Оборудование для кузовных, малярных и обойных работ
При производстве ТР автомобильного подвижного состава на АТП широко используется технологическое оборудование для производства кузовных, малярных и обойных работ
На кузовном участке производятся такие работы, как вытяжка, правка и ремонт кузовов легковых автомобилей и автобусов, гидравлическая клепка автомобильных рам и ряд других.
В последние годы наметились два направления развития устройств, применяемых для ремонта поврежденных рам и кузовов автомобилей. На крупных АТП, а также на специализированных предприятиях по ремонту кузовов применяются стационарные автоподъемники, стационарные устройства, на которых крепят поврежденный автомобиль, и приспособления, применяемые при правке деталей кузова автомобиля.
Часто установка и подъемник образуют единый стенд, дополнительное оснащение которого позволяет вести на нем не только ремонт кузова, но и другие ремонтные работы.
На более мелких АТП, где выполняют разнообразный ремонт, чаще пользуются транспортабельными установками, разработанными для восстановления кузовов автомобилей.
Следует отметить также две тенденции развития приспособлений для ремонта деформированных кузовов автомобилей. Одна их них — развитие универсальных приборов и приспособлений, применяемых при ремонте различных марок автомобилей. Другая тенденция — развитие специализированных приспособлений и инструментов, используемых при ремонте только определенной марки автомобилей. Такой специализированный инструмент требует от рабочих менее высокой квалификации, чем универсальный, а производительность их труда выше.
Для вытяжки, правки и ремонта деформированных мест кузовов, подрамников, поперечин, оперений легковых автомобилей серийно выпускаются стенды стенд со стационарной рамой и переносным инструментом. На раме располагаются приспособления и инструмент для гидравлической правки и крепления автомобилей. Гидропривод состоит из нескольких гидронасосов с ножным приводом, нескольких гидроцилиндров и шлангов высокого давления с наконечниками и клапаном.
Правка производится с использованием гидропривода и комплекта приспособлении методом растяжки (снаружи автомобиля) или методом вдавливания (внутри автомобиля).
Ручная правка производится для окончательного устранения повреждений кузовов.
Усилие на плунжере гидроцилиндров составляет до 10 тс.
Ведутся работы по созданию стенда для вытяжки и правки кузовов легковых автомобилей с использованием луча лазера и метрических линеек для контрольных операций. Привод стенда гидравлический, включает в себя два насоса с ножным приводом и два силовых цилиндра. Точность измерения ±2 мм.
Для гидроклепки автомобильных рам выпускаются установки с максимальным усилием на скобе до 20 те. Максимальный диаметр расклепываемой заклепки 12 мм.
Кроме указанного оборудования, для производства кузовных работ используются также набор инструментов и приспособлений с передвижным гидроприводом для правки кузовов, ручные ножницы с гидроприводом, головка режущая с насосом, наборы ключей гаечных для монтажно-демонтажных работ.
На малярном участке выполняют такие операции, как удаление старой краски, подготовка поверхности кузова к окраске, окраска, сушка.
Как правило, для удаления старой краски используются наборы инструментов, включающие в себя комплекты фрез, проволочных щеток, шлифовальных кругов и др. Иногда используется передвижной, электромеханический инструмент подвесного типа с гибким валом.
Для обдува очищенной поверхности сжатым воздухом используется ручные пистолеты с измененной формой воздушной струи.
Для распыливания лакокрасочных материалов сжатым воздухом используются краскораспылители различных моделей.
Окраска автомобилей производится в окрасочных камерах для окраски легковых и грузовых автомобилей. Как правило, окрасочные камеры изготавливаются стационарными, проходными, с нижним отсосом.
Промышленностью изготавливается ряд образцов оборудования для сушки легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Это сушильные стационарные камеры проходного типа, с терморадиационной сушкой при температуре до 140°С. Время сушки 30—45 мин. К этому же типу оборудования можно отнести и самоходный портал для сушки автобусов (передвижной, терморадиационный с температурой сушки 80, 100, 130°С).
Для шлифовки и полировки лакокрасочного покрытия автомобиля используются ручные электрические, высокочастотные устройства со скоростью вращения дисков до 1750 об/мин.
На обойном участке используется такое оборудование, как станки фуговальные, станки обдирочно-заточные, пилы циркулярные. Для обивки сидений у легковых, грузовых автомобилей и автобусов широко используются швейные машины различных моделей и др.