотчинами) и др.

Русская Правда содержит ценные сведения о древнерусском обществе. Его основу составляли свободное сельское и городское население (люди). Существовали рабы (челядь, холопы), зависимые от князя земледельцы (закупы, рядовичи, смер­ды — о положении последних историки не имеют единого мнения).

Ярослав Мудрый вел энергичную династиче­скую политику, связав своих сыновей и дочерей узами брака с правящими родами целого ряда европейских государств — Венгрии, Польши, Франции, Германии и др.

Ярослав умер в 1054 г., до 1074 г. его сыновьям удавалось согласовывать свои действия. Затем между ними начались распри. Ресскую землю тем временем разоряли половцы-кочевники, появив­шиеся в причерноморских степях. В конце XI — начале XII в. власть киевских князей ослабла, все большую независимость приобретали отдельные княжества. Тенденции к раздроблению единого го­сударства усиливались по мере того, как богатели и крепли отдельные его области. Князья то и дело воевали друг с другом, правда, порой они пытались договориться друг с другом о взаимодействии в борьбе с половецкой угрозой.

Последним киевским князем, сумевшим приос­тановить распад Древнерусского государства, был Владимир Мономах (1113—1125). Он вошел в ис­торию как крупный политик, сторонник единства Руси, защитник ее рубежей.

Мономах был инициатором созыва княжеского съезда в Любече в 1097 г. Он организовал несколь­ко общерусских походов на половцев, самым круп­ным из которых стал поход 1111 г., когда княже­ским дружинам удалось взять половецкий город Шарукань.

После смерти сына Владимира Мономаха Мстислава Великого (1125—1132) раздроблен­ность Руси стала свершившимся фактом.

2. Названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры связаны с политическими партиями, которые дей­ствовали в России в начале XX столетия.

РСДРП и эсеры представляли социалистов, октябристы и кадеты — либералов.

 

Российская социал-демократическая рабо­чая партия {РСДРП) была образована в 1898 г. им I партийном съезде, проходившем в Минске. Ее истоки лежали в деятельности первых марксист-псих организаций, созданных русскими революци­онерами, — группы «Освобождение труда» во гла-ц(> с Г. В. Плехановым, ряда марксистских круж­ков, союзов борьбы за освобождение рабочего класса, действовавших в крупных промышленных центрах.

В 1903 г. на II съезде РСДРП были приняты программа и устав партии. Тогда же в ней произо­шел раскол на большевиков и меньшевиков. Со иременем большевики и меньшевики стали отдель­ными самостоятельными партиями.

Партия социалистов-революционеров (ПСР, >серы) фактически сложилась в 1901—1902 гг., ее учредительный съезд проходил в финском городе Иматра в конце 1905 — начале 1906 г.

Эсеры были идейными наследниками народ­ников, выступавших за построение в России об­щинного (крестьянского) социализма. В конце X ГХ — начале XX в. сформировалась идеология ноонародничества, творцы которой к своим тради­ционным постулатам добавили элементы марксиз­ма, в частности стали признавать рабочий класс иажной революционной силой. До прихода к класти большевиков в октябре 1917 г. эсеры были самой многочисленной политической партией в России.

Конституционно-демократическая пар­тия (кадеты, более точное название конституционно-демократическая партия народной свободы) была образована на своем I съезде, который проходил в Москве в октябре 1905 г.

  _J
Линии Социал-демократы ■
сравнения Большевики 1 Меньшевики 1
Общественный идеал Социализм Социализм 1 1
Средства Революция, массовое Революция, массовое ■
достижения движение движение 1
Социальная Неквалифицирован- Квалифицированные 1
опора ные рабочие, бедней- рабочие, демократиче- 1
  шее крестьянство, ра- екая интеллигенция
  дикальная интелли-  
  генция  
Политические В. И. Ленин Ю. О. Мартов
лидеры   Г. В. Плеханов
Основные политические — свержение самодер­жавия — ликвидация само- I
лозунги — созыв Учредительно- — созыв Учредительно- 1
  го собрания го собрания 1
  — быстрый переход от — постепенный пере- 1
  буржуазно-демокра- ход от буржуазно-де-
  тической революции мократической рево-
  к социалистической люции к социалис-
  — установление дикта- тической
  туры пролетариата — установление дикта-
  — 8-часовой рабочий туры пролетариата,
  день представляющего
  — национализация большинство населе-
  земли ния
  — право наций на само- — 8-часовой рабочий
  определение вплоть день
  до отделения — муниципализация
    земли
    — национально- куль-
    турная автономия
  1 |

либеральные партии России начала XX в.

< оциалисты- Либеральные партии
ркнолюцио-    
неры Кадеты Октябристы
"шшлизм Буржуазно-демократиче- Буржуазно-демокра-
  ское общество тическое общество
1'||М1.ЛЮЦИЯ, Реформы, эволюцион- Реформы, эволюци-
шдшшдуаль- ный путь развития онный путь разви-
"|.| И ч'оррор   тия
крестьянство, Интеллигенция, либе- Либеральное дво-
гидикальная ральное дворянство, бур- рянство, часть чи-
"ичч'ллигенция жуазия новничества, торго-
    во-промышленные
    круги
11 M. Чернов П. Н. Милюков А. И. Гучков
уничтоже- — отказ от самодержавия — отказ от самодер-
ние само- — переход к конституци- жавия
державия онной монархии или — переход к консти-
созыв Учре- республике туционной монар-
дительного — разделение властей хии
собрания — ответственность пра- — разделение влас-
осуществле- вительства перед Ду- тей
ние соци- мой — ответственность
альной рево- — демократические сво- правительства пе-
люции боды ред царем и перед
установле- — постепенное введение Думой
ние дикта- 8-часового рабочего — демократические
туры трудо- ДНЯ свободы
вого народа — возможность принуди- — отчуждение час-
8-часовой тельного отчуждения ти помещичьих
рабочий части помещичьих зе- земель за выкуп
день мель за выкуп как крайняя мера
социализа- — самоуправление Поль- — предоставление
ция земли ши и Финляндии, автономии Фин-
- федератив- культурная автоно- ляндии при со-
ное устрой- мия ряда народов при хранении унитар-
ство госу- сохранении целостнос- ности государства
дарства ти государства  

Ее предшественниками являлись либеральные организации, действовавшие в первые годы XX в., — «Союз освобождения» и «Союз земцев-конституцио­налистов». Кадеты были наиболее крупной либе­ральной партией в России.

«Союз 17 октября» {октябристы) — либе­ральная партия, получившая свое название в честь манифеста «Об усовершенствовании государствен­ного порядка», подписанного императором Нико­лаем II 17 октября 1905 г. Ее организационное оформление началось в октябре 1905 г. и заверши­лось на I съезде, проходившем в Москве в феврале 1906 г. Как политическое течение октябризм воз­ник на земских и городских съездах 1904— 1905 гг., участники которых выдвигали умерен­но-либеральные требования.

Главные отличия социалистов и либералов за­ключались в следующем:

— идеалом социалистов было общество, в кото­ром не будет места частной собственности, — соци­алистическое, либералы же считали право владеть частной собственностью одним из краеугольных прав в демократическом обществе;

— социалисты опирались на народные низы — крестьянство, пролетариат, на часть интеллиген­ции, либералы действовали преимущественно в среде буржуазии, чиновничества, демократиче­ской интеллигенции;

— социалисты делали ставку на насильственное свержение существующего строя, либералы высту­пали за путь реформ.

Билет № 2

I. I >орьба Руси против внешней агрессии в ХШ В-

i. Сравните развитие культуры в СССР в 1'11)53 гг. и в период «оттепели», назовите 0°Щие черты и различия. |-1. Работа с источником.

В 1206 г. возникла Монгольская держава ^° гла" но с ханом Темучином, принявшим титу^ хана iicox монголов — Чингисхана. К 30-м гг. ^ в' монголы подчинили своей власти Северный >итаи> I Со рею, Среднюю Азию, Закавказье. В 12'^ г- в (>и шве на Калке объединенное войско рус'ких и половцев потерпело поражение от 30-тысячй0ГО от-ряда монголов. Чингисхан отказался от про^виже" ния в южнорусские степи. Русь получила почти пятнадцатилетнюю передышку, но восполь'овать" ся ею не смогла: все попытки объединенй11' пре­кращения междоусобиц оказались тщетный*

В 1236 г. внук Чингисхана Батый начал £°Х°Д в Восточную Европу. Покорив Волжскую БУ1гаРию и половцев, он в декабре 1237 г. вторгся в"язан' ское княжество, разорил его и двинулся да^ьше на Владимир. Город, несмотря на ожесточен11106 со~ п[)отивление, пал, а 4 марта 1238 г. в битве на Реке С-ить монголы разбили главные силы Вл^ДимиР' (■кой земли, князь Юрий Всеволодович бь^1 Уоит-Взяв Торжок, войско Батыя могло идти ни Новго­род, но весенняя распутица и большие поРи за-ставили его вернуться в степи. Это двия«йНие на юго-восток иногда называют «татарской оСлавои>>> по дороге Батый грабил и сжигал русские города, которые мужественно сражались с захваТшками* Особенно ожесточенным было сопротивлвяие жи"

телей Козельска, прозванного врагами «злым горо­дом». В 1239 г. монголы завоевали Муромское, Пе­реяславское, Черниговское княжества.

В декабре 1240 г. было сломлено сопротивление жителей Киева. В 1241 г. пало Галицко-Волынское княжество. Монгольские войска вторглись в Поль­шу, Венгрию, Чехию, вышли к Северной Италии и Германии, но затем отступили и вернулись в степи Нижнего Поволжья. Здесь в 1243 г. было создано государство Улус Джучи, известное также как Золотая Орда. Его столицей был Сарай-Бату на, Волге.

Разоренные русские земли были вынуждены признать свою зависимость от хана. Установилась система ордынского владычества над Русью. Сущность этой системы состояла в следующем: русские княжества в состав Орды не вошли, сохра­нили собственные княжения; князья, в особеннос­ти великий князь владимирский, получали ярлык на княжение в Орде, утверждавшей их пребывание на престоле; они должны были выплачивать боль­шую дань («выход») монгольским правителям. Бы­ли проведены переписи населения, установлены нормы сбора дани. Монгольские гарнизоны поки­нули русские города, но до начала XIV в. сбором дани занимались уполномоченные на то ханом должностные лица — баскаки. В случае неповино­вения (а антимонгольские восстания вспыхивали нередко) на Русь присылались карательные отря­ды — рати.

Встают два важных вопроса: почему русские княжества, проявив героизм и мужество, не смогли дать отпор завоевателям? Какие по­следствия имело для Руси ордынское влады­чество? Ответ на первый вопрос очевиден: конеч­но, имело значение военное превосходство монго­лов (жесткая дисциплина, отличная конница,

мрокрасно налаженная разведка и др.), но решаю­щую роль сыграли разобщенность русских князей, и * распри, неспособность объединиться даже перед 'пщом смертельной угрозы.

Мторой вопрос вызывает споры. Одни историки укалывают на важные последствия ордынского ииадычества в смысле формирования предпосылок ним создания единого Российского государства. Другие подчеркивают, что Орда не оказала значи-гсчп.ного влияния на внутреннее развитие Руси. Ишп.пшнство ученых сходятся в следующем: набе­ги нанесли тяжелейший материальный урон, со-иронождались гибелью населения, опустошением дореиень, разорением городов; дань, уходившая в <>РДУ. истощала страну, затрудняла восстановле­ние и развитие хозяйства; Южная Русь фактиче­ски обособилась от Северо-Западной и Северо-Вос­точной, их исторические судьбы на долгое время ра.мнились; прервались связи Руси с европейскими государствами; победили тенденции к произволу, чеспотизму, единовластию князей. «В опустошен­ном общественном сознании оставалось место го т.ко инстинктам самосохранения и захвата» l/t. О. Ключевский).

Потерпев поражение от монголов, Русь тем не м<чк;е смогла успешно противостоять агрессии с се-шчю-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, насе­ченная племенами ливов, ятвягов, эстов и др., ока­палась во власти немецких рыцарей-крестоносцев. Действия крестоносцев были частью политики < Лишенной Римской империи и папства по подчи­нению языческих народов католической церкви. Именно поэтому основными инструментами агрес­сии являлись духовно-рыцарские ордены: Орден меченосцев (основан в 1202 г.) и Тевтонский орден (основан в конце XII в. в Палестине). В 1237 г. эти ордены объединились в Ливонский орден. На гра-

 

вые научные центры, росло число их сотрудников. Несмотря на негативное отношение к кибернетике, в 1951г. в Киевском институте электротехники была создана первая в континентальной Европе цифровая электронно-вычислительная машина.

В литературе и искусстве главной была тема подвига героической победы советского народа в Великой Отечественной войне. В угоду партийной верхушке появилась масса произведений, до небес превозносивших вождя, показывавших войну па-фосно, односторонне, без ее острых проблем, изо­бражавших противника в окарикатуренном виде. Например, в русле этого подхода А. А. Фадеев был вынужден переписывать свою книгу «Молодая гвардия» о молодых героях-подпольщиках Крас­нодона. Но вопреки давлению сверху появлялись произведения, отражавшие правду войны и судьбы простых людей. К ним относятся книги В. П. Не­красова «В окопах Сталинграда», Б.Н.Полевого «Повесть о настоящем человеке». Образ русского солдата вдохновил скульптора Е. В. Вучетича на создание памятника Воину-освободителю, установ­ленному в Трептов-парке в Берлине.

В качестве образной характеристики духовной жизни советского общества в хрущевскую эпоху прочно утвердился термин «оттепель». Так назы­валась повесть И. Г. Эренбурга, вышедшая в свет в 1954 г. В самом деле, в литературе и искусстве про­бивались солнечные лучики, наполнявшие теплом унылый ледяной пейзаж прежних времен, но это была именно оттепель, которая в любой момент могла смениться новыми заморозками.

Партийный контроль над художествен­ным творчеством принял более «мягкие» формы. Во второй половине 1950-х гг. были отме­нены некоторые постановления прежних лет, под­вергавшие критике деятелей культуры. В частнос-

т. признавались ошибочными обвинения в адрес ипмиозиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофье-"п. А. И. Хачатуряна и др. Вместе с процессом ре-иОнлитации политических деятелей прошлого с жизни стали «возвращаться» неугодные ранее писатели. Люди обсуждали рассказы И. И. Бабеля, 'Мчсламировали стихи С. А. Есенина, цитировали <м гроты И.Ильфа и Е.Петрова. Для посещения |'|шждан был открыт Московский Кремль. В нача-'н1 1960-х гг. отменили обязательную регистрацию пмкчшзоров и радиоприемников и плату за их ис-iin.ii ьзование.

Видную роль в общественном сознании стали играть литературно-художественные журналы, на • границах которых после смерти Сталина развер-uy./iacb полемика (подчас завуалированная — люди читали «между строк») о проблемах художествен­ного творчества. «Новый мир», редактором которо­го был А. Т. Твардовский, печатал публицистиче­ские статьи и художественные произведения тех иггоров, которые стремились поднимать живые, острые проблемы, показывать реальную жизнь лю­дей. Такие работы печатали в 1950-х гг. и но­ны е журналы — «Москва», «Октябрь», «Нева», •• Юность», «Иностранная литература» и др.

Писателей по-прежнему волновала военная те­ма, к ней обращались М. А. Шолохов («Судьба че­ловека»), К. М. Симонов («Живые и мертвые»), К.В.Быков («Третья ракета»). Важным общест-пснным проблемам были посвящены книги Л. М. Леонова («Русский лес»), Д. А. Гранина («Искатели»), В. Д. Дудинцева («Не хлебом еди­ным»). Судьбу узников сталинских лагерей отра­зил А. И. Солженицын («Один день Ивана Денисо-нича»). В литературу пришло новое поколение: поэты-фронтовики (Е. М. Винокуров, Ю. В. Друни­на, М. А. Дудин, С. С. Наровчатов), прозаики, раз-

рабатывавшие «деревенскую» тему (Ф. А. Абр4 мов, В. И. Белов, Б. А. Можаев, В. Г. Распутин! Большой общественный резонанс получили стих! молодых поэтов — Б. А. Ахмадулиной, А. А. Воз-1 несенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождествен-1 ского. Они выступали на поэтических вечерах, со-[ биравших огромные аудитории. Наряду с поэтами выходили на сцену барды, среди которых выделя­лись Б. Ш. Окуджава и А. А. Галич.

Расширялись международные культурные кон­такты, теперь они не ограничивались только лишь рамками «социалистического лагеря». Летом 1957 г. Москва принимала Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В столицу СССР приехали 34 тыс. человек из 130 государств. В Советском* Союзе стали выступать артисты из западных стран. В 1958 г. в Москве прошел I Международ­ный конкурс им. П. И. Чайковского, в котором участвовали пианисты и скрипачи.

Проводились недели иностранных кинофиль-; мов, в 1959 г. состоялся I Московский междуна­родный кинофестиваль. В 1958 г. «Золотую паль­мовую ветвь» — главный приз кинофестиваля в Каннах — получила советская картина «Летят журавли», снятая режиссером М. К. Калатозо­вым по сценарию В. С. Розова. Большой популяр­ностью пользовались фильмы «Весна на Заречной улице» Ф. Е. Миронера и М. М. Хуциева, «Карна­вальная ночь» Э. А. Рязанова, «Баллада о солда­те» Г. Н. Чухрая, «Девять дней одного года» М. И. Ромма и Д. Я. Храбровицкого.

Однако смелые по содержанию и новаторские по форме произведения литературы и искусства не всегда доходили до широкой аудитории. Н. С. Хрущев на встречах с представителями твор­ческой интеллигенции постоянно предостерегал их от «шатаний и колебаний». В 1956 г. покончил с

I'oftoii А. А. Фадеев, много лет возглавлявший Союз миттелей СССР. В предсмертном письме он писал: • Искусство, которому я отдал свою жизнь, загуб-и'по самоуверенно-невежественным руководством шфтии...»

И 1958г. травле подвергся Б.Л.Пастернак, '•нуПликовавший свой роман «Доктор Живаго» за i |>л iii-щей. Он был вынужден отказаться от Нобе-х'пекой премии. По указу «о тунеядцах» был пеужден поэт И. А. Бродский, творчество которого по вписывалось в рамки соцреализма. Был на-иожон запрет на публикацию романа-эпопеи II. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», в котором со­держался глубокий анализ сталинского режима. Площадную брань услышали в свой адрес от Хру­ще на участники выставки молодых художников в Мпиеже в декабре 1962 г. Главу партии и государ-< in» возмутили работы «формалистов» и «абстрак­ционистов», он считал, что искусство должно быть простым и «понятным народу». (См. также билет N:' 22, вопрос 1.)

Билет № 3

1. Культура Руси в XIV—XVIвв. .

2. С какими событиями, процессами в истории Pociсии связаны понятия «отруб», «хутор», «Кресть-J янский банк»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

1. Батыево нашествие прервало мощный подъем! русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направ­лений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества — удар, оправиться от кото­рого удалось лишь к середине XIV в.

В идеях и образах русской культуры XIV— XVI вв. отразились настроения эпохи — времени решающих успехов в борьбе за обретение независи­мости, свержения ордынского владычества, объ­единения русских земель вокруг Москвы, форми­рования великорусской народности.

Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» — сло­ва из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246 г.), хранила в первую очередь лите­ратура. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княже­ствах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод — важное свидетельство прогресса в деле объединения стра­ны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московско­го князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен иллюстрированный

• Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержа­щий более полутора десятков тысяч миниатюр. И XIV—XV вв. излюбленной темой устного народ­ного творчества становится борьба Руси с «невер­ными ».

вкладывается жанр исторической песни («Пес­ни о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Ря-iiiiiiii, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических 1НМНЯХ отразились и важнейшие события XVI в. — кшшпский поход Ивана Грозного, опричнина, об-liitii Грозного-царя. Победа в Куликовской битве li'WOr.породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побо­ище» и вдохновенная «Задонщина» (ее автор Софо-и и и Рязанец использовал образы и отрывки «Сло-ип о полку Игореве»).

Создаются жития святых, в XVI в. они объеди­ни ются в 12-томный свод «Великих Четьих-Ми-ntii». В XV в. описывает свое путешествие в Ин­дию и Персию тверской купец Афанасий Никитин (<■ Хожение за три моря»). Уникальным литератур­ным памятником остается «Повесть о Петре и Фев-ропии Муромских» — история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермола-гм-Еразмом в середине XVI в. По-своему замечате­лен «Домострой», принадлежащий перу духовни­ка Ивана Грозного Сильвестра, -— книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.

В конце XV—XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведе­ниями. Ожесточенно спорят иосифляне (последо-иатели игумена Волоцкого монастыря Иосифа), от-гтаивающие принцип невмешательства государ­ства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви, и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Максим Грек), порицающие

церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирскии наслаждениям. В 1564—1577 гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Анд^ рей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», — внуша­ет Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет — когда поп и лукавые рабы правят, царь же — только по имени и по чести царь, а властью ни­сколько не лучше раба?» Идея «самодержавства» царя, божественности его власти обретает в посла-1 ниях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом при­звании царя-самодержца пишет в «Большой чело­битной» (1549) Иван Пересветов: карая бояр, за­бывших о долге перед обществом, праведный мо­нарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представ­ления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» — Константинополь, разоренный в 1453 г. — Авт.) пали, третий стоит, четвертому же — не бывать» (Филофей).

В 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печат­ная книга — «Апостол».

В зодчестве XIV—XVI вв. тенденции истори­ческого развития Руси—России отразились с осо­бой очевидностью. На рубеже XIII—XIV вв. возоб­новляется каменное строительство — в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордын­ского владычества. В XIV в. в Новгороде появляет­ся новый тип храмов — легких, нарядных, свет­лых (Спас на Ильине улице). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, тре­буя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница

Москва. Признаки стольного города единого госу-Лпрстна она накапливает постепенно, но последова-нмп.по. В 1367—1369 гг. возводится белокамен­ный Кремль, в конце XV — начале XVI в. ставятся мнимо краснокирпичные стены и башни. Их возво­дит ныписанные из Италии мастера Пьетро Анто-нно Солари, Алевиз Новый, Марко Руффо. К тому |цн<мони на территории Кремля итальянцем Арис­тотелем Фиораванти уже возведен Успенский со-Пор (1479), выдающийся архитектурный памят­ник-, в котором опытный взгляд увидит и традицион­ные для владимиро-суздальского зодчества черты, и ию.менты строительного искусства Возрождения. Гидом с еще одной работой итальянских мастеров — Грановитой палатой (1487—1489) — псковские мистера строят Благовещенский собор (1484— I I8H). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завер-м тот великолепный ансамбль Соборной площади Лрхпнгельским собором, усыпальницей великих пинией (1505—1509). За Кремлевской стеной на Кроеной площади в 1555—1560 гг. в честь взятия Кп;шни возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой — шатром. Эта деталь дпла название «шатровый» архитектурному сти->мо, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения и Коломенском, 1532 г.). Ревнители старины бо­рются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление ц- пышности и красоте возрождается.

Живопись второй половины XIV—XV столе­тия — это золотой век Феофана Грека, Андрея Руб­лева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Тро­ица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказы-иают о человеке, его душе, о поисках гармонии и

идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко рели гиозной, обретает неожиданную человечность; мягкость, философичность.

2. Понятия «отруб», «хутор», «Крестьянскш-банк» связаны со столыпинской аграрной ре\ формой, проведение которой началось в 1906 г.

Выступая во II Государственной думе 10 ма* 1907 г., премьер-министр России П. А. Столыпин закончил свою речь по аграрному вопросу програм-j мным заявлением: «Противникам государствен­ности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нуж-! ны великие потрясения, нам нужна Великая Рос­сия!» Менее чем через месяц, 3 июня 1907 г., II Ду­ма была распущена, принят новый избирательный закон, увеличивший представительство правых и центристских партий. Избранная по этому закону III Государственная дума проявляла большую готовность к сотрудничеству с исполнительной властью. Возможность опереться на два большин­ства — левооктябристское (октябристы и кадеты) и правооктябристское (октябристы и монархисты) — позволила правительству Столыпина вплоть до 1910—1911 гг. проводить вполне последователь­ную политику. Сложившуюся систему власти час­то называют третьеиюньской монархией.

Столыпин предложил программу, в которой со­четались следующие направления: обеспечение со­циальной стабильности и правопорядка (в том чис­ле применением чрезвычайных полицейских мер, учреждением военно-полевых судов и др.); прове­дение аграрной реформы; меры по поощрению про­мышленного роста; преобразования в политиче­ской и социальной сферах (улучшение быта рабо­чих, установление неприкосновенности личности,

признание права рабочих на участие в стачках, на-иоговая реформа и др.). Цель состояла в модерни-||цции экономики, социального и политического строя России при сохранении монархии, государ-гтнонной целостности, неприкосновенности права соЬственности.

11,онтральным направлением внутренней поли-ш к и была аграрная реформа. Крестьянское ма-моиемелье, примитивная в целом агротехника, ии:исие качественные показатели сельскохозяйст-1МЧ1МОГО производства, высокий уровень недоволь-гт|ц| и социального напряжения, безденежье, со-х| hi пение полунатурального хозяйства — все это ренолюция 1905—1907 гг. выявила с очевидно-пми. Революционные партии (эсеры) предлагали микнидировать помещичье землевладение и рас­пределить землю на уравнительных началах среди крестьян. Крайне правые требовали сохранить гуществующее положение дел и ограничиться жесткими мерами по усмирению крестьян. Прави­тельство Столыпина, опираясь на проект, разрабо­тки мый в начале XX в. С. Ю. Витте, избрало собст-иеимый курс реформ (указ от 6 ноября 1906 г. и за­кон от 14 июля 1910 г.).

Ыго замысел состоял в том, чтобы стимулиро-iiMTi. развитие аграрного предпринимательства, рынка, создать частные крестьянские (фермер-iuii(') хозяйства, укрепить слой мелких и средних собственников, повысить уровень благосостояния российской деревни, снизить социальное напряже­ние. Столыпин выступал резко против отнятия |Ц'мли у помещиков: «Национализация земли представляется гибельною для страны». Он делал el лику на зажиточное, трудолюбивое, самостоя­тельное крестьянство: «Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоста-пмть их в неотъемлемую собственность».

Крестьяне получили разрешение выходить вместе с землей из общины, объединять от­дельные полосы своего надела в одном месте {от­руб), переносить на него свой двор {хутор), поку­пать землю, расширять хозяйство. Земля переста­вала быть общинной и превращалась в личную собственность крестьян.

Правительство через Крестьянский банк ока­зывало выходящим из общины крестьянам финан­совую помощь для приобретения земли у помещи­ков, желающих продать ее. Крестьянский позе­мельный банк был организован еще в 1882 г., он находился в ведении Министерства финансов, к 1915 г. имел отделения по всей стране (в 68 гу­берниях).

Правительство поощряло переселение кресть­ян из перенаселенной Центральной России в Си­бирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток.

Были отменены все сословные ограничения для крестьян.

Итоги реформы вызывают споры современни­ков и историков. С одной стороны, были достигну­ты впечатляющие результаты: более 25% крестьян вышли из общины, более 15% надельных земель перешло в их личную собственность, крестьяне ку­пили почти 10 млн десятин земли у помещиков, возникли крепкие фермерского типа хозяйства, су­щественно возросла продуктивность сельского хо­зяйства, в несколько раз увеличилось применение машин. С другой стороны, не принесла ожидаемых результатов переселенческая политика: многие из переселенцев, встретившись с непреодолимыми трудностями, возвращались в родные моста, пере­населенность центральных губерний сохранялась. Болезненной оказалась реакция многих крестьян на попытки внедрить предпринимательские нача­ла в сельскую среду и свести к минимуму значение

общинных традиций. Поджоги, порча инвентаря и имущества вышедших из общины кулаков отра­жали недовольство весьма значительных слоев крестьянства. В то же время идея «черного переде­ла» не исчезала из массового сознания. О поме­щичьей земле мечтали и беднота, и богатеи.

Аграрная реформа не была завершена. Столы­пин говорил о двадцати годах, необходимых для ее проведения. Но 1 сентября 1911 г. премьер-ми­нистр был убит террористом. 1 августа 1914 г. Рос­сия вступила в Первую мировую войну. В феврале 1917 г. пала монархия, и Временное правительство объявило об отказе от столыпинской реформы.

Жизнь выдающегося реформатора сложилась трагически: социалисты и либералы клеймили его за «столыпинские галстуки» (виселицы) и воен­но-полевые суды, правые обвиняли в предательст­ве интересов монархии. С убийством Столыпина власть фактически отказалась от попыток модер­низировать страну. Бурный промышленный подъ­ем 1909—1913 гг. к началу Первой мировой войны исчерпал себя, пошедшее в 1907—1910 гг. на спад революционное движение обрело новую динамику, в избранной в 1912 г. IV Государственной думе возобладали оппозиционные настроения. Война выявила всю непрочность достигнутых успехов.

Билет № 4