Традиционная индуктивно-урочная технология

Основные формы организации обучения биологии

Рис. 4.1 - Взаимосвязь конкретных организационных форм

Рис. 4.2 - Система форм организации обучения биологии (по Н.М.Верзилину, В.М. Корсунской

 

Таблица 4.1 - Традиционная форма обучения - классно-урочная

Положительные стороны Отрицательные стороны
Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении   Шаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение времени урока На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2 минуты в день) Слабая обратная связь Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения

 

 

Таблица 4. 2 - Различия современного и традиционного уроков (общедидактические требования к урокам)

Признаки Традиционный урок Современный урок
Цель урока Связана только с усвоением знаний и умений. Развитие и воспитание идет спонтанно, попутно с получением знаний. Четкая направленность урока на формирование качеств личности. Мотивация учения (цель – мотив – деятельность - результат).
Содержание урока Как можно больше разнообразной информации. Подробное изложение материала один раз. Выделение главного (генерализация материала). Многократная вариативная проработка главного.
Средства обучения Максимальное количество разнообразных средств на уроке. Учебный комплекс – минимум необходимого в сочетании.
Методы обучения Ориентация на сообщение готовых знаний. Заучивание материала. Ориентация на среднего ученика. Слабая обратная связь. Контроль только со стороны учителя. Организация познавательной деятельности учащихся. Осмысление материала. Дифференцированный подход. Оперативная обратная связь. Само- и взаимоконтроль.
Формы организации обучения Четкое разграничение форм обучения (семинар, зачет и т.д.) и этапов урока. Преимущественно индивидуальная или фронтальная работа учеников. Громоздкие домашние задания. Основная тяжесть проработки материала перенесена на домашнюю работу. «Гибридные» формы урока (урок-семинар, урок-зачет). Взаимное проникновение этапов урока. Групповая или коллективная работа учащихся. Усвоение до 90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки.