Системы единиц физических величин

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов.- М.: Высш. школа, 1989.- 367 с.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира.- М.: Политиздат, 1985.- 266 с.

3. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике.- Л.: Наука, 1984.- 312 с.

4. Мороз А.И. Курс теории систем.- М.: Высш. школа, 1987.- 478 с.

5. Калашников В.В. Сложные системы и методы их анализа.- М.: Знание, 1980.- 346 с.

6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М.: Прогресс, 1986.- 365 с.

7. Макаров И.М. и др. Теория выбора и принятия решения.- М.: Наука, 1987.- 367 с.

8. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при расплывчатой информации.- М.: Наука, 1981.- 212 с.

9. Элти Дж., Кумбс М. Экспертные системы: концепции и примеры.- М.: Финансы и статистика, 1987.- 324 с.

10. Ефимов А.Н. Элитные группы, их возникновение и эволюция//Знание –сила.- 1988.- №1.- С.56-64.

11. Загоруйко Н.Г., Елкина В.Н., Лбов Г.С. Алгоритмы обнаружения эмпирических закономерностей.- Новосибирск: Наука, 1985.- 318 с.

12. Перегудов Ф.И. Основы системного проектирования АСУ организационными комплексами.- Томск: ТГУ, 1984.- 234 с.

13. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой.- М.: Экономика, 1975.- 278 с.

14. Джонс Дж.К. Методы проектирования.- М.: Мир, 1986.- 326 с.

 

 

1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

СИСТЕМНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.1. Системные представления в практической деятельности . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.2. Системность мышления и познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . .6

1.3. Системность как всеобщее свойство материи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1.4. Системность как объект исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

2. МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

2.1. Развитие понятия модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11

2.2. Моделирование как неотъемлемый этап всякой

целенаправленной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.3. Способы воплощения моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.4. Условия реализации свойств моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2.5. Свойства моделей и их соответствие реальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

2.6. Развитие и совершенствование моделей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

3. СИСТЕМЫ И ИХ МОДЕЛИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

3.1. Система как средство достижения цели

(первое определение системы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

3.2. Строение систем и их модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

3.3. Структурная схема системы (второе определение системы) . . . . . . . . . .26

3.4. Динамические модели систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

3.5. Искусственные и естественные системы (обобщенное понятие

системы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

3.6. Классификация систем. Большие и сложные системы . . . . . . . . . . . . . . .29

3.7. Информационные аспекты исследования систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32

3.8. Экспериментальное исследование систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

4. ВЫБОР (принятие решений) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

4.1. Многообразие задач выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

4.2. Языки описания выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44

4.3. Групповой выбор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

4.4. Выбор в условиях неопределенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48

4.5. Достоинства и недостатки идеи оптимальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50

4.6. Экспертные методы выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52

4.7. Человеко-машинные системы выбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

4.8. Выбор и отбор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .55

5. ПРОЦЕДУРЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57

5.1. Декомпозиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57

5.2. Агрегирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

5.3. Неформализуемые этапы системного анализа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

5.4. Практическое использование результатов системного анализа . . . . . . . 71

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

ОГЛАВЛЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .76

 

Первой системой единиц физических величин считается метрическая система мер, принятая Национальным собранием Франции в 1791 г. Эта система включала в себя единицы длин, площадей, объемов, вместимости и веса, в основу которых были положены две единицы: метр и килограмм.

Первоначально единицы измерения выбирались произвольно, без какой-либо связи друг с другом. Это создавало большие неудобства и трудности. Развитие метрической системы мер в различных отраслях науки и техники происходило разобщенно и привело к появлению многих систем единиц физических величин и большого количества внесистемных единиц. Появилось большое число произвольных единиц для одной и той же величины, что затрудняло сравнение результатов измерений, произведенных различными наблюдателями.