Лекция № 15. Предупреждение и ликвидация ЧС

I. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС.

II.Содержание и основы ведения АСДПР.

Первый вопрос.Одной из центральных задач систем ГО и РСЧС является разра­ботка и реализация научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и смягчение их последствий. Эта задача вытекает из самой сути и предназначения этих систем. Под предупреждением ЧС понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение рис­ка возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Предупреждение ЧС, а также повышение устойчивости функ­ционирования объектов в современных условиях приобретают всё большее значение. Это объясняется рядом причин и в первую оче­редь такими как:

1. Ослаблением механизмов государственного регулирования и безо­пасности в производственной сфере, снижением технологической дисци­плины производства на всех уровнях, а также снижением противоаварийной устойчивости производства, произошедший в результате затянувшей­ся структурной перестройки экономики России.

2. Износом основных производственных фондов и снижением темпов обновления этих фондов.

3. Ростом объёмов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, а также накоплением отхо­дов производства, которые могут представлять угрозу населению и окружающей среде.

4. Снижением требовательности и эффективности работы орга­нов государственного надзора и инспекций.

5. Повышением вероятности возникновения военных конфлик­тов и террористических актов и др. причинами.

Отметим, что наибольшую опасность в техногенной сфере представляют радиационные и транспортные (в том числе и ЖДТ) аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных ве­ществ, взрывы и пожары, аварии на электроэнергетических системах и др. видов.

Вопросы предупреждения ЧС проблемные. Они сложны и мас­штабны. Так, в России насчитывают около 45 тыс. потенциально опасных объектов различного типа и ведомственной подчинённости. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровья в случае возник­новения техногенных ЧС проживают около 80 млн. человек, т. е. 55% населения страны. Поэтому для решения подобных задач должны быть привлечены все органы РСЧС и ГО.

Отметим также и то, что проблемы ПУФО и предупреждения ЧС до последнего времени (до 90гг.) в основном рассматривались применитель­но к ЧС, характерным для военного времени. Были созданы научно обос­нованные методики оценки устойчивости объектов в военное время. Эти разработки актуальны и сейчас. Вместе с тем, в современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения ЧС мирного времени, особенно технического характера, смягчения последствий СБ и создания условий для быстрейшей ликвидации их последствий.

Для предупреждения и ликвидации последствий ЧС, а также вопро­сов ПУФО проводится систематическая научно-исследовательская работа. Эта работа планируется на всех уровнях РСЧС и ГО. В результате научно-исследовательских работ намечается и реализуется целый комплекс за­благовременных мероприятий, включающий в себя организационные, инженерно-технические, специальные, санитарно-гигиенические, меди­ко-профилактические и иные мероприятия. Подобный комплекс меро­приятий сложен, специфичен. Естественно, что рассмотреть его в полном объёме в одной лекции не представляется возможным. Укажем лишь ос­новные направления подготовки и проведения комплекса мероприятий по предупреждению ЧС.

1. Методология подхода к решению задачи. Предоставляется целесообразным намечать и проводить все мероприятия по предупреждению ЧС исходя из фаз протекания возможной аварии. Известно, что любая ЧС не возникает вдруг, внезапно и беспричинно. Практика свидетельствует, что в любой ЧС можно чётко выделить четыре фазы (стадии, ступени) её про­текания. Первая фаза - инициирование аварии (это может быть: излишняя концентрация энергоносителей на объекте; выход (утечка) паров (жидко­сти) с различных ёмкостей (трубопроводов); наличие открытого пламени; отсутствие диагностики окружающей среды и т. п.). Вторая фаза - развитие самой аварии, т. е. высвобождение энергии. На этой стадии самое главное - не допустить выхода последствий аварии за пределы объекта, т. е. удерживать ситуацию под контролем. Третья фаза - выход аварии за пределы очага возникновения. Четвёртая фаза - ликвидация последствий аварии.

2. Перевод потенциально опасных предприятий на современные, более безопасные технологии или вывод их из населённых пунктов.

3. Внедрение автоматизированных систем контроля и управле­ния за опасными технологическими процессами, а также так называе­мыми «тихими» авариями (например, спуск АХОВ в водоёмы, реки и т.п.).

4. Разработка системы безаварийной остановки технологически сложных производств.

5. Снижение количества опасных веществ и материалов на объектах.

6. Декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение госэкспертизы в области предупреждения ЧС; государственный надзор и контроль по вопросам природной техогенной безопасности.

7. Внедрение систем оповещения и информирования о ЧС.

8. Защита людей, территории, среды от поражающих факторов источников ЧС.

9. Совершенствование подготовки сил и средств для ликвида­ции ЧС, накопление финансовых и материальных резервов.

10. Улучшение технологической дисциплины и охраны объектов.

11. Разработка чётких положений о структурах ГО и ЧС на объ­екте экономики, распределение функциональных обязанностей между ними и должностных обязанностей по ГО и ЧС между работниками объекта. Разработанные положения по каждому звену (структуре), а также функционирование объектовых звеньев должны вводиться в действие приказом руководителя объекта. На каждом объекте должен быть единый план действий по предупреждению и лик­видации ЧС, как в мирное, так и в военное время. Кроме данного плана каждая служба на объекте должна иметь также свой план по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС. Для реализации каждого из этих направлений проводятся организа­ционные, инженерно-технические, специальные и иные мероприятия.

Организационные мероприятия заключаются в разработке и планировании действий органов управления, всех звеньев и персонала при угрозе, возникновении ЧС и могут включать:

прогнозирование последствий возможных ЧС, определение размеров опасных зон, подготовку эвакуации населения (персонала) из этих зон и разработку планов действий как в мирное, так и военное время;

создание и оснащение всем необходимым пункта аварийного управления и системы оповещения;

подготовку руководящего состава, всех сил и средств к работе в ЧС, а также обучение персонала соблюдению мер безопасности, порядку дей­ствий при возникновении ЧС, локализации аварий и тушение пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенной деятельности;

разработку инструкций (наставлений) по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций, локализации аварий, безаварийной остановки производства, ликвидации последствий;

организацию медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные вредные воздействия от источни­ков ЧС.

 

Инженерно-технические мероприятия направлены на повы­шение физической устойчивости зданий, сооружений, технологиче­ского оборудования и в целом объекта, а также создание условий для быстрейшего возобновления его работы, повышения степени защи­щённости людей от поражающих факторов источников ЧС. Кподобным мероприятиям можно отнести:

создание на всех опасных объектах системы автоматического контроля за ходом технологических процессов, уровней загрязнения помеще­ний и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частями;

сокращение запасов и сроков хранения взрыво, - газо, - и пожаро­опасных веществ, обвалование ёмкостей их хранения, устройство заглубленных емкостей для слива опасных веществ из технологических установок;

безаварийную остановку технологически отлаженных произ­водств;

локализацию аварийной ситуации, тушение пожаров, ликвида­цию последствий аварии и восстановление нарушенного производства (деятельности);

дублирование источников энергоснабжения;

накопление фонда защитных сооружений и повышение защит­ных свойств убежищ и ПРУ в зонах возможного заражения;

защиту наиболее цепного и уникального оборудования; противопожарные мероприятия и др. мероприятия.

Специальные мероприятия должны создавать благоприятные условия для проведения успешных работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации ЧС и их последствий. Такими мероприятиями могут быть: /

накопление СИЗ органов дыхания и кожи; создание на ХОО запасов материалов для нейтрализации раз­лившихся АХОВ и дегазации местности, заражённых строений, транспорта, одежды, обуви;

обеспечение герметизации помещений в жилых и обществен­ных зданиях, расположенных в опасных зонах;

разработка и внедрение автоматизированных и высокопроизво­дительных средств для ведения дегазационных и дезактивационных работ;

разработка и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;

накопление средств медицинской защиты и других материаль­ных фондов, необходимых для защиты персонала и ведения АС и ДНР;

регулярное проведение учений и тренировок по действиям в ЧС с органами управления, ГО ГО и РССЧ и персоналом и др. мероприятия.

Второй вопрос.Ликвидация последствий ЧС является также одной из центральных задач ГО и РСЧС, вытекающих из их предназначения. Главная конечная цель проведения всех работ, связанных с ликвидацией последствий ЧС, - это восстановление нормальной жизнедеятельности населения в зоне ЧС (очаге поражения). В этих целях про­водится сложный комплекс работ и мероприятий и в первую очередь - аварийно -спасательные и другие неотложные работы.

Аварийно -спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС (очаге поражения), локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия ха­рактерных для них опасных факторов (ст. I Закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и др. видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранению жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Содержание аварийно-спасательных работ могут составить:

- разведка участков и объектов работ, маршрутов выдвижения к ним;

- локализация и тушение пожаров, в первую очередь в местах ведения AСДНР и на маршрутах вы движения;

- розыск, вскрытие заваленных ЗС, извлечение людей;

- розыск, извлечение людей из завалов, горящих и повреждённых зданий, вагонов, загазованных и затопленных помещений;

- оказание первой медицинской помощи на месте обнаружения поражённых и эвакуация их в ОПМ, где оказывают первую врачебную помощь (в мирное время - в ближайшие лечебные учреждения, а при их отсутствии развёртывают ОПМ – отряд первой медпомощи);

- подача воздуха в заваленные убежища с неисправной вентиля­цией (при глубине завала > 1м подача воздуха необходима почти все­гда);

- вывод (вывоз) непоражённого населения в безопасные места; санитарная обработка людей, обеззараживание местности, техники, одежды, обуви, СИЗ.

Содержание других неотложных работ (ДНР):

- прокладка колонных путей, устройство проходов в завалах, проез­дов в зонах заражения и пожаров;

- локализация и ликвидация аварий на КЭС (коммунально-энергетических сетях), в вагонах с опасными грузами;

- укрепление или обрушение конструкций, сооружений, зданий, грозящих обвалом; ремонт или временное восстановление линий связи, электро, - водоснабжения (последние особо необходимы для работы электроинструмен­тов и тушения пожаров);

- ремонт и восстановление ЗС на случай повторных ударов; отправка или разгрузка вагонов с опасными грузами, штабелевка груза на безопасном расстояние с последующим его вывозом; обезвреживание не взорвавшихся боеприпасов.

В лекции указанны наиболее общие характерные работы как для мирного, так и для военного времени, а также для различных очагов по­ражения. Естественно, что содержание работ по ликвидации последствий ЧС будет отличаться от указанного и будет иметь свои особенности в зависимости от конкретной зоны ЧС (очага поражения), равно как и для мирного или военного времени. Так, будут свои особенности в содержании и ведении АСДНР в очагах ядерного, химического и комбинированного поражения; в очагах поражения обычными средствами; в очагах поражения, вызванных землетрясениями, оползнями, селями; в районах наводнений, ураганов (бурь), снежных лавин и заносов; при производственных авариях и др. случаях. Эти и др. особенности ведения АСДНР изложены в учебнике и справочной литературе.

Отметим ещё некоторые наиболее общие особенности ACДНР: большие обьемы работ,вызванные массовыми разрушениями, пожарами и т. д.; возможность резкого изменения обстановки при ведении работ – задымления, загазованность, заражённость среды, повторное напа­дение противника или повторных ударов стихии и т. д.; ограниченность времени и др.

Важность и необходимость ACДНР позволяет сформулировать ряд требований к их ведению. Это: срочность и сжатые сроки проведе­ния; непрерывность работ до полного завершения; ведение работ высоки­ми темпами, а отсюда и большое напряжение физических, духовных сил, что требует от личного состава соответствующей стойкости, воли, мужества, выдержки и т. д.

Для примера приведём некоторые данные, которые диктуют срочность ведения работ. Опыт учит, что сокращение времени начала АСДНР в завалах зданий с 6 до 1 часа уменьшает общие потери на 30-40%; повышение темпов работ в 2 раза увеличивает число спасенных на 35%. Так, оптимальные сроки оказания первой мед. помощи - 5 - 10ч (в ОХП менее 2 – З ч); первой врачебной помощи - 10 -20ч ; специализированной мед. помощи - 2 - 3 суток. При увеличении этих сроков увеличивается степень состояния поражённых вплоть до ле­тальных исходов.

Организация АСДНР.

1. Общие мероприятия по организации АС/ДНР планируются до возникновения ЧС и отражается в общем плане - «Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС».

2. В планах работ должна быть предусмотрена двухэтапная система ле­чебно - эвакуационного обеспечения пострадавших: первая медицин­ская и первая врачебная помощь, которые оказываются в зоне ЧС;

специализированная помощь и стационарное лечение за пределами зоны в лечебных учреждениях. Первая медицинская помощь должна быть оказана максимальному числу пострадавших.

3. В зависимости от объёма работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечивали непрерывность АС/ГДНР.

4. В группировку сил и средств включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные и ведомственные подразделения. В состав группировки могут включаться воинские части ГО, инженерные части и части радиационной, химической и биологической защиты МО России.

Группировка сил и средств может состоять из подразделений первого эшелона, второго эшелона и резерва. Первый эшелон - пред­назначен для ведения первоочередных работ, особенно на объектах, продолжающих работу. Второй эшелон - для наращивания усилий и расширения фронта работ, а также для замены первого эшелона. Ре­зерв - для решения внезапно возникающих задач, для переноса уси­лий на новые участки (объекты) работ.

Подразделения, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением их производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются исходя из конкретной обстановки и наличия сил и средств.

5. Для обеспечения беспрепятственного продвижения к очагам пораже­ния (участкам работ) может создаваться штабом руководства отряд обеспечения движения (ООД) или команда, которые восстанавливают разрушенные мосты, дороги, организуют объезды, проводят обезза­раживание участков дорог и др. работы.

6. С возникновением ЧС, напомним вводится «режим чрезвычайной ситуации». При этом:

- проводится оповещение рабочих и служащих объекта (при необходимости и населения, проживающего вблизи объекта);

- докладывается руководителемобъекта в вышестоящие орга­ны ЧС;

- в район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС. Если ЧС выходит за границы объекта, т. е. принимает муниципальный, межмуниципальный и региональный характер, то организуется штаб руководства работами ликвидации ЧС, в который входят и представители объектовой КЧС;

- штаб руководства выполняет свои функции как координирую­щий орган;

- направляются силы и средства для проведения АСДНР; организуется разведка зоны ЧС;

- проводится оценка обстановки по данным разведки и аналити­ческих расчетов, принимается решение и ставятся задачи руководите­лям сил и средств.

- оказывается экстренная медицинская доврачебная помощь, за­тем - первая врачебная и эвакуация пострадавших в лечебные учреж­дения для специализированного лечения;

- с прибытием руководителей аварийно - спасательных служб в зонуЧС руководство по ликвидации последствий возла­гается на одного из руководителей. Законом «Об аварийно - спасательных службах ...» предусмотрено, что никто не вправе вмешиваться в дея­тельность руководителя ликвидации ЧС;

- в зоне ЧС устанавливаются проезды и проходы к местам ава­рий, повреждённым и разрушенным зданиям, подготавливаются пло­щадки для работы средств механизации;

- выявляются здания и сооружения, их отдельные конструкции, кото­рые создают для оставшихся в этих зданиях людей и для самих спасателей серьёзную опасность;

- обрушаются неустойчивые конструкции, разбираются завалы и подготавливаются территории для восстановительных работ;

- организуется комендантская служба (охрана, оцепление и др. меры, стабилизирующие обстановку);

- принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших;

- усиливаются контроль за окружающей средой в районе ЧС;

- приводятся в готовность защитные сооружения для приёма укрываемых;

- осуществляется периодический доклад вышестоящему органу об обстановке и возможном её развитии, о ходе ликвидации ЧС, о це­лесообразности привлечения дополнительных сил и средств.

Ведение АСДНР.Последовательность проведения АСДНР в зоне ЧС зависит от сложившейся обстановки и определяется руководителем работ. Ис­ходя из опыта ведения работ, выделяют три этапа:

1. На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия последствий ЧС и подготовки к проведению АСДНР.

2. На втором этапе решается главная задача - непосредст­венное выполнение работ и в первую очередь проведение таких работ как: проделывание проходов и проездов в завалах к ЗС, повреждённым и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые затрудняют или исключают ведение работ.

3. На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии и по восстановлению функционирования объекта. Ведутся рабо­ты по восстановлению жилья (или возведение временных жилых по­строек), энерго - и водоснабжению объектов коммунального обслу­живания, линии связи, организации медобслуживания населения, снабжения всем необходимым. При необходимости проводятся дезак­тивация, дегазация, дезинфекция и др. необходимые работы, обеспе­чивающие нормальную жизнедеятельность.

Более подробно ведение АСДНР изложено в учебнике и учебном пособии кафедры.

Общие меры безопасности при ведении АСДНР. Условия ведения работ сложны и опасны. Работы могут вестись: среди повреждённых, полуразрушенных и разрушенных зданий, сооружений и конструкций, которые могут в любую минуту от толчков, сотрясений грунта вызвать дополнительные разрушения; повреждения коммунально-энергетических сетей могут привести к затоплению, загазованности, к поражению электротоком и др. про­блемам, что усложняет ведение работ; местность в зоне ЧС может оказаться заражённой различными АХОВ, баксредствами и загряз­нённой РВ; в зоне ЧС возможны пожары и задымлённость и др. фак­торы, затрудняющие ведение работ и связанные с риском поражения людей.

Поэтому, для исключения любого риска поражения людей не­обходимы меры:

1. Тщательная и всесторонняя разведка местности и пред­стоящих работ (инженерная, химическая, радиационная, бактериоло­гическая и др. виды). На базе данных разведки производится оценка обстановки и делаются соответствующие выводы.

2. Любым работам в зоне ЧС должен предшествовать про­фессиональный инструктаж личному составу формирований по мерам безопасности. Для работы в зоне(на участке заражения) выдаётся на­ряд - допуск, утверждённый председателем комиссии ЧС и подпи­санный начальником отдела ГО и ЧС объекта. Инструктаж проводит­ся после постановки задач личному составу на ведение работ.

3. Одновременная разборка конструкционных элементов зданий и сооружений в несколько ярусов недопустима.

4. Неустойчивые конструкции повреждённых зданий укре­пляют или обрушивают.

5. Все передвижения машин и иных транспортных средств, а также эвакуация людей осуществляется по разведанным и обозначенным маршрутам. Опасные места огораживаются различными знаками.

6. Личный состав формирований экипируется соответствующим образом для ведения работ, в т. ч. СИЗ и индивидуальными дозиметрами (при необходимости).

7. Пользование открытым огнём и курение ограничиваются, особо в подвальных и иных подобных помещениях.

8. При проведении спасательных работ необходимы «минуты молчания». В это время работа техники и иные звуки должны прекращаться. Это связанно с отысканием людей в завалах по шуму, издаваемому ими (так, некоторые спецсредства, геофоны, способны улавливать биение сердца человека).

9. Работы в шахтах, колодцах, подвальных помещениях должны начинаться с проверки последних на загазованность воздуха с помощью газоанализаторов. Работы на подобных объектах должны вестись бригадой не менее четырёх человек.

10. По окончанию работ проводится санитарная обработка за пределами загрязнённого района.

В этом разделе указаны наиболее общие меры безопасности при проведении указанных работ. Зоны ЧС могут быть обширны, разнообразны по характеру происхождения и специфичны по характеру ведения работ. Поэтому будут и разнообразны меры безопасности при проведе­нии работ. Свои особенности спасательных работ в зимних и ночных условиях, при катастрофических затоплениях, снежных завалах, и т. п. Меры безопасности при проведении подобных работ изложены в учебниках и др. справочной литературе.

Особенности ликвидации последствий на железнодорожном транспорте

Характерными особенностями ж.д. транспорта являются:

- большая масса подвижного состава (общая масса грузового поезда составляет 3-4 тысячи тонн, масса пассажирского состава – около 1 тысячи тонн ,масса одной цистерны – 80-100 тонн );

- высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров;

- наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, переезды, сортировочные горки и др.);

- наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);

- важность влияния человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, диспетчерское обслуживание, комплектование состава);

- многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний.

При ликвидации последствий ж.д. аварии АСДНР будут включать:

- сбор информации , разведку и оценку обстановки ;

- определение границ опасной зоны , её ограждение и оцепление;

- проведение аварийно-спасательных работ с целью оказания помощи пострадавшим;

- ликвидацию последствий аварии (локализация источника ЧС , тушение пожара и др.);

- аварийно-восстановительные работы на электрических сетях и коммуникациях.

Ведение аварийно-спасательных работ должно отличаться особой быстротой при авариях пассажирских составов. Типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания. Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. При движении поезда вагон выгорает за 15-10 мин. Температура в горящем вагоне составляет 950°С .время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 мин. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т.) и смазочных материалов (1,5-2 т.).

Особую важность при ликвидации последствий подобных аварий приобретают вопросы взаимодействия всех сил и средств железной дороги , МЧС Росси , местных(региональных) органов власти.

При горении цистерн с горючими жидкостями организуется немедленное их тушение , отвод их в безопасные места , охлаждение горящих цистерн и соседних вагонов (объектов) с ним в целях локализации пожара и предотвращения взрыва. При горении паров жидкости над открытой горловиной цистерны закрывают её или набрасывают на неё кошму под защитой пожарных стволов.

Горящую растекшуюся жидкость тушат пеной и адсорбционными материалами. Возможен отвод растёкшейся жидкости в безопасное место.

Тушение баллонов со сжатым и сжиженным газом проводится из-за укрытия. Если факел газа не удаётся потушить, то допускается его выгорание.

При утечке АХОВ с учётом их вида способами локализации и обеззараживания могут быть:

– постановка завес (водяных, паровых);

– обвалование пролива; сбор жидкой фазы АХОВ в ямки-ловушки; засыпка пролива; снижение интенсивности испарения покрытием зеркала пролива плёнкой; разбавление пролива водой; введение загустителей;

– заливка пролива нейтрализующем раствором или разбавлением водой.

В случае возникновения очага биологического поражения проводится бактериохимическая разведка и индикация бактериальных средств; устанавливается карантинный режим и обсервация; проводится санитарная экспертиза и контроль окружающей среды и обеззараживание, а также другие защитные мероприятия.

При радиоактивном загрязнении территории и технических средств проводится комплекс подобающих защитных мероприятий: ликвидация источника радиоактивного загрязнения; дезактивация территории и техники; санобработка людей; постоянный дозиметрический контроль; эвакуация людей из зоны и др. мероприятия.