Анализ учебного занятия.

В ДДТЛ коллегиально разработана и внедрена в практику схема анализа учебного занятия, которая позволяет педагогам подходить к процессу разработки и анализу занятия с точки зрения системности, вычленения главного звена, ключевых требований к занятию. В данной схеме присутствует три блока, выделенные в схеме соответствующим шрифтом:

- блок базовой информации (оформляется до занятия);

- блок наблюдения хода занятия(заполняется в процессе занятия);

- аналитический блок (заполняется после окончания занятия).

Оценка результативности размещена напротив системы задач занятия, так как результативность – это степень достижения задач, и такое размещение позволяет не дублировать текст, а сразу оценивать степень достижения каждой задачи. Единая схема анализа занятия позволяет структурно накапливать информацию о качестве образовательного процесса в учреждении через обобщение данных о занятиях по выделенным критериям.

Комментарий к анализу занятия через выявление связей между его ключевыми компонентами.

В схеме анализа в виде пяти концов гипотетической звезды размещены слова:задачи, содержание, технология, педагог, учащиеся.

Задача того, кто посетил занятие, оценить наличие связей взаимосоответствия между выделенными ключевыми элементами занятия. Удалось ли педагогу:

- Поставить ясную цель занятия и работать на поставленную цель в течение занятия? (педагог-цель)

- Обеспечить понимание и принятие цели ребятами? (учащиеся – цель)

- Позволяло ли содержание занятия достичь поставленной цели? (содержание–цель)

- Выбрать технологию занятия в соответствии с заявленной целью? (технология-цель)

- Использовать на занятии технологию, раскрывающую содержание? (технология-содержание)

- Обеспечить включённость учащихся в процесс познания за счёт понятной и удобной технологии? (учащиеся - технология)

- Наладить и поддерживать взаимопонимание, контакт с детьми? (педагог - учащиеся)

- Владел ли учитель изучаемым материалом в полной мере? (содержание-педагог)

- Грамотно ли он использовал выбранную им учебную технологию? (педагог-технология)

- Овладели ли дети содержанием занятия? (учащиеся - содержание)

Позитивные ответы на эти вопросы отмечаются как наличие соответствующей связи и изображаются на схеме отрезком, соединяющим выделенные позиции). На занятии, которое имеет системный характер и представляет собой целостность элементов, мы должны наблюдать наличие всех десяти связей из предложенной схемы.