Лекция № 17. Обучение населения в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и гражданской обороны.

I. Общие положения по обучению населения.

II. Основополагающие государственные документы в области ГО и защиты населения от ЧС.

 

Порядок обучения, повышения квалификации и аттестации работников ж.д. транспорта.

Подготовка работников ж.д. транспорта в области ГО и ЧС определяется указанием МПС России от 26.09.96г. №-849у.

Обучению, повышению квалификации и аттестации по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС подлежат председатели и члены НКЧС, НОДКЧС, РБ, УРБ, дорожные и отделенческие ревизоры аппаратов РБ и УРБ, начальники ВП и ПП и их заместители, а также преподаватели ВУЗов, филиалов РАПС.

Периодичность обучения, повышение квалификации установлена: председатель НКЧС – один раз в 5 лет и при назначении; члены НКЧС, председатели и члены НОДКЧС – один раз в 3 года; начальники ВП, ПП, их заместители и преподаватели ВУЗов – один раз в 2 года.

Проверка знаний требований безопасности движения поездов работниками ОАО «РЖД» осуществляется в соответствии с приказом МПС России от 17.11.2000г. №284 и распоряжением ОАО «РЖД» от 25.12.2005г. №2191р. При этом определены: периодичность испытаний всех работников (один раз в 5 лет и в 3 года), а также при назначении на должность; порядок проверки знаний и порядок оформления результатов проверки знаний; состав комиссий и перечень должностей и профессий работников ОАО «РЖД», подлежащих испытаниям и др. вопросы.

Персонал железных дорог проходит обучение по ГО ЧС как и все остальное население России на базе постановлений Правительства РФ и указаний МЧС России.

Существующие программы обучения в области Го и ЧС рассчитывается на 117, 112 и 12 часов в зависимости от категорий обучаемых.

Кроме того, совершенствование знаний, умений и навыков персонала ж.д. транспорта в области ГО и ЧС осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок. Также учения и тренировки проводятся периодически по срокам:

- КШУ – один раз в 2 – 3 года (в зависимости от уровня);

- ТСУ – один раз в год;

- Штабные тренировки – один в год;

- Комплексные учения – один раз в 3 года.

Первый вопрос. Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС осуществ­ляется на основе постановлений Правительства РФ «О порядке подго­товки населения в области защиты от ЧС» от 24.07.95г. №738 и «Об утверждении Положения об организации обучения населения в об- . ласти ГО» от 2.11.2000г. №841, а также с учетом «Организационных указаний по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС» МЧС России - последние указания действуют на 2001 -2005 годы). Подготовка населения в области ГО.

1.Основные задачи обучения:

а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой меди­цинской помощи, правил пользования индивидуальными коллектив­ными средствами защиты;

б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

в) выработка умений и навыков для проведения АСйДНР;

г) овладение личным составом гражданских организаций бЭ' (далее именуются - формирования) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опас­ностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Группы обучения. Лица, подлежащие обучению, подразделя­ются на группы:

а) начальники федеральных органов исполнительной власти,субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления и организаций;

б) должностные лица ГО, руководители и работники органов, осуществляющих управление ГО (далее именуются - должностные лица и работники ГО), а также НГО организаций;

в) личный состав формирований;

г) работающее население, не входящее в состав формирований;

д) учащиеся учреждений общего образования и студенты учре­ждений профессионального образования;

е) неработающее население.

3. Места обучения и сроки переподготовки

Обучение является обязательным и оно ведется в рамках единой системы ГО и РСЧС в: учебных заведениях МЧС России; учреждени­ях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций; учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов РФ (далее именуются - учебно-методические центры); на курсах ГО муниципальных образований (далее именуются - курсы ГО); по месту работы; по месту жительства граждан.

Повышение квалификации руководителей организаций, должностных лиц и работников ГО, преподавателей курса «Основы БЖД» и дисципли­ны «БЖД» проводится не реже одного раза в 5 лет. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей по ГО, переподготовка или повышение квалификации проводится в течение первого года.

4. Все органы исполнительной власти от федеральных до мест­ного самоуправления, а также организаций в целях ведения-обучения в той или иной степени:

а) планируют и осуществляют мероприятия по обучению; б) осуществляют организационно-методическое руководство и кон­троль за обучением, находящихся в сфере ведения этих органов;

в) участвуют в разработке государственных стандартов, про­грамм и методик обучения по курсу «Основы БЖД» и дисциплины «БЖД»;

г) организуют и осуществляют пропаганду знаний в области ГО;

д) создают и оснащают учебную базу в подчиненных подразде­лениях, организуют издания учебной литературы, наглядных пособий по ГО и решают другие задачи в области ГО. (м7н

5. Формы обучения в области ГО (по группам обучаемых) Группа руководителей (от федерального территориального уровней):

а) самостоятельная работа с нормативными документами по ГО;

б) изучение своих функциональных обязанностей по ГО;

в) личное участие в учебно-методических сборах, учениях, тре­нировках и др. плановых мероприятиях по ГО;

Группа руководитетлейорганизаций, должностные лица и работники ГО: самостоятельная подготовка; переподготовка и повышение квалифи­кации в учебных заведениях МЧС России, учебно-методических цен­трах и на курсах ГО; участие в учениях, тренировках и др. плановых мероприятиях по ГО.

Личный состав формирований: повышение квалификации в учебно-методических центрах и на курсах ГО (руководители форми­рований); проведение занятий с личным составом формирований по месту работы; участие в учениях и тренировках по ГО.

Работающее население (не входящее в состав формирований): проведение занятий по месту работы; участие в учениях, тренировках и др. плановых мероприятиях по ГО; индивидуальное изучение спо­собов защиты от опасностей, возникающих во время ведения боевых действий.

Учащиеся общего образования и студенты: обучение в учебное время по курсу «Основы БЖД» и дисциплины «БЖД»; участие в уче­ниях и тренировках по ГО; чтение памяток, листовок и пособий, про­слушивание радио передач и просмотр телепрограмм по тематике ГО.

Неработающее население (по месту жительства): посещение ме­роприятий, проводимых по тематике ГО (беседы, лекции, консульта­ции, показ учебных фильмов и т.д.); участие в учениях по ГО; чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радио передач и про­смотр телепрограмм по тематике ГО.

Подготовка населения в области защиты от ЧС осуществляется по аналогичной схеме, соответствующей подготовке в области ГО, т.е. теже формы, методы подготовки населения и в тех же местах обучения - в единой системе РСЧС и ГО.

МЧС России осуществляет координацию, методическое руково­дство и контрольна подготовкой населения в единой системе - облас­тях ГО и защиты ЧС, а также определяет объем программ и перио­дичность обучения в Академии Гражданской защиты, учебно-методических центрах по ГО и ЧС и на курсах ГО городов и районов.

Отметим в заключение этого вопроса следующее. Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от ЧС, имеют право: на информирование о риске, которому они могут под­вергнуться в ходе учений и тренировок; на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках; на со­хранение средней зарплаты по месту работы на период участия в учениях и тренировках за счет средств организаций, планирующих и проводящих подобные занятия.

Второй вопрос. В основу всей деятельности по вопросам ГО и защиты от ЧС положены законодательные акты РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные и правовые акты министерств и ведомств, а также опыт ведения ГО в прошедших войнах и военных конфликтах у нас и за рубежом.

Базовые документы для организации и ведения ГО и защиты от ЧС довольно многочисленны. Выделим основополагающие государ­ственные документы в этой области.

Федеральные законы:

1. Конституция РФ.

2. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68 – ФЗ.

3. «Об обороне» от 24.04.1996 г. №61 – ФЗ, от 19.07.2007 г. № 103 – ФЗ.

4. «О гражданской обороне» от 22.08.2004 г. № 122 – ФЗ.

5. «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69 – ФЗ.

6. «О радиационной безопасности населения» 09.01.1996 г. № 3 – ФЗ.

7. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116 – ФЗ.

8. «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151 – ФЗ.

Указы Президента РФ:

1. «Концепция национальной безопасности РФ» от 10.01.2000 г. № 24.

2. «Военная доктрина РФ» от 21.04.2000 г. № 706.

Постановления правительства РФ:

1. «О порядке отнесения организаций к категориям ГО» от 19.09.1998 г. № 1115.

2. «О порядке отнесения территорий к группам по ГО» от 03.10.1998 г. № 1149.

3. «О порядке создания убежищ и иных объектов» от 29.11.1999 г. № 1309.

4. «О создании (назначении) в организациях подразделений (работников) специально уполномоченных на решение задач в области ГО» от 10.07.1999 г. № 782.

5. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» от 02.11.2000 г. № 841.

6. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» от 24.07.1995 г. № 738, от 04.09.2003 г. № 547.

7. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.2003 г. № 794, 27.05.2005 г. № 335, от 03.10.2006 г. № 600.

8. «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 21.05.2007 г. № 304.

9. «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ» от 26.11.2007 г. № 804.

 

Лекция № 18. Государственная противопожарная служба (ГПС)

  1. Задачи, структура и перспективы развития ГПС.
  2. Организация государственного пожарного надзора.
  3. Пожарная автоматика. Перспективы ее развития.

 

Справка. Обстановка с пожарами в стране остается напряженной. Ежегодное число пожаров в стране составляет более 230 тыс., т.е. ежедневное число пожаров более 630. Из общего числа пожаров около 70% происходит в городах, а 30% в сельской местности. Более 70% пожаров происходит в жилом секторе, где погибает до 90% людей. Практически каждый второй пожар происходит по причине неосторожного обращения с огнем, каждый четвертый – от электрооборудования и бытовых приборов. В числе других причин пожаров: шалость детей с огнем – порядка 4%; сварочные и огневые работы - порядка 2%; поджоги, печное отопление и др.

Первый вопрос. Государственная противопожарная служба (ГПС) является основой функционирования системы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Она входит в состав МЧС России.

Федеральный орган управления ГПС - ГУ ГПС МЧС России (главное управление ГПС). Начальник управления – Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору.

Территориальные и специальные органы управления и подразделения ГПС: управления, отделы ГПС МЧС России субъектов РФ; центры управления силами и службы пожаротушения; отряды ГПС; пожарные части; региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров; учебные центры; полигоны и др. подразделения.

Научно- исследовательские и образовательные учреждения пожарно-технического профиля; академия ГПС МЧС России с двумя филиалами и др. учебные заведения.

Создано семь региональных специализированных отрядов и 92 спецчасти. Имеется более 5 тыс. пожарных депо.

Задачи ГПС:

– организация и разработка государственных мер и нормативного регулирования в области пожарной безопасности;

– осуществление государственного пожарного надзора;

– организация и осуществление мер охраны населенных пунктов и предприятий от пожаров;

– тушение пожаров и проведение связанных с ними АСДНР;

– подготовка, переподготовка и повышение кадров для пожарной охраны и др. финансовые, материально-технические вопросы.

Справка. Подразделения ГПС ежегодно совершают более 2 млн. выездов; спасают от гибели более 60 тыс. человек и уничтожения огнем мат. ценностей на сумму более 23 млрд. рублей.

Время оперативного реагирования на сообщение о пожаре составляет 8 мин. – в городе и 18,5 мин. – в сельской местности. Среднее время тушения пожара – 40 минут в городах и до 70 минут – в сельской местности. Сотрудниками ГПС ежегодно обследуется около 4 млн. объектов различного назначения и форм собственности. Профилактика пожаров позволяет предотвращать около 900 тыс. пожаров.

Перспективы развития ГПС. Государственное управление в области пожарной безопасности постоянно совершенствуется. С 2002 г. и по настоящее время внесены изменения и дополнения в более чем 35 законодательных актов. Несмотря на принятые меры, необходимо дальнейшее совершенствование системы пожарной безопасности и в первую очередь ГПС. Основными направлениями в этой области являются:

– эффективное интегрирование самой ГПС в систему МЧС России (т.к. не все вопросы решены после вхождения ГПС в состав МЧС);

– совершенствование нормативной правовой базы, принятие соответствующих решений органами местного самоуправления, направленных на улучшение обстановки с пожарами;

– подготовка и реализация соответствующих региональных целевых программ для укрепления материально-технической базы ГПС и повышения социальной защищенности и ее личного состава;

– совершенствование организации работы с органами Госвласти субъектов РФ и местного самоуправления по заключению договоров на создание территориальных подразделений ГПС, содержащихся за счет их средств;

– обеспечение функционирования объектовых подразделений ГПС, осуществляющих основу экономического потенциала страны;

– организация работы по комплектованию подразделений ГПС личным составом, в том числе и отделов ГПС региональных центров.

Второй вопрос. Система обеспечения пожарной безопасности (под ней следует понимать совокупность сил и средств, а так же мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами) включает:

– органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– предприятия;

– граждан.

Государственных пожарный надзор – это специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений ГПС в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Основные направления осуществления надзора:

– надзор за соблюдением требований безопасности всеми органами власти – сверху донизу;

– надзор за эксплуатацией объектов, а так же при их проектировании, строительстве, капремонте и реконструкции зданий и сооружений;

– надзор за соблюдением разрешительного (лицензионного) порядка осуществления (услуг) в области пожарной безопасности, а также за соблюдением противопожарных норм и правил при лицензировании др. видов деятельности (работ, услуг);

– надзор за соблюдением правил сертификации продукции и услуг;

– проведение противопожарной пропаганды и надзор за организацией обучения мерам пожарной безопасности;

– административно- правовая деятельность, в т.ч. разработка и утверждение нормативных документов по пожарной безопасности и др. вопросы.

Правовые основы деятельности ГПС:

– Конституция РФ: Ст. ст. 7; 34; 41; 55; 72;

– основные положения Гражданского законодательства РФ, определяющие деятельность ГПС в области ГОСПОЖНАДЗОРА (ст. 2 ГК РФ; ст. 3, ч. 2 и др.);

– основные положения Уголовного законодательства РФ (ст. 28 УК РФ и др.)

– обоснованный риск (ст. 41 УК РФ; ст. 167 УК РФ);

– основные положения Федерального законодательства о пожарной безопасности («О пожарной безопасности» ФЗ (ст. 5,6));

Права и ответственность лиц ГПС, осуществляющих государственный пожарный надзор, закрепляются соответствующими положениями, законами, инструкциями.

Справка. Ответственность должностных лиц (уголовная) закреплена ст. ст. УК РФ – 183; 283; 285; 286; 289; 291; 293 – за халатность; ст. 1069 ГК РФ – за незаконные действия (бездействия).

Особенности осуществления госпожнадзора в современных условиях:

а) Факторы, определяющие приоритеты деятельности ГПС:

– расширение прав собственников по распоряжению своим имуществом (право на предпринимательские риски);

– расширение прав субъектов РФ в области обеспечения общественной безопасности;

– приоритет принципов эффективности и экономической целесообразности мер пожарной безопасности;

– возрастание роли расчетных методов при разработке систем пожарной безопасности объектов;

– формирование экономических критериев оценки деятельности ГПС (оптимизации затрат на «пассивную» и «активную» защиту объектов; гармонизации принципов абсолютной безопасности и обоснованных рисков; обеспечения предпринимательских рисков; определение ущербов от пожаров относительно ВВП);

– формирование механизма регулирования отношений в области противопожарного страхования, лицензирования, сертификации;

– высокая динамика информационных процессов;

– интеграция в мировую экономику;

б) Факторы, осложняющие осуществление госпожнадзора:

– несоответствие традиционных методов надзорной деятельности современной социально-экономической ситуации;

– низкое качество нормативно- правовой базы;

– недостаток высокоэффективных технологий надзорной деятельности;

– слабое информационно-методическое обеспечение подразделений ГПС и объектов;

– несоответствие уровня ресурсного обеспечения сложности задач по совершенствованию надзорной деятельности и др.

 

Третий вопрос. Системы автоматической пожарной сигнализации. Такая система включает в себя несколько пожарных извещателей. Одной из главных функций систем пожарной сигнализации (СПС) является выдача адреса возникшего загорания. Основу системы СПС составляет пожарные извещатели. Последние могут быть: дискретные не адресные; дискретные адресные; аналого-адресные.

Дискретные извещатели срабатывают при наличии контролируемого параметра (тепло, дым, излучение пламени) определенного значения и выдают сигнал «пожар» в приемно-контрольном приборе. Аналоговые извещатели передают количественную характеристику контролируемого фактора пожара.

Тепловые пожарные извещатели типа ТЧК (термочувствительный кабель) в настоящее время в России не выпускаются. Они обладали значительной инерционностью, не могли работать в агрессивных средах, восприимчивы к электромагнитным наводкам.

Современные извещатели и системы работают с использованием волоконно-оптических световодов, что позволяет исключить предшествующие недостатки и измерять координату аномалии (пожара) и температуру в листе аномалии и ее градиент.

В России разработаны и используются радиоизотопные (ионизационные) дымовые извещатели типов ИП-211-1 и ИП-211-2. последний извещатель обеспечивает сигнализацию при появлении дыма до 0,1 мг/м3 (применяются на АЭС). Продлена эксплуатация радиоизотопного дымового извещателя типа РИД-6М.

На различных подземных и наземных объектах горнодобывающей и нефтехимической промышленности используются тепловые рудничные извещатели серии ИПР-4/1. Они имеют взрывозащитное исполнение.

Традиционно в России (как и во всем мире) большое количество объектов (особо промышленных и складских) защищается автоматическими водяными и пенными установками пожаротушения.

1. Модульные установки с тонким распылом воды. Подобные установки с тонкораспыленной водой («водяной туман), размер частиц в которых мкм, более эффективны обычной спринклерной установки с импульсным устройством (традиционная схема). Эффективность в них достигается за счет увеличения поверхности охлаждения. Для создания тонкого распыла применяют высокое давление и специальные оросители. Недостаток их в том, что создать установку непрерывного действия можно только при применении высокопарных насосов, что требует изменить стандарты на трубы и их технологию сборки. Поэтому такие установки делают модульными, т.е. с ограниченным запасом воды (до 1000л.). Их применяют для локального тушения. Длительность работы не превышает 30 мин. Для замены насосов применяют газ под давлением, который закачивают в емкость, либо используют отдельный баллон с газом под давлением. Применяют так же пиротехнические заряды, размещаемые в баке с водой.

2. Газовые установки пожаротушения. Такие установки также модульного типа с объемом модуля 8-120 литров. Из отдельных модулей можно составлять батареи. Разработаны системы электроуправления модулями. Используется широкий спектр газов для пожаротушения: хладон 114Б2, хладон 125, хладон 318Ц (игмер), хладон- 227еа, азот, СО2, FE-13, аргон, шестифтористая сера (F6S)).

Установки газового пожаротушения выпускаются отечественными производителями.

Особенности таких систем управления и сигнализации:

– автоматический пуск от двух сработавших извещателей;

– дистанционный пуск устанавливается у эвакуационных выходов снаружи защищаемых помещений;

– на входных дверях в помещение необходимо предусматривать устройства отключения автопуска установки при открывании дверей;

– установка световой сигнализации о режиме работы такой установки (УПТ);

– в помещении должна устанавливаться световая и звуковая сигнализация о выпуске в помещении газа;

– местный пуск подобных УПТ в помещениях должен быть исключен или блокирован.

Модули для хранения жидкой двуокиси углерода имеют емкость резервуара от 3 до 25 тонн, что позволяет тушить помещения от 800м3 до 15000м3. Есть такие емкости и для азота.

3. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения.

В системе автоматической противопожарной защиты они заняли определенное место. Единственный недостаток порошковых модулей – ограниченный (не более 5 лет) срок применения порошка в модулях.

Модули бывают следующих типов:

– с разрушающейся оболочкой (типа «Буран») – одноразового действия;

– с размещением в корпусе порошка газогенерирующего устройства (типа «Веер»);

– заказной модуль (типа «Газпром»);

– двухбаллонные - с порошком и газом под высоким давлением (типа «МАУПТ»).

Аэрозольные установки разработаны в последние годы. Главный элемент в них – генератор огнетушащего аэрозоля (ГОА) – специальный твердотопливные или пиротехнические композиции, которые способны самостоятельно гореть без доступа воздуха с образованием инертных газов, солей и окислов щелочных металлов. Механизм действия подобен порошкам. При работе ГОА образуют высокотемпературные зоны до 1500о С на расстоянии от 50 до 200см, что заставляет снижать подобную температуру применением химических компонентов. Поэтому при применении ГОА в помещениях должен учитываться этот недостаток. Приведение ГОА в действие осуществляется от электрического, теплового или механического сигнала. ГОА с электропуском можно применять в АУП. Подача АОС в помещение составляет 50-100 г/м3 для горячего аэрозоля и 100-200 г/м3 – для хладона.

В целом, в настоящее время отечественный рынок технических средств имеет все виды пожарной автоматики и можно создать систему автоматической пожарной защиты любого назначения и любой сложности.


 

Св. план 2009 г., поз

 

Рубцов Борис Николаевич

 

Общий курс безопасности в чрезвычайных ситуациях

Конспект лекций

 

 

Подписано в печать Тираж экз. Заказ

Формат 60х84/16 Усл.-п.л.

127994, Москва, ул. Образцова, д.9, стр.9. Типография МИИТа


[*] Здесь и в дальнейшем под объектом (…ами) следует понимать (если это не оговорено особо) живые организмы, технические средства, здания, сооружения и элементы окружающей среды, подвергающиеся поражающему воздействию.

[†] Установлена Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. №304

[‡] К ликвидации ЧС могут привлекаться силы и средства МЧС России, других министерств и ведомств по обращению за помощью комиссий по ЧС и в соответствии с законодательством РФ

[§] Трансграничная ЧС (если ЧС выходит за границы РФ или затрагивает территорию РФ от внешней ЧС). Постановление Правительства РФ от 27.05.2005 г. № 335

[**] К этому положению нужно относиться критически. В н/в можно многие природные процессы вызвать искусственно (землетрясения, наводнения, сход лавин и т.д.)

* Энергия физических взрывов намного меньше, чем у химических. На практике они встречаются реже (это взрывы сжатых газов, перегретых жидкостей, разлив расплавленного металла в воду). В дальнейшем рассматриваются химические взрывы.

 

[††] -табл. величины; «стх» - означает стехиометрический состав.

[‡‡] Стандартное давление при воздуха (МСА-международная стандартная атмосфера).

[§§] На границе облака при

* Видимый свет и ультрафиолетовое излучение не относят к ИИ.

* В некоторых источниках WR определяется как коэффициент качества излучения и обозначается Q или К.

1 Радиоактивное облучение, полученное в течение первых четырех суток, принято называть однократным, а за большее время – многократным. Доза радиации, не приводящая к снижению работоспособности (боеспособности) личного состава формирований (личного состава армии во время войны): однократная (в течение первых четырех суток) –50рад; многократная: в течение первых 10-30 суток –100рад; в течение трех месяцев – 200рад; в течение года –300рад. Не путать, речь идет о потере работоспособности, хотя последствия облучения (см. табл..6.2) сохраняются.

* Опасное хим. вещество – вещество прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель (ГОСТ Р22.0.05 - 94).

** АХОВ – это ОХВ, применяемое в производстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах) (ГОСТ Р22.9.05-95).

*** АХОВИД – аварийно химически опасное вещество ингаляционного действия, т. е. это АХОВ, при выбросе (разливе) которого может произойти массовое поражение людей ингаляционным путем (ГОСТ Р22.9.05-95).

[***] Глубина зон от первичного и вторичного облаков определяются по таблицам как функции Г¢ = f(Qэ1, VВ) и Г¢¢= f(Qэ2, VВ), где VВ – скорость ветра, м/с.

* Числитель для первичного, знаменатель для вторичного облаков.

** Плотность аммиака дана для атмосферного давления. При давлении в емкости более атмосферного плотность аммиака (как и любого газообразного АХОВ) умножается на давление в емкости.

* КЧСПБ на объектах создаются в случае необходимости и при наличии соответствующей материально – технической базы.