Положение об учебно-опытных участках

Инструкция по технике безопасности для учащихся во время работы на школьном учебно-опытном участке

 

1. Приходи на работу на школьном участке в рабочей одежде и обуви.

2. Переноси заостренные сельскохозяйственные орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит твоих товарищей от травмы.

3. Вскапывая почву лопатой, работай попеременно то с правой, то с левой ноги (по 5 минут). Это предупредит искривление позвоночника.

4. При переноске земли соблюдай нормы, указанные учителем.

5. При переноске тяжестей равномерно нагружай обе руки.

6. Соблюдай указанный учителем ритм работы.

7. Во избежание переутомления делай в работе десятиминутные перерывы через каждые 20 или 30 минут по указанию учителя.

8. Работая лопатой, следи за тем, чтобы она не ранила твои ноги. Не перегружай лопату землей: нагружай ее не более чем на одну треть штыка. Во время работы граблями, вилами не направляй их рабочую часть на окружающих.

9. При прополке работай обязательно в перчатках.

10. Не опрыскивай и не опыливай растения ядохимикатами. Если это будет необходимо, такую работу выполнят взрослые. После обработки участка ядохимикатами не заходи туда 5 суток.

11. Не ешь немытые корнеплоды, овощи, ягоды.

12. По окончании работы на участке очисти инвентарь, сдай его, сними рабочую одежду и тщательно вымой руки с мылом.

13. В случае какой-либо травмы сейчас же обратись к учителю, он окажет тебе помощь.

В соответствии с п.4 статьи 49 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2006 г «Об общем среднем образовании» Министерство образования Республики Беларусь постановлением от 16 января 2007 года утвердило Положение об учебно-опытных участках.

Согласно этому Положению, учебно-опытные участки (хозяйства) общеобразовательных учреждений (далее – хозяйства) создаются в системе общего среднего образования по решению исполнительных органов и осуществляют свою деятельность в качестве структурных подразделений данных учреждений.

Хозяйства осуществляют возложенные на них функции и задачи в целях проведения уроков по учебным предметам «Трудовое обучение», «Человек и мир» и трудовой практики учащихся; организации общественно-полезного, производительного труда и внеурочной творческой деятельности учащихся; профориентационной работы. По решению руководства обшеобразовательных учреждений или в порядке, определенном его уставом, хозяйства имеют право организовывать практическую деятельность совместно с научно- исследовательскими и сельскохозяйственными и иными организациями на основании хозяйственных договоров, осуществлять предпринимательскую деятельность, которая не противоречит законодательству и служит достижению уставных целей.

Общеобразовательные учреждения имеют право самостоятельно определять структуру хозяйства. Хозяйства могут включать следующие отделы: производственное подразделение по выращиванию сельскохозяйственных растений, отдел защищенного грунта, питомник плодово-ягодных и декоративных культур, дендрарий, зоологический отдел, коллекционный отдел, отдел цветочно-декоративных растений, экологический отдел.

Расписание занятий с учащимися в хозяйстве устанавливается в соответствии с Типовыми учебными планами, программами учебных предметов «Трудовое обучение», и «Человек и мир», планами работы в хозяйствах, которые являются частью планов учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения, утверждаемых ежегодно его руководителем. Для организации работы с учащимися в хозяйствах используются часы, определенные учебными планами на учебные предметы «Трудовое обучение», «Человек и мир», а также за счет часов компонента общеобразовательного учреждения, предусмотренного на общественно-полезный труд.

План работы хозяйства включают следующие разделы:

· Анализ работы за предыдущий год.

· Схема плана участка.

· Тематика опытов по заданию ученых, специалистов сельского хозяйства.

· Материальное обеспечение работ – потребность в посевном и посадочном материале, инвентаре, удобрениях.

· Общественно-полезный, производительный труд.

· График летних заданий с учащимися на участке.

· Заготовка природного раздаточного материала для уроков.

· Запланированный урожай сельскохозяйственных культур и объем сельхозпродукции зоологического отдела, пути их реализации.

· Основными направлениями деятельности учащихся на учебно-опытном участке являются: выращивание растений и содержание животных, наблюдение за их ростом и развитием; проведение научных и сельскохозяйственных опытов в соответствии с программой учебных предметов «Трудовое обучение», «Человек и мир»; проведение природоведческих и других занятий.

К выполнению каждого вида работ учащиеся допускаются только после проведения соответствующего инструктажа по охране труда. К занятиям в хозяйстве допускаются учащиеся на основании справки о состоянии здоровья по форме, установленной Минздравом.

За счет часов компонента общеобразовательного учреждения в хозяйстве могут организовываться кружки, за счет часов организационно-воспитательной работы на участке может быть организована внеклассная работа.

Непосредственное руководство работой в хозяйстве осуществляют руководители учебно-опытных участков, которые назначаются руководителем общеобразовательного учреждения, как правило, из числа учителей, имеющих соответствующую подготовку. Сельхозпродукция, выращенная в хозяйствах, используется для организации питания учащихся, в первую очередь тех, кто проживает в интернатах, для заготовки кормов для животноводческого комплекса и для закладки семенного фонда.

В программе по биологии нет лабораторных и практических работ, выполнение которых предполагает обязательную работу на участке. Учителя биологии, как правило, не имеют сельскохозяйственной подготовки и не являются безусловными кандидатами на роль руководителя участка.

Выводы: Кабинет биологии, уголок живой природы, учебно-опытный участок представляют собой целостную, единую материальную базу для изучения биологии в средней общеобразовательной школе. Организовать эту работу и умело использовать ее в учебно-воспитательном процессе по биологии со школьниками разных классов - большой и ответственный труд. Профессионально и творчески осуществляемая работа обеспечивает высокий уровень знаний, умений и навыков, развитие у детей ценностных отношений к окружающей действительности, к труду, к жизни и своей будущей профессии.