ФОРМУЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Рис.10.11. Алгоритм расчета стоимости бизнеса методом аналогичных продаж

Рис.10.10. Определение стоимости бизнеса с помощью метода дополнительной прибыли

Рис.10.9. Определение стоимости бизнеса с помощью метода экономической прибыли

Рис 10.8. Определение стоимости бизнеса с помощью метода дисконтирования денежных потоков

Рис.10.7. Определение стоимости бизнеса с помощью метода прямой капитализации

 

 

Метод оценки стоимости бизнеса на базе опционов является модификацией стандартного метода дисконтирования денежных потоков, но с учётом возможных изменений стратегических ориентиров и утверждения новых управленческих решений по мере поступления дополнительной информации. Используется при определении стоимости стратегической и оперативной гибкости производственно-коммерческой системы.

Опционы могут быть включены в баланс предприятия как в виде активов так и в виде пассивов. Опционы на стороне активов обеспечивают гибкость и создают добавочную стоимость бизнеса только при условии превышения их экономических результатов над затратами по заключению и выполнению. Опционы на стороне пассивов оказывают существенное влияние на показатель средневзвешенных расходов на капитал. Метод дисконтирования денежных потоков базируется на постулате, что потенциальный инвестор платит не за набор средств труда, команду работников, совокупность прав на интеллектуальную собственность и т.п., а за конечный поток средств (капитала). Этот метод оценки не используется при условии систематической убыточности деятельности предприятия, а также при оценке новых видов бизнеса.

Преимущество метода экономической прибыли над методом дисконтирования денежного потока в том, что сам показатель экономической прибыли позволяет оценить результаты деятельности фирмы в отдельно взятом году, в то время как чистый денежный поток не даёт такую возможность.

Метод дополнительной прибыли определяет стоимость бизнеса на основе сравнения средней доходности (прибыльности) в отдельной отрасли и доходности участия капитала в конкретном бизнес-проекте. Расчётная стоимость бизнеса равна сумме рыночной стоимости приведенной стоимости среднегодового капитала и приведенной стоимости капитализированного за определённый период избыточного дохода от деятельности предприятия.

 

1.Общие формулы для расчета стоимости предприятия с помощью методов дисконтных денежных потоков и капитализации прибыли:

1.1 СП = +,

где- стоимость дисконтных денежных потоков в прогнозируемом периоде;

- стоимость дисконтных денежных потоков по завершению прогнозируемого периода.

1.2 СП=,

где – продленная стоимость;

- денежный поток -го прогнозируемого года – количество лет прогнозируемого периода.

2. Продолжена стоимость (аналогично модели Гордона для оценки стоимости реверсии),продленная стоимость с учетом факторов стоимости – рентабельности, темпов роста.

2.1 = ,

где - денежный поток в первый год после завершения прогнозного периода;

q -ожидаемые темпы роста денежного потока в бессрочной перспективе; (формула имеет смысл только тогда, когда q меньше r);

2.2 =,

где - чистая прибыль от основной деятельности в первый год после завершения прогнозируемого периода;

- ожидаемая рентабельность новых инвестиций;

3. Стоимость предприятий по методу прямой капитализации

3. СП =

где ЧП – величина чистой прибыли, которая получена за последний отчетный период или ожидаемая в первый прогнозный период;

- коэффициент капитализации ( методы расчета представлены темой 5 ).

4. Денежный поток, который генерируется всем инвестируемым капиталом

= П × (1-НП) + А – I – ΔBOK +

где – изменение долгосрочных обязательств;

Δ BOK – изменение величины собственного оборотного капитала;

П – прибыль к выплате процентов по обязательствам и к оплате налогов;

НП – ставка налога на прибыль;

I – инвестиции, их размер; А – амортизация;

5. Денежный поток, который генерируется собственным капиталом

5. = ( П -) (1 – НП) + А – I – ΔBOK +

где – процент по обязательствам;

– изменение долгосрочных обязательств;

Δ BOK – изменение величины собственного оборотного капитала;

П – прибыль к выплате процентов по обязательствам и к оплате налогов;

НП – ставка налога на прибыль; I – инвестиции, их размер; А – амортизация;

6. Метод экономической добавочной стоимости ( EVA )

6.1 ЕДС = (РА – ССК) К

6.2 ЕДС = П ( 1-НП) - ССК×К

где РА – рентабельность активов ( всего капитала);

П – прибыль к выплате процентов по обязательствам и к оплате налогов;

НП – ставка налога на прибыль;

К – инвестированный капитал ( стоимость активов предприятия); ССК – средневзвешенная стоимость капитала;

7. Стоимость предприятия ( метод экономической добавочной стоимости)

7. СП = К +

где К – инвестированный капитал ( стоимость активов предприятия);

ЕДС - экономической добавочной стоимости;

ССК – средневзвешенная стоимость капитала;

– количество лет прогнозируемого периода;

8. Ценовой мультипликатор

8. М =

где Ц - цена предприятия – аналога ( его акции);

ФП – базовый финансовый показатель предприятия;

9. Стоимость предприятия ( метод сравнительного подхода)

9. СП = М ×

где М – ценовой мультипликатор;

- базовый финансовый показатель объекта оценки;

10. Чистые активы предприятия

10.1 ЧА = А – О

10.2 ЧА = ( Н + О + Б) – ( З + Д + Т )

где А – сумма всех активов;

О- сумма всех обязательств;

Н – необоротные активы;

О – оборотные активы;

Б – затраты будущих периодов;

З– обеспечение следующих затрат и платежей;

Д – долгосрочные обязательства;

Т – текущие обязанности;

11. Стоимость скорректированных чистых активов

11. ЧА' = А ×– О ×

где А – активы;

О - обязанности ;

- индекс инфляции;

12. Дисконтный метод определения стоимости репутации на основании высшего учетного процента. Основными показателями в этом случае является официальный учетный процент или учетная ставка банка и коммерческая учетная ставка на протяжении определенного времени.

12. = ×(D - И)

- высшая учетная ставка ;

И – стоимость имущества предприятия;

D – дисконтированная величина будущей прибыли, которая дает возможность определить современную стоимость или финансовый эквивалент будущей денежной суммы, то есть уменьшить его на доход, нарастает за определенный период по правилу сложных процентов;

13. Метод ежегодного определения стоимости репутации фирмы (гудвилу)

13. = r×n×(D – И)

где И - стоимость имущества предприятия;

D – дисконтированная величина будущей прибыли, которая дает возможность определить современную стоимость или финансовый эквивалент будущей денежной суммы, то есть уменьшить его на доход,нарастает за определенный период по правилу сложных процентов;

r– учётная ставка;

n – количество лет;

14. Стоимость репутации предприятия ( метод Грефа)

14. = × (D – И)

где m – количество лет падения гудвила фирмы;

r – учетная ставка;

И - стоимость имущества предприятия;

D – дисконтированная величина будущей прибыли, которая дает возможность определить современную стоимость или финансовый эквивалент будущей денежной суммы, то есть уменьшить его на доход, нарастает за определенный период по правилу сложных процентов;

15. Стоимость репутации предприятия ( комбинированный метод, выходят из процентной ставки амортизации или реинновации капитала, прибыль предприятия, период амортизации имущества)

15. = k (Z – R × И)

k =

где И – стоимость имущества предприятия;

R – процентная ставка амортизации( реинновации капитала);

Z - годовая прибыль;

n – количество лет амортизации имущества( реинновации капитала).

 

Пример 1.1 Пример корректировки финансовой отчетности. Предприятие зарегистрировано и начало деятельность с января n-го года. Кумулятивный прирост инфляции составит 93,7%

Таблица 10.3. Индексы инфляции

Период Значения
Начало года 100,0
Конец года 119,2
Средний за год 101,5*
На дату формирования уставного капитала 100,0
На дату приобретения основных средств 108,4
На дату приобретения товаров, которые не реализованы на дату баланса 107,5
На дату приобретения финансовых инвестиций 108,6
На дату реализации финансовых инвестиций 114,5
На дату получения процентов 11,3

 

*Рассчитано как средние геометрическое месячных индексов: корень квадратный из 12 (1,015*1,01*1,01*1,023*1,024*1,001*0,99*1,01*1,014*1,011**1,029*1,041)=101,5%

 

Таблица 10.4. Корректировка баланса( тыс. грн. )

 

Статья Код рядка Балансовая сумма для корректировки Коэффициент корректировки Скорректированная стоимость  
Актив        
Основные средства: остаточная стоимость -
первоначальная стоимость 119,2//108,4
износ 119,2/ /108,4
Товары 119,2/ /107,4
Дебиторская задолженность за товары, работы, услуги- чистая реализационная стоимость -
Денежные средства и их эквивалент в национальной валюте -
Денежные средства и их эквивалент в национальной валюте -
Баланс -
Пассив        
Уставной капитал 119,2/100
Неразделенная прибыль (непокрытый убыток) -
Кредиторская задолженность за товары, роботы, услуги -
Баланс -

 

*Примечание. Для учета запасов предприятия применяем метод ФИФО. Запасы, которые остались были приобретены в начале второго полугодия.

Пример 1.2.

Таблица 10.5. Корректировка отчета про финансовые результаты ( тыс. грн.)

Статья Код рядка Балансовая сумма для корректировки Коэффициент корректировки Скорректированная стоимость  
Доход (выручка) от реализации продукции ( товаров, робот, услуг) 119,2/101,5
Доход (выручка) от реализации продукции ( товаров, робот, услуг)   119,2/101,5    
Налог на добавленную стоимость 119,2/101,5
Чистый доход ( выручка) от реализации продукции (товаров, робот, услуг) 0,35 -
Себестоимость реализованной продукции ( товаров, робот, услуг) - 415*
Валовая прибыль -
Административные траты( в т.ч. амортизация 5 тыс.грн.) - 35**
Административные траты( в т.ч. амортизация 5 тыс.грн.) - 35**
Затраты на сбыт ( в т.ч. амортизация 75 тыс. грн.) - 194***
Другие операционные траты 119,2/101,5
Прибыль от операционной деятельности -
Другие финансовые доходы 119,2/11,3
Другие доходы**** 119,2/114,5
Другие траты**** 119,2/108,6
Убыток от влияния монетарные статьи инфляции на - -
Прибыль от обычной деятельности до налогообложению -

*(400 × 119,2/101,5)+(50×119,2/107,5)=415;

**(5×119,2/108,4)+(25×119,2/101,5)=35;

***(75×119,2/108,4)+(95×119,2/101,5)=194;

**** Эти статьи содержащие информацию соответственно про доходы и траты от реализации финансовых инвестиций.

 

 

ЛЕКЦИЯ 11: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

План

1. Особенности оценки потенциала предприятия для мониторинга текущих возможностей

2. Специальные случаи использования оценки предприятия

3. Финансовый кризис – отсутствие потенциала для успешного функционирования предприятий

11.1. Особенности оценки потенциала предприятия для мониторинга текущих возможностей.

Мониторинг текущих возможностей предприятия можно определить как систему постоянного наблюдения за реализацией внутренних бизнес-процессов и компетенций с целью выявления соответствия результатов, которые достигаются, результатам, которые ожидались(планировались).

Базовые принципы организации мониторинга :

1. Целостность

2. Оперативность

3. Нацеленность на прогноз

4. Приоритет управления

5. Целостность

6. Соответствие целей мониторинга средствам организации

Особенности потенциала :

1)динамическая, которая окажутся в постоянном развитии его элементов;

2) сложность структуры, которая должна охватить все его элементы и определить их иерархию; комплексность, которая означает необходимость изучения элементов потенциала через их взаимосвязь и взаимодействие;

3)функциональность, которая оказывается в достижении того или другого уровня реализации возможностей через выполнение определенных функций.

Процесс организации мониторинга| текущих возможностей состоит из таких этапов:

1) Определения целей и заданий(например, определение динамики и тенденций развития совокупного потенциала через взаимодействие отдельных его элементов, оценка уровня реализации имеющихся возможностей, актуализация информации о реализации потенциала предприятия и др.

2) Определение процессов, которая наиболее существенно влияют на формирование и реализацию текущих возможностей(например, для производственного предприятия такими процессами могут быть планирование и обеспечение производства, непосредственно |производство, сбыт продукции, финансирования, информационное обеспечение, работа с кадрами и др.

3) Определение состава информации, которая адекватно характеризует ключевые процессы. Эта информация должна охватывать все элементы потенциала, которые взаимодействуют в процессе реализации определенных бизнес-процессов(технико-технологических, производственный, финансовый, маркетинговый, кадровый потенциал и др|.)

4) Построение модели потенциала предприятия и на ее основе - модели мониторинга.

Построение модели потенциала осуществляется с соблюдением таких основных требований :

- необходимость обеспечения четкого определения текущих реализованных и нереализованных возможностей сбыта, производства, снабжения, финансирования, динамики их реализации с учетом внутренних взаимосвязей

- обязательное наличие критериев, которые позволяют выучить качество реализованных возможностей в соответствии с рыночными требованиями

- обеспечение возможностей изучения причин замедления темпов реализации потенциала те отставания от при плановом уровне, уровне конкуренции

- обеспечение возможности изучения характера внутренних коммуникаций

- наличие критериев рациональности функционирования отдельных элементов потенциала и их взаимодействия

11.2. Специальные случаи использования оценки предприятия.

Специальные случаи применения оценки предприятия :

1) Выкуп паев(акций) закрытых компаний (обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ)

2) Проверка цены предложения по акциям закрытых акционерных обществ большими профессиональными инвесторами

3) Обоснование вариантов проведения санации предприятий-банкротов

4) Подготовка к продаже предприятий, которые приватизируются

5) Эмиссия новых акций

Характеристики специальных случаев применения оценки бизнеса :

1) Выкуп акций - определяется, как правило, учредительными документами, а для оценки стоимости пая, который искупается, существуют такие возможные варианты: компенсация за пай равняется нарицательной стоимости начального взноса; выкуп обществом пая осуществляется по его нарицательной стоимости, индексированной на уровень инфляции, который сложился за период обладания паем; компенсация за пай равняется его нарицательной стоимости. Увеличенной на капитализированные прибыль|, пропорциональные величине паевого взноса; стоимость пая равняется его рыночной стоимости, которая рассчитывается как пропорциональная часть от общей рыночной стоимости.

2) Выпуск новых акции - предприятия являются важным средством дополнительного привлечения капитала в том случае, когда предприятие эмитент в состоянии реинвестированию средств|, полученные из фондового рынка, в проекты, эффективность которых доказана, часто встречаются ситуации, когда предприятия не способны перспективно реинвестировать средства через необходимость покрытия своих текущих убытков, поддержки имеющихся мощностей, пополнения собственного оборотного капитала, выплат за просроченными долговыми обязательствами.

3) Подготовка к продаже предприятий, которые приватизируются, - цена, за которой предприятие (или часть участия в нем) предлагается к продаже, не должна быть заниженной, чтобы не нанести прямых имущественных убытков государству( государственному или местному бюджету) или завышенной, чтобы срок экспозиции предприятия не превышал максимально возможный из-за отсутствия покупателей(инвесторов).

4) Санация предприятий - банкротов официальных или фактических обанкротившихся - предусматривает их финансовое оздоровление, направленное на повышение продажной цены. Особенностью оценки таких предприятий является прогнозирование их оценочной стоимости. Различают такие санационные мероприятия, которые влияют на оценку предприятия, : санация в режиме экономии; санация на основе новых инвестиционных проектов с коротким сроком окупаемости; санация на основе продолжения перспективных инвестиционных проектов, которые были начаты раньше, но на их завершение предприятию не хватало времени и средств.

5) Проверка цены предложения акций закрытых акционерных обществ - связана с существованием возможности завышения или занижения акционерными цены своих акций с целями, которые противоречат целям развития общества.Поэтому профессиональное инвесторы осуществляют собственную проверку адекватности цены, которая предлагается, рыночным условиям с использованием всех возможных приемов и методов.

11.3. Финансовый кризис – отсутствие потенциала для успешного функционирования предприятий.

Антикризисное финансовое управление - система приемов и методов управления финансами, направленная на предупреждение финансового кризиса и банкротства предприятия.

Антикризисное финансовое управление предприятием можно рассмотреть в двух ракурсах:

1) Это система профилактических мер, направленных на предупреждение финансового кризиса, : постоянный анализ сильных и слабых сторон предприятия, прогнозирования банкротства, управления рисками, внедрения системы предупредительных мероприятий и тому подобное;

2)Это система управления финансами|, направленная на выведение предприятия из кризиса,

3) Финансовый контролинг включает широкий круг функций и заданий :

- Разработка финансовой стратегии

- Прогнозирование

- Планирование и бюджетирование

- Координация планов и деятельности

- Финансовый анализ

- Оценка и управление финансовыми рисками

- Внутренний аудит и контроль

- Информационное обеспечение

- Методологическое обеспечение и внутренний консалтинг.

Процесс создания системы раннего предупреждения условно можно разделить на шесть этапов:

1) Определить сфер наблюдения

2) Определение индикаторов раннего предупреждения

3) Расчет целевых показателей и интервалов, их изменений в разрезе каждого индикатора

4) Формирование заданий для аналитических центров

5) Разработка выводов относительно влияния тех или других факторов на деятельность предприятия

6) Формирование информационных каналов : обеспечение поступления информации в СРПР и от системы к ее пользователям

Одним из главных заданий СРПР есть выявление угрозы банкротства - прогнозирование банкротства, одним из методов прогнозирования есть дискриминантный | анализ.

Целью финансовой санации является покрытие текущих убытков и устранения причин их возникновения, возобновления или сохранения ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращения всех видов задолженности, улучшения структуры капитала и формирования фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мер производственно-технического характера.

В организации финансовой санации предприятий различают три основных функциональных блока:

1) Разработка плана санации;

2) Проведения санационного аудит;

3) Менеджмент санации

Санационная возможность - это наличие у предприятия, которое находится в финансовом кризисе, финансовых, организационно-технических и правовых возможностей, которые определяют его способность к успешному проведению финансовой санации.

К общим предпосылкам санационной возможности принадлежат наличию в предприятия эффективной санационной концепции и потенциала для будущей успешной деятельности, а именно:

А) Стойких позиций на рынке и реальных возможностей увеличения объемов реализации;

Б) конкурентных преимуществ;

В) Производственного и кадрового потенциала

Г) Реальной и действенной санационной концепции

Санация - мероприятия относительно оздоровления предприятия в рамках осуществления дела о банкротстве.

Досудебная санация - система мероприятий по возобновлению платежеспособности должника, что осуществляются владельцами должника или менеджментом предприятия, которое находится в кризисе, с целью предотвращения его банкротства и ликвидации путем реорганизации|, организационно-хозяйственных, управленческих, финансово-экономических, правовых и др. мероприятий в пределах действующего законодательства к началу нарушения осуществления дела о банкротствах.

Для санатора мотивирующими стимулами к участию в санации могут быть:

- Получение контроля над предприятием-должником;

- Эффект синергизма;

- Связан с новыми возможностями внутренней кооперации;

- Диверсификации продукции или рынка сбыта товара;

- Сохранение надежного поставщика сырья и материалов| или потребителя своей продукции;

- И тому подобное.

План санации считается одобренным, если за него на заседании комитета кредиторов было отдано больше половины голосов кредиторов - членов комитета кредиторов.

Арбитражный суд специальным постановлением утверждает условия санации предприятия-должника, которые могут иметь вид, :

- Плану реорганизации

- Плану финансовой санации

Обязательными составляющими плана реорганизации являются:

1) Условия участия санатора в удовлетворении требований кредиторов;

2) Условия и порядка реорганизации юридического лица должника;

3) – механизм выплаты сенатором долга кредиторам( сроки, последовательность, формы и тому подобное)

Включение санатора в состав участников (владельцев) предприятия может происходить такими основными способами:

1) В ходе увеличения уставного фонда должника, когда все или большая часть корпоративных прав новой эмиссии выкупаются сенатором;

2) В результате переуступки части корпоративных прав в пользу санатора владельцами предприятия, которое подлежит санации;

3) В результате слияния, поглощения или присоединения

Формы реструктуризации :

1) Реструктуризация производства

2) Реструктуризация активов

3) Финансовая реструктуризация

4) Корпоративная реструктуризация (реорганизация)

Виды реорганизации предприятия :

1. Укруплення предприятия

1.1 слияние

1.2 поглощение

1.3 присоединение

2. Измельчение предприятия

2.1 разделение

2.2 выделение

3. Без изменения размеров предприятия

3.1 превращение