Приемы использования наглядных пособий и ТСО
Методы обучения и методические приемы;
Учебных планов, учебников и методических пособий
· В соответствии с единым типовым учебным планом, обучение биологии в общеобразовательных учреждениях осуществляется на II ступени общего среднего образования (6–9 классы), III ступени общего среднего образования (10–11 классы) в 11-летней общеобразовательной школе, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.
· Цели учебного предмета «Биология» определяют содержаниеи структурушкольного биологического образования, которое реализуется при изучении систематических курсов:
I. Биология (Введение в биологию) – 6 класс;
II. Биология (Бактерии. Протисты. Грибы. Лишайники. Растения) – 7 класс;
III. Биология (Животные) – 8 класс;
IV. Биология (Человек и его здоровье) – 9 класс;
V. Биология (Общая биология) – 10, 11 классы.
· Содержательными линиями учебного предмета «Биология» являются:
- живой организм;
- многообразие и эволюция живой природы;
- биологические знания в жизни человека.
· При разработке для корректировки учебных планов обязательно следует учитывать, что ежегодно перед началом учебного года Министерство образования издает инструктивно-методические письма о преподавании учебных предметов на учебный год. Такие письма публикуются в периодической печати: издании «Настаýнiцкая газета» и специальных журналах по биологии, например: «Бiялогiя: Праблемы выкладання», на Интернет-сайте Министерства образования (Сайты: www.adu.by; www. minedu.unibel.by).
Тема 3 «Методы и методические приемы обучения»
1. Методы обучения и методические приемы; принципы классификации методов обучения
2. Особенности и условия применения словесных, наглядных и практических методов
3. Приемы использования наглядных пособий и технических средств обучения
принципы классификации методов обучения
Таблица 3.1. –Принципы классификации методов обучения
Основание классификации | Авторы классификации | Группы методов | Состав группы |
Уровень активности учащихся | Голант Е.Я. | 1.Пассивные 2.Активные | 1.Рассказ, лекция, экскурсия, наблюдение 2.Лабораторн. метод, практический, работа с книгой |
Источник получения знаний | Н.М.Верзилин, Е.И.Перовский, Я.Голант, Д.О.Лордкипа-нидзе | 1.Словесные 2.Практические 3.Наглядные | 1.Рассказ, беседа, лекция; 2.Опыты, упр-я, учебно-произв. труд, дид. игры 3.Демонстрации и иллюстрации |
Характер познавательной деятельности | Лернер И.Я., Скаткин М.Н. | 1.Объяснительно-иллюстративный 2.Репродуктивный 3.Проблемного изложения 4.Эвристический (частично поисковый) 5.Исследовательский | 1.Словесный, наглядный практический) 2. Повторение 3. Ученики следят за ходом мысли учит.) 4. Частичное решение задачи учениками 5.Ученики самост-но решают постав. зад., учит. пом. в затруд. |
По дидактической цели | М.А.Данилов, Б.П.Есипов, Левина М.М. | 1.Приобретения знаний 2.Формирования умений и навыков 3.Применения знаний 4. Творч. деятельности 5. Закрепления 6. Проверки знаний, умений, навыков | 1. а) Рассказ, лекция, беседа, б) иллюстр. и демонстр. 2.Упраж, лаборат. занятие 3. Опыт, упраж, лабор.занят. 4.Исследов. по поставл. проблеме 5.Беседа, работа с учебником 6. Устный опрос, выполнение письменных домаш. контрольных работ, программный контроль. |
Таблица 3.2 - Бинарная классификация методов обучения
Группы методов по основным источникам знаний | Группы методов по уровню познавательной самостоятельности и активности учащихся | ||
Объяснительно- иллюстративные | Частично- поисковые | Исследовательские | |
Словесные | Словесные объяснительно-иллюстративные | Словесные частично- поисковые | Словесные исследовательские |
Наглядные | Наглядные объяснительно-иллюстративные | Наглядные частично- поисковые | Наглядные исследовательские |
Практические | Практические объяснительно-иллюстративные | Практические частично- поисковые | Практические исследовательские |
В таблице 3.3. приведены сравнительные характеристики различных методов обучения по степени решения с их помощью учебно-познавательных, формирующих и развивающих задач.
Таблица 3.3 - Сравнительные характеристики различных методов обучения
Методы обучения | Решаемые задачи | ||||
формируют | развивают | ||||
знания | умения | мышление | память | речь | |
Словесные | ++ | - | - | - | ++ |
Наглядные | + | + | + | ++ | - |
Практические | + | ++ | ++ | + | - |
Работа с книгой | + | + | + | + | + |
Работа с мультимедиа | + | ++ | + | + | - |
Учебные дискуссии | ++ | - | ++ | + | ++ |
самостоятельная работа | ++ | ++ | ++ | + | + |
Устный и письменный контроль | ++ | - | + | + | ++ |
Примечание: ++ – решает очень хорошо; + – решает частично; - – решает слабо.
Рис.3.1 - Система методов и методических приемов обучения биологии (по Верзилину Н.М., Корсунской В.М.)
Рис. 3.2 - Система средств обучения по биологии (реальные (натуральные), знаковые (изобразительные), вербальные (словесные), информатизационные (использование в том числе компьютеров) (Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д., 2003).
Таблица 3.4- Изобразительные средства наглядности
Группы | Виды |
Плоскостные двухмерные статические | |
I. Таблицы | 1. Цифровые, 2. Иллюстративные, 3. Текстовые, 4. Схематические, 5. Графические, 6. Комбинированные, 7. Черно-белые, 8. Цветные, 9. Фабричные, 10. Самодельные, 11. Динамичные, 12. Статичные. |
II. Рисунки | 1. Книжные, 2. Альбомные, 3. Табличные, 4. Досковые, 5. Меловые, 6. Черно-белые, 1. Цветные, 8. Карандашевые, 9. Чернильные, 10. Тушевые, 11. Фабричные, 12. Самодельные, 13. Аппликационные. |
III. Фотографии | 1. Черно-белые, 2. Цветные, 3. Макрофотографии, 4. Микрофотографии. |
IV. Дидактические карточки | 1.Цифровые, 2.Иллюстративные, 3.Схематические, 4.Графические, 5. Черно-белые, 6. Цветные, 7.Комбинированные, 8.Карандашные, 9.Чернильные, 10.Тушевые, 11. Фабричные, 12.Самодельные, 13 шорные конспекты по Шаталову, 14.Аппликационные. |
V. Картины | 1. Черно-белые, 2. Цветные, 3. Масляные, 4. Карандашные, 5. Тушевые, 6. Оригиналы, 7. Копии, 8. Пейзажные, 9. Портретные, 10. Натюрмортные, 11.Аппликационные. |
Объемные трехмерные динамические и статические | |
VI. Муляжи | Плоды садовых, овощных, полевых и прочих культур; болезни плодов и пр. |
VII Макеты | Макеты животных, растений и их органов; сельскохозяйственных построек, технологий, их операций и процессов и т.д. |
VIII ТСО | 1. Кинофильмы, 2. Диафильмы, 3. Кинофрагменты, 4. Кинокольцовки, 5, Эпидиаскопы, 6. Кодоскопы, 7. Микроскопы, 8. Микропроекторы, 9. Компьютеры. |
Применение комплексов средств обучения на уроках способствует:
1) лучшей организации работы учителя;
2) выработке умений работы учеников с разными видами наглядных пособий;
3) должно создавать условия для самообразования учеников;
4) создавать условия для использования разных методических систем и образовательных технологий.
Задача учителя – из полной системы средств обучения выбрать для урока именно те, которые во взаимном сочетании дадут наибольший эффект. Созданный комплекс средств обучения отражают в поурочном плане.
Тема 4. «Формы организации обучения биологии»
1. Основные формы организации обучения биологии
2. Традиционная индуктивно-урочная технология
3. Организация и виды самостоятельной работы учащихся
4. Особенности работы с особо одаренными и неуспевающими учениками