Некоторые графические построения, встречающиеся при решении отдельных задач

1. Если при горизонтальном полотне дороги точки нулевых работ определяются непосредственно в пересечении бровки полотна дороги с соответствующей горизонталью топографической поверх­ности (см. рис. 36), то при наклонном положении полотна дороги для определения точек нулевых работ должны быть произведены некоторые построения.

На рис. 40 для определения точек нулевых работ О1 и О2 строим линию пересечения плоскости полотна дороги с топографи­ческой поверхностью, для чего отмечаем точки а12, b11и с10пересе­чения горизонталей полотна дороги с соответствующими горизон­талями топографической поверхности.

Линия а12 b11 с10определяет в пересечении с бровками полотна дороги точки нулевых работ — точ­ки 01и О2.

Та же задача может быть решена и другим способом. Определив границы земляных работ для откосов полотна дороги, отмечаем точки пересечения этих границ с бровками дорожного полотна, которые и будут являться точками нулевых работ (рис. 41).

Рис. 40 Рис. 41

 

Рис. 42

2. Если горизонтали плоскости откоса насыпи или выемки не пересекаются с горизонталями топографической поверхности или

пересекаются за пределами чертежа, то для определения точек, принадлежащих границе земляных работ, можно применить сле­дующее построение.

Пусть (рис.42) горизонтали с отметками 7 и 8плоскости откоса насыпи не пересекаются с горизонталями 7 и 8топографической поверхности. Для определения точки, принадлежащей линии пере­сечения, проведем в плоскости откоса прямую A8B7произвольного направления и определим точку ее пересечения с топографической поверхностью, проведя для этого через прямую вспомогательную плоскость.

Линия пересечения D7C8вспомогательной плоскости с топографической поверхностью определяет в пересечении с прямой A8B7искомую точку.

Другие точки, принадлежащие границе земля­ных работ, могут быть определены аналогичным образом.

3. На рис. 43 приведен пример определения границ земля­ных работ на участке дороги заданного уклона, имеющей кюветы, которые устраиваются для отвода ливневых вод.

Для решения задачи необходимо иметь данные о ширине и продольном уклоне дна кювета. Профиль поперечного сече­ния кювета определяется расчетными данными, учитывающими необходимую пропускную способность кювета.

Рис. 43Рис.44

В рассматриваемом случае продольный уклон дна кювета принят равным

уклону полотна дороги, а отметка дна кювета в поперечном сечении принята на полметра ниже отметки полотна дороги.

Участок дороги проходит в выемке. Уклоны откосов дороги и кюветов при­няты равными

Для определения направления горизонталей плоскостей отко­сов из точки а12полотна дороги проводим окружность с радиусом, равным интервалу касательные к которой, проведенные из точки b11, и определяют направление горизонталей.

Так как дно кювета в любом поперечном сечении ниже на 0,5 мполотна

дороги, то горизонталь c11d11дна кювета должна находиться между горизонталями 11и 12 полотна дороги и на равных от них расстояниях. Поэтому для построения дна кювета проводим из точки т11бровки полотна дороги горизонталь т11с11откоса до пересечения с горизонталью дна кювета в точке с11.От точки с11откладываем на горизонтали дна кювета отрезок c11d11,равный ширине дна кювета, и проводим из точек с11и d11прямые линии, параллельные бровке полотна дороги.

Для построения линии пересечения плоскости, второго откоса кювета с топографической поверхностью проводим из точки d11параллельно второму направлению касательной горизонталь откоса с отметкой 11 до пересечения ее в точке kс горизонталью топогра­фической поверхности, имеющей ту же отметку.

Аналогично может быть найдена точка lи другие точки, принадлежащие границе земляных работ.

На рис. 44 изображен участок дороги на насыпи и кювет, расположенный вдоль полотна дороги. Все построения, связанные с определением границ земляных работ и устройством кювета, принципиально ничем не отличаются от построений, приведенных на предыдущем чертеже.

Следует отметить, что в случае устройства дороги на насыпи кювет отделяется от насыпи дороги узкой площадкой, называемой бермой.

Последняя устраивается в целях предотвращения разрушения откоса насыпи.