Лекция № 15. Предупреждение и ликвидация ЧС
I. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС.
II.Содержание и основы ведения АСДПР.
Первый вопрос.Одной из центральных задач систем ГО и РСЧС является разработка и реализация научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и смягчение их последствий. Эта задача вытекает из самой сути и предназначения этих систем. Под предупреждением ЧС понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Предупреждение ЧС, а также повышение устойчивости функционирования объектов в современных условиях приобретают всё большее значение. Это объясняется рядом причин и в первую очередь такими как:
1. Ослаблением механизмов государственного регулирования и безопасности в производственной сфере, снижением технологической дисциплины производства на всех уровнях, а также снижением противоаварийной устойчивости производства, произошедший в результате затянувшейся структурной перестройки экономики России.
2. Износом основных производственных фондов и снижением темпов обновления этих фондов.
3. Ростом объёмов транспортировки, хранения и использования опасных веществ, материалов и изделий, а также накоплением отходов производства, которые могут представлять угрозу населению и окружающей среде.
4. Снижением требовательности и эффективности работы органов государственного надзора и инспекций.
5. Повышением вероятности возникновения военных конфликтов и террористических актов и др. причинами.
Отметим, что наибольшую опасность в техногенной сфере представляют радиационные и транспортные (в том числе и ЖДТ) аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, аварии на электроэнергетических системах и др. видов.
Вопросы предупреждения ЧС проблемные. Они сложны и масштабны. Так, в России насчитывают около 45 тыс. потенциально опасных объектов различного типа и ведомственной подчинённости. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровья в случае возникновения техногенных ЧС проживают около 80 млн. человек, т. е. 55% населения страны. Поэтому для решения подобных задач должны быть привлечены все органы РСЧС и ГО.
Отметим также и то, что проблемы ПУФО и предупреждения ЧС до последнего времени (до 90гг.) в основном рассматривались применительно к ЧС, характерным для военного времени. Были созданы научно обоснованные методики оценки устойчивости объектов в военное время. Эти разработки актуальны и сейчас. Вместе с тем, в современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения ЧС мирного времени, особенно технического характера, смягчения последствий СБ и создания условий для быстрейшей ликвидации их последствий.
Для предупреждения и ликвидации последствий ЧС, а также вопросов ПУФО проводится систематическая научно-исследовательская работа. Эта работа планируется на всех уровнях РСЧС и ГО. В результате научно-исследовательских работ намечается и реализуется целый комплекс заблаговременных мероприятий, включающий в себя организационные, инженерно-технические, специальные, санитарно-гигиенические, медико-профилактические и иные мероприятия. Подобный комплекс мероприятий сложен, специфичен. Естественно, что рассмотреть его в полном объёме в одной лекции не представляется возможным. Укажем лишь основные направления подготовки и проведения комплекса мероприятий по предупреждению ЧС.
1. Методология подхода к решению задачи. Предоставляется целесообразным намечать и проводить все мероприятия по предупреждению ЧС исходя из фаз протекания возможной аварии. Известно, что любая ЧС не возникает вдруг, внезапно и беспричинно. Практика свидетельствует, что в любой ЧС можно чётко выделить четыре фазы (стадии, ступени) её протекания. Первая фаза - инициирование аварии (это может быть: излишняя концентрация энергоносителей на объекте; выход (утечка) паров (жидкости) с различных ёмкостей (трубопроводов); наличие открытого пламени; отсутствие диагностики окружающей среды и т. п.). Вторая фаза - развитие самой аварии, т. е. высвобождение энергии. На этой стадии самое главное - не допустить выхода последствий аварии за пределы объекта, т. е. удерживать ситуацию под контролем. Третья фаза - выход аварии за пределы очага возникновения. Четвёртая фаза - ликвидация последствий аварии.
2. Перевод потенциально опасных предприятий на современные, более безопасные технологии или вывод их из населённых пунктов.
3. Внедрение автоматизированных систем контроля и управления за опасными технологическими процессами, а также так называемыми «тихими» авариями (например, спуск АХОВ в водоёмы, реки и т.п.).
4. Разработка системы безаварийной остановки технологически сложных производств.
5. Снижение количества опасных веществ и материалов на объектах.
6. Декларирование промышленной безопасности; лицензирование деятельности опасных производственных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; проведение госэкспертизы в области предупреждения ЧС; государственный надзор и контроль по вопросам природной техогенной безопасности.
7. Внедрение систем оповещения и информирования о ЧС.
8. Защита людей, территории, среды от поражающих факторов источников ЧС.
9. Совершенствование подготовки сил и средств для ликвидации ЧС, накопление финансовых и материальных резервов.
10. Улучшение технологической дисциплины и охраны объектов.
11. Разработка чётких положений о структурах ГО и ЧС на объекте экономики, распределение функциональных обязанностей между ними и должностных обязанностей по ГО и ЧС между работниками объекта. Разработанные положения по каждому звену (структуре), а также функционирование объектовых звеньев должны вводиться в действие приказом руководителя объекта. На каждом объекте должен быть единый план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, как в мирное, так и в военное время. Кроме данного плана каждая служба на объекте должна иметь также свой план по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС. Для реализации каждого из этих направлений проводятся организационные, инженерно-технические, специальные и иные мероприятия.
Организационные мероприятия заключаются в разработке и планировании действий органов управления, всех звеньев и персонала при угрозе, возникновении ЧС и могут включать:
прогнозирование последствий возможных ЧС, определение размеров опасных зон, подготовку эвакуации населения (персонала) из этих зон и разработку планов действий как в мирное, так и военное время;
создание и оснащение всем необходимым пункта аварийного управления и системы оповещения;
подготовку руководящего состава, всех сил и средств к работе в ЧС, а также обучение персонала соблюдению мер безопасности, порядку действий при возникновении ЧС, локализации аварий и тушение пожаров, ликвидации последствий и восстановлении нарушенной деятельности;
разработку инструкций (наставлений) по снижению опасности возникновения аварийных ситуаций, локализации аварий, безаварийной остановки производства, ликвидации последствий;
организацию медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, получивших различные вредные воздействия от источников ЧС.
Инженерно-технические мероприятия направлены на повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и в целом объекта, а также создание условий для быстрейшего возобновления его работы, повышения степени защищённости людей от поражающих факторов источников ЧС. Кподобным мероприятиям можно отнести:
создание на всех опасных объектах системы автоматического контроля за ходом технологических процессов, уровней загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частями;
сокращение запасов и сроков хранения взрыво, - газо, - и пожароопасных веществ, обвалование ёмкостей их хранения, устройство заглубленных емкостей для слива опасных веществ из технологических установок;
безаварийную остановку технологически отлаженных производств;
локализацию аварийной ситуации, тушение пожаров, ликвидацию последствий аварии и восстановление нарушенного производства (деятельности);
дублирование источников энергоснабжения;
накопление фонда защитных сооружений и повышение защитных свойств убежищ и ПРУ в зонах возможного заражения;
защиту наиболее цепного и уникального оборудования; противопожарные мероприятия и др. мероприятия.
Специальные мероприятия должны создавать благоприятные условия для проведения успешных работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации ЧС и их последствий. Такими мероприятиями могут быть: /
накопление СИЗ органов дыхания и кожи; создание на ХОО запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, заражённых строений, транспорта, одежды, обуви;
обеспечение герметизации помещений в жилых и общественных зданиях, расположенных в опасных зонах;
разработка и внедрение автоматизированных и высокопроизводительных средств для ведения дегазационных и дезактивационных работ;
разработка и внедрение в производство защитной тары для обеспечения сохранности продуктов и пищевого сырья при перевозке, хранении и раздаче продовольствия;
накопление средств медицинской защиты и других материальных фондов, необходимых для защиты персонала и ведения АС и ДНР;
регулярное проведение учений и тренировок по действиям в ЧС с органами управления, ГО ГО и РССЧ и персоналом и др. мероприятия.
Второй вопрос.Ликвидация последствий ЧС является также одной из центральных задач ГО и РСЧС, вытекающих из их предназначения. Главная конечная цель проведения всех работ, связанных с ликвидацией последствий ЧС, - это восстановление нормальной жизнедеятельности населения в зоне ЧС (очаге поражения). В этих целях проводится сложный комплекс работ и мероприятий и в первую очередь - аварийно -спасательные и другие неотложные работы.
Аварийно -спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС (очаге поражения), локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (ст. I Закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и др. видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранению жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Содержание аварийно-спасательных работ могут составить:
- разведка участков и объектов работ, маршрутов выдвижения к ним;
- локализация и тушение пожаров, в первую очередь в местах ведения AСДНР и на маршрутах вы движения;
- розыск, вскрытие заваленных ЗС, извлечение людей;
- розыск, извлечение людей из завалов, горящих и повреждённых зданий, вагонов, загазованных и затопленных помещений;
- оказание первой медицинской помощи на месте обнаружения поражённых и эвакуация их в ОПМ, где оказывают первую врачебную помощь (в мирное время - в ближайшие лечебные учреждения, а при их отсутствии развёртывают ОПМ – отряд первой медпомощи);
- подача воздуха в заваленные убежища с неисправной вентиляцией (при глубине завала > 1м подача воздуха необходима почти всегда);
- вывод (вывоз) непоражённого населения в безопасные места; санитарная обработка людей, обеззараживание местности, техники, одежды, обуви, СИЗ.
Содержание других неотложных работ (ДНР):
- прокладка колонных путей, устройство проходов в завалах, проездов в зонах заражения и пожаров;
- локализация и ликвидация аварий на КЭС (коммунально-энергетических сетях), в вагонах с опасными грузами;
- укрепление или обрушение конструкций, сооружений, зданий, грозящих обвалом; ремонт или временное восстановление линий связи, электро, - водоснабжения (последние особо необходимы для работы электроинструментов и тушения пожаров);
- ремонт и восстановление ЗС на случай повторных ударов; отправка или разгрузка вагонов с опасными грузами, штабелевка груза на безопасном расстояние с последующим его вывозом; обезвреживание не взорвавшихся боеприпасов.
В лекции указанны наиболее общие характерные работы как для мирного, так и для военного времени, а также для различных очагов поражения. Естественно, что содержание работ по ликвидации последствий ЧС будет отличаться от указанного и будет иметь свои особенности в зависимости от конкретной зоны ЧС (очага поражения), равно как и для мирного или военного времени. Так, будут свои особенности в содержании и ведении АСДНР в очагах ядерного, химического и комбинированного поражения; в очагах поражения обычными средствами; в очагах поражения, вызванных землетрясениями, оползнями, селями; в районах наводнений, ураганов (бурь), снежных лавин и заносов; при производственных авариях и др. случаях. Эти и др. особенности ведения АСДНР изложены в учебнике и справочной литературе.
Отметим ещё некоторые наиболее общие особенности ACДНР: большие обьемы работ,вызванные массовыми разрушениями, пожарами и т. д.; возможность резкого изменения обстановки при ведении работ – задымления, загазованность, заражённость среды, повторное нападение противника или повторных ударов стихии и т. д.; ограниченность времени и др.
Важность и необходимость ACДНР позволяет сформулировать ряд требований к их ведению. Это: срочность и сжатые сроки проведения; непрерывность работ до полного завершения; ведение работ высокими темпами, а отсюда и большое напряжение физических, духовных сил, что требует от личного состава соответствующей стойкости, воли, мужества, выдержки и т. д.
Для примера приведём некоторые данные, которые диктуют срочность ведения работ. Опыт учит, что сокращение времени начала АСДНР в завалах зданий с 6 до 1 часа уменьшает общие потери на 30-40%; повышение темпов работ в 2 раза увеличивает число спасенных на 35%. Так, оптимальные сроки оказания первой мед. помощи - 5 - 10ч (в ОХП менее 2 – З ч); первой врачебной помощи - 10 -20ч ; специализированной мед. помощи - 2 - 3 суток. При увеличении этих сроков увеличивается степень состояния поражённых вплоть до летальных исходов.
Организация АСДНР.
1. Общие мероприятия по организации АС/ДНР планируются до возникновения ЧС и отражается в общем плане - «Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС».
2. В планах работ должна быть предусмотрена двухэтапная система лечебно - эвакуационного обеспечения пострадавших: первая медицинская и первая врачебная помощь, которые оказываются в зоне ЧС;
специализированная помощь и стационарное лечение за пределами зоны в лечебных учреждениях. Первая медицинская помощь должна быть оказана максимальному числу пострадавших.
3. В зависимости от объёма работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечивали непрерывность АС/ГДНР.
4. В группировку сил и средств включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные и ведомственные подразделения. В состав группировки могут включаться воинские части ГО, инженерные части и части радиационной, химической и биологической защиты МО России.
Группировка сил и средств может состоять из подразделений первого эшелона, второго эшелона и резерва. Первый эшелон - предназначен для ведения первоочередных работ, особенно на объектах, продолжающих работу. Второй эшелон - для наращивания усилий и расширения фронта работ, а также для замены первого эшелона. Резерв - для решения внезапно возникающих задач, для переноса усилий на новые участки (объекты) работ.
Подразделения, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением их производственного принципа.
Состав эшелонов и смен определяются исходя из конкретной обстановки и наличия сил и средств.
5. Для обеспечения беспрепятственного продвижения к очагам поражения (участкам работ) может создаваться штабом руководства отряд обеспечения движения (ООД) или команда, которые восстанавливают разрушенные мосты, дороги, организуют объезды, проводят обеззараживание участков дорог и др. работы.
6. С возникновением ЧС, напомним вводится «режим чрезвычайной ситуации». При этом:
- проводится оповещение рабочих и служащих объекта (при необходимости и населения, проживающего вблизи объекта);
- докладывается руководителемобъекта в вышестоящие органы ЧС;
- в район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС. Если ЧС выходит за границы объекта, т. е. принимает муниципальный, межмуниципальный и региональный характер, то организуется штаб руководства работами ликвидации ЧС, в который входят и представители объектовой КЧС;
- штаб руководства выполняет свои функции как координирующий орган;
- направляются силы и средства для проведения АСДНР; организуется разведка зоны ЧС;
- проводится оценка обстановки по данным разведки и аналитических расчетов, принимается решение и ставятся задачи руководителям сил и средств.
- оказывается экстренная медицинская доврачебная помощь, затем - первая врачебная и эвакуация пострадавших в лечебные учреждения для специализированного лечения;
- с прибытием руководителей аварийно - спасательных служб в зонуЧС руководство по ликвидации последствий возлагается на одного из руководителей. Законом «Об аварийно - спасательных службах ...» предусмотрено, что никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя ликвидации ЧС;
- в зоне ЧС устанавливаются проезды и проходы к местам аварий, повреждённым и разрушенным зданиям, подготавливаются площадки для работы средств механизации;
- выявляются здания и сооружения, их отдельные конструкции, которые создают для оставшихся в этих зданиях людей и для самих спасателей серьёзную опасность;
- обрушаются неустойчивые конструкции, разбираются завалы и подготавливаются территории для восстановительных работ;
- организуется комендантская служба (охрана, оцепление и др. меры, стабилизирующие обстановку);
- принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших;
- усиливаются контроль за окружающей средой в районе ЧС;
- приводятся в готовность защитные сооружения для приёма укрываемых;
- осуществляется периодический доклад вышестоящему органу об обстановке и возможном её развитии, о ходе ликвидации ЧС, о целесообразности привлечения дополнительных сил и средств.
Ведение АСДНР.Последовательность проведения АСДНР в зоне ЧС зависит от сложившейся обстановки и определяется руководителем работ. Исходя из опыта ведения работ, выделяют три этапа:
1. На первом этапе решаются задачи по экстренной защите персонала и населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия последствий ЧС и подготовки к проведению АСДНР.
2. На втором этапе решается главная задача - непосредственное выполнение работ и в первую очередь проведение таких работ как: проделывание проходов и проездов в завалах к ЗС, повреждённым и разрушенным зданиям и сооружениям, где могут находиться пострадавшие, местам аварий, которые затрудняют или исключают ведение работ.
3. На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в районах, пострадавших в результате аварии и по восстановлению функционирования объекта. Ведутся работы по восстановлению жилья (или возведение временных жилых построек), энерго - и водоснабжению объектов коммунального обслуживания, линии связи, организации медобслуживания населения, снабжения всем необходимым. При необходимости проводятся дезактивация, дегазация, дезинфекция и др. необходимые работы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.
Более подробно ведение АСДНР изложено в учебнике и учебном пособии кафедры.
Общие меры безопасности при ведении АСДНР. Условия ведения работ сложны и опасны. Работы могут вестись: среди повреждённых, полуразрушенных и разрушенных зданий, сооружений и конструкций, которые могут в любую минуту от толчков, сотрясений грунта вызвать дополнительные разрушения; повреждения коммунально-энергетических сетей могут привести к затоплению, загазованности, к поражению электротоком и др. проблемам, что усложняет ведение работ; местность в зоне ЧС может оказаться заражённой различными АХОВ, баксредствами и загрязнённой РВ; в зоне ЧС возможны пожары и задымлённость и др. факторы, затрудняющие ведение работ и связанные с риском поражения людей.
Поэтому, для исключения любого риска поражения людей необходимы меры:
1. Тщательная и всесторонняя разведка местности и предстоящих работ (инженерная, химическая, радиационная, бактериологическая и др. виды). На базе данных разведки производится оценка обстановки и делаются соответствующие выводы.
2. Любым работам в зоне ЧС должен предшествовать профессиональный инструктаж личному составу формирований по мерам безопасности. Для работы в зоне(на участке заражения) выдаётся наряд - допуск, утверждённый председателем комиссии ЧС и подписанный начальником отдела ГО и ЧС объекта. Инструктаж проводится после постановки задач личному составу на ведение работ.
3. Одновременная разборка конструкционных элементов зданий и сооружений в несколько ярусов недопустима.
4. Неустойчивые конструкции повреждённых зданий укрепляют или обрушивают.
5. Все передвижения машин и иных транспортных средств, а также эвакуация людей осуществляется по разведанным и обозначенным маршрутам. Опасные места огораживаются различными знаками.
6. Личный состав формирований экипируется соответствующим образом для ведения работ, в т. ч. СИЗ и индивидуальными дозиметрами (при необходимости).
7. Пользование открытым огнём и курение ограничиваются, особо в подвальных и иных подобных помещениях.
8. При проведении спасательных работ необходимы «минуты молчания». В это время работа техники и иные звуки должны прекращаться. Это связанно с отысканием людей в завалах по шуму, издаваемому ими (так, некоторые спецсредства, геофоны, способны улавливать биение сердца человека).
9. Работы в шахтах, колодцах, подвальных помещениях должны начинаться с проверки последних на загазованность воздуха с помощью газоанализаторов. Работы на подобных объектах должны вестись бригадой не менее четырёх человек.
10. По окончанию работ проводится санитарная обработка за пределами загрязнённого района.
В этом разделе указаны наиболее общие меры безопасности при проведении указанных работ. Зоны ЧС могут быть обширны, разнообразны по характеру происхождения и специфичны по характеру ведения работ. Поэтому будут и разнообразны меры безопасности при проведении работ. Свои особенности спасательных работ в зимних и ночных условиях, при катастрофических затоплениях, снежных завалах, и т. п. Меры безопасности при проведении подобных работ изложены в учебниках и др. справочной литературе.
Особенности ликвидации последствий на железнодорожном транспорте
Характерными особенностями ж.д. транспорта являются:
- большая масса подвижного состава (общая масса грузового поезда составляет 3-4 тысячи тонн, масса пассажирского состава – около 1 тысячи тонн ,масса одной цистерны – 80-100 тонн );
- высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров;
- наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, переезды, сортировочные горки и др.);
- наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);
- важность влияния человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, диспетчерское обслуживание, комплектование состава);
- многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний.
При ликвидации последствий ж.д. аварии АСДНР будут включать:
- сбор информации , разведку и оценку обстановки ;
- определение границ опасной зоны , её ограждение и оцепление;
- проведение аварийно-спасательных работ с целью оказания помощи пострадавшим;
- ликвидацию последствий аварии (локализация источника ЧС , тушение пожара и др.);
- аварийно-восстановительные работы на электрических сетях и коммуникациях.
Ведение аварийно-спасательных работ должно отличаться особой быстротой при авариях пассажирских составов. Типичными травмами пассажиров являются ушибы, переломы, сотрясения головного мозга, сдавливания. Особую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. При движении поезда вагон выгорает за 15-10 мин. Температура в горящем вагоне составляет 950°С .время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 мин. Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5-6 т.) и смазочных материалов (1,5-2 т.).
Особую важность при ликвидации последствий подобных аварий приобретают вопросы взаимодействия всех сил и средств железной дороги , МЧС Росси , местных(региональных) органов власти.
При горении цистерн с горючими жидкостями организуется немедленное их тушение , отвод их в безопасные места , охлаждение горящих цистерн и соседних вагонов (объектов) с ним в целях локализации пожара и предотвращения взрыва. При горении паров жидкости над открытой горловиной цистерны закрывают её или набрасывают на неё кошму под защитой пожарных стволов.
Горящую растекшуюся жидкость тушат пеной и адсорбционными материалами. Возможен отвод растёкшейся жидкости в безопасное место.
Тушение баллонов со сжатым и сжиженным газом проводится из-за укрытия. Если факел газа не удаётся потушить, то допускается его выгорание.
При утечке АХОВ с учётом их вида способами локализации и обеззараживания могут быть:
– постановка завес (водяных, паровых);
– обвалование пролива; сбор жидкой фазы АХОВ в ямки-ловушки; засыпка пролива; снижение интенсивности испарения покрытием зеркала пролива плёнкой; разбавление пролива водой; введение загустителей;
– заливка пролива нейтрализующем раствором или разбавлением водой.
В случае возникновения очага биологического поражения проводится бактериохимическая разведка и индикация бактериальных средств; устанавливается карантинный режим и обсервация; проводится санитарная экспертиза и контроль окружающей среды и обеззараживание, а также другие защитные мероприятия.
При радиоактивном загрязнении территории и технических средств проводится комплекс подобающих защитных мероприятий: ликвидация источника радиоактивного загрязнения; дезактивация территории и техники; санобработка людей; постоянный дозиметрический контроль; эвакуация людей из зоны и др. мероприятия.